Основные направления государственной образовательной политики России на рубеже веков

В начале 1990‑х гг. Министерство образования России во главе с министром образования Э.Д. Днепровым предприняло в целом успешный опыт реформы социально-гуманитарного образования в школах и вузах России, направленность которой соответствовала общим тенденциям мирового развития постиндустриальных стран. Исторический опыт становления постсоветской системы общего исторического, социально-гуманитарного образования в России показывает, как непросто осуществлять образовательные реформы, модернизировать систему общего образования.

Образовательная политика России за двадцать лет существования суверенного Российского государства отражает сложный процесс поиска и формулирования общенациональных интересов в сфере образования, которые должны стать базовыми приоритетами для системы образования. Российская образовательная политика должна учитывать мировые тенденции развития сферы образования, но в отличие от советской она не имеет классового характера, не противопоставляет Россию мировому сообществу государств и предполагает широкое международное сотрудничество в этой области.

Одним из направлений образовательной политики России является сотрудничество с авторитетными международными организациями, определяющими перспективы развития образования в современном мире, – ЮНЕСКО, Советом Европы и др.

Образовательная политика России в области общего образования в целом и социально-гуманитарного образования в частности в определенной степени учитывает рекомендации авторитетных международных организаций. Так, в соответствии с рекомендациями Совета Европы в образовательной практике России были сделаны акценты на соблюдении прав и основных свобод человека, развитии плюрализма, демократии, укреплении доверия и взаимопонимания между народами Европы.

Вместе с тем было бы наивно утверждать, что все рекомендации международных организаций в области изучения истории могут и должны быть восприняты российским педагогическим сообществом как императив. Социокультурные особенности российского общества, педагогические традиции таковы, что многое из педагогического опыта стран Западной (Евро-Атлантической) цивилизации вряд ли может быть перенесено на отечественную почву.

К тому же в ряде случаев такой перенос, прямое заимствование подходов, копирование даже интересного опыта приводит к определенным деформациям системы образования. Так, например, введение единого государственного экзамена по истории, гуманитарным предметам в стандартизированной форме, ориентированной преимущественно на выявление предметных образовательных результатов, в определенной степени затруднило деятельность педагогов по достижению личностных результатов образования.

Мы имеем в виду, что при аттестации педагогов в первую очередь учитываются результаты ЕГЭ, предметных олимпиад. В этих условиях деятельность педагогов в области нравственного воспитания, духовного развития школьников средствами истории фактически остается их частным делом и в большинстве случаев не учитывается органами управления образования. Вряд ли нужно доказывать, что сдача единого экзамена по истории в формате ЕГЭ значима для 12–15 процентов школьников, которые с помощью экзамена решают вопросы своей будущей профессиональной карьеры.

А общество в целом, подавляющее большинство школьников заинтересованы в том, чтобы школьные уроки истории, практикумы, викторины, исторические реконструкции, исследовательские проекты сформировали интерес к истории своей семьи, своего региона, своей страны, культурному наследию человечества. Решение всех этих задач и составляет цель школьного исторического образования в широком гуманистическом смысле. Эта «сверхзадача» исторического образования может быть определена как задача воспитания российской гражданской идентичности средствами исторического и гуманитарного образования в целом. Именно в этой области российская педагогика имела и имеет богатые исторические традиции. Не странно ли, что эти традиции теряют актуальность?

Среди приоритетов образовательной политики следует также назвать сотрудничество со странами СНГ и сохранение с ними общего образовательного пространства. Особенно результативно сотрудничество в этой области с Республикой Беларусь. Значимым направлением для российской системы образования является поддержка соотечественников за рубежом.

Государственная образовательная политика Российской Федерации, как декларируется на разных уровнях, направлена на сохранение Россией её места в ряду ведущих стран мира, её международного имиджа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки и образования. Вместе с тем у гражданского общества, педагогического сообщества сегодня возникают вопросы о приоритетах этой политики, о сущностных смыслах стратегии модернизации.

Основная цель стратегии модернизации образования, как вытекает из анализа документов государственной политики, состоит в достижении качества образования, отвечающего новым социально-экономическим условиям России, основным направлениям развития страны. Анализ документов Правительства РФ, Министерства образования РФ показывает, что главной стратегической линией развития образования является его адаптация к изменившимся социально-экономическим условиям, новым реалиям. Вместе с тем многие педагоги, как показывает наш опыт, еще не в полной мере осознали эти новые реалии, вызовы глобализации. Вопрос о том, в какой степени это реальное состояние педагогического сообщества, менталитет педагогов должны учитываться государством при проектировании стратегии развития образования, остается открытым.

Вырабатывая стратегию развития образования в России в ХХI в. необходимо учитывать такие тенденции мирового развития, как становление постиндустриального информационного общества, технологическая революция, глобализация и интеграция мировой экономики, рост международных коммуникаций и др. Эти тенденции предъявляют все более растущие требования к общей культуре и компетенции человека, к его функциональной грамотности, общей и профессиональной образованности. Российская система образования должна быть в состоянии ответить на эти вызовы ХХI в. Остается открытым вопрос, в какой степени образовательная политика России, которая в идеале отражает общенациональные интересы в сфере образования, должна учитывать общие тенденции мирового развития?

К тому же общенациональные интересы России в сфере образования в настоящее время еще не в полной мере сформулированы и отрефлексированы гражданским обществом.

Учет ведущих тенденций мирового развития в ХХI в., при условии, что он останется приоритетом развития российской системы образования, предполагает осуществление в системе образования ряда значительных преобразований. Эти изменения должны позволить системе образования в целом и образования исторического в частности отреагировать на следующие вызовы:

1) ускорение общественного развития, расширение возможностей политического и социального выбора для граждан, что предполагает подготовленность школьников к сознательному участию в демократических процедурах, формирование гражданской культуры; воспитание гражданственности;

2) переход к постиндустриальному, информационному обществу, который предполагает формирование информационно-коммуникативной компетентности школьников как приоритетную задачу;

3) значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, что актуализирует значимость развития толерантности и способности к коммуникации;

4) рост глобальных проблем, что требует формирования готовности к международному сотрудничеству в решении этих проблем;

5) структурные изменения в сфере занятости, предполагающие мобильность граждан, что актуализирует потребность в формировании опыта самообразования, умения учиться, выстраивать индивидуальную образовательную траекторию.

Обобщая всё сказанное выше, подчеркнем, что в ХХI в. фундаментальные изменения в общественной жизни предъявляют новые требования к личности. Человек в современном мире должен обладать ответственностью и инициативностью, способностью быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, способностью выбирать, сформированностью нравственных ценностей и основных социально-значимых компетентностей, новым типом функциональной грамотности. В своей совокупности названные характеристики определяют основные целевые установки развития системы общего образования в целом и социально-гуманитарного в частности, её качественные параметры.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: