Глава 2. Разбор составления программы туристической анимации в научной литературе

При организации анимационных программ необходимо учитывать особенности, присущие различным возрастным категориям отдыхающих на туристских объектах.

Анимационная деятельность на туристском предприятии должна быть тщательно спланированной, регламентированной и организованной как финансово, так и методически.

Стратегия анимационной деятельности определяется стратегическим видением и миссией туристского гостиничного комплекса. Анимационное гостиничное подразделение должно иметь свои цели (краткосрочные и долгосрочные) и задачи для достижения общей цели гостиничного предприятия – успешного функционирования на рынке сферы обслуживания. Выполнение этих частных целей и задач ведет к общей заинтересованности в результатах работы всего предприятия.

Создание стратегии – глубокий, творческий, азартный процесс. Это особенно касается анимационной деятельности. Здесь трудно дать жесткие рекомендации по планированию и формулировке концепции. Назовем лишь те элементы корпоративной гостиничной философии, которые можно использовать при создании концепции анимационной деятельности конкретного предприятия сферы гостеприимства:

- использование каждой возможности, чтобы пробудить гостей к активной жизни, привести их в восторг, добавить им удовольствия, познакомить друг с другом, чтобы они с первых минут пребывания в отеле почувствовали себя комфортно, обеспечить им приятный, запоминающийся отдых, создать семейную атмосферу радости и дружбы.

- создание расслабляющей обстановки.

- территориальное рассредоточение анимационных программ (гости не должны испытывать помех от развлечений других).

- наличие эксклюзивной анимации, предварительное анонсирование и приглашение гостей.

- соблюдение высокого единого стандарта: каждый гость обслуживается одинаково.

- создание условий для неограниченной свободы проведения отпуска с наименьшим количеством правил.

- использования во всем единого дизайна и униформы.

В гостиничной анимационной концепции должны быть сформулированы основные требования к построению программ. В качестве базовых требований можно определить следующие:

1. Программами должны быть охвачены все способы досуга.

2. Реализация программы должна превзойти ожидания гостей.

3. Программы должны обеспечить расслабляющую, приятную обстановку.

4. Ежегодно программы должны изменяться для удовлетворения растущего желания и ожидания гостей, особенно завсегдатаев.

5. Для достижения адаптивности необходимо обеспечить баланс между стандартизацией (общими элементами) программы и ее неповторимостью (эксклюзивными элементами).

6. Программа каждого дня должна содержать сюрприз, интригу, предлагать одновременно 3-4 мероприятия и соответствовать различным желаниям и интересам.

7. Программа должна быть ненавязчивой, а завлекательной.

Немаловажное значение в концепции анимации занимает следование единому стандартному фирменному стилю. Фирменный стиль должен присутствовать во всех сферах деятельности туристского комплекса и в том числе в анимационных услугах.

Технология создания и реализации анимационных программ для молодежи, как система состоит из нескольких взаимосвязанных подсистем. Рассмотрим каждую из них:

Организационная – организация совместной деятельности анимационной команды, экономического, технического, рекламного отделов;

Инструкторско-методическая – создание и разработка сценариев мероприятий, текстов экскурсий, подбор спортивных игр и соревнований, составление маршрутов походов с последующей разработкой методических рекомендаций на основе обобщения опыта;

Режиссерская – распределение ролей, составление планов репетиций, постановка спектакля, шоу;

Техническая – подготовка технических средств (объектов, сооружений, инструментов и т.д.), площадки (сцены) для анимационных мероприятий, реквизита, декораций, освещения, музыкального сопровождения и пр.

Успех анимационной программы во многом зависит от правильно организованной рекламной кампании. Реклама, как известно, это информация о потребительских свойствах товаров и видах услуг с целью их реализации и создания спроса на них. Это инструмент, с помощью которого потребителю дается информация о содержании, особенностях, привлекательности конкретной программы с целью заинтересовать его, побудить приобрести рекламируемых товар и стать участником анимационной программы.

В гостиничных комплексах на видных местах вывешиваются стенды с информацией о развлечениях, где должны быть указаны анимационные мероприятия, время их проведения и другие необходимые сообщения. Анимационную программу дня необходимо сообщать утром по гостиничному радио.

Для того чтобы создать анимационную программу, недостаточно только хорошо разбираться в законах ее драматургического построения. Необходимо знать и точно понимать возможности каждого выразительного средства, уметь использовать возможности методов художественного монтажа, иллюстрирования, театрализации игры. С помощью этих методов и выразительных различных средств создается, т.е. из проекта переходит в реальную конструкцию анимационная программа, в которой решаются социально-педагогические и психологические задачи.

Применение тех или иных методов невозможно без освоения сценарно-режиссерской технологии анимационной деятельности, которая составляет основу зрелищных мероприятий и включает принципы драматургии (массового действа, которое создается через выстраивание и проигрывание сюжетно-образного решения программы) и режиссуры массовых анимационных программ.

Практическое применение методик создания сценария подчиняется определенным принципам, закономерностям и способам, т.е. имеет свою драматургию, так как если в театральном творчестве в качестве исходного материала выступает конкретная пьеса и на основе ее литературного материала создается идейно-насыщенный спектакль, то в анимационной программе это происходит с помощью выразительных средств на основе самой жизни, реального фактического или исторического материала, реальных героев или исторических персонажей.

Создание сценария программы и его воплощение – процесс творческий, требующий выдумки, фантазии, оригинальных приемов организации действия. Он должен обладать действенностью и зрелищностью (причем зрелище должно быть увлекательным, захватывающим), носить характер «зримого сценария», т. е. быть не просто литературно описательным, а предвидеть все эпизоды, узловые моменты действия и то, как они будут происходить.

Сценарий анимационного мероприятия специфичен. Его специфика заключается в том, что это не просто художественное произведение, а развернутый план действий, включающий разнообразнейшие элементы, каждый из которых имеет свое содержание и структуру.

Важным этапом работы над сценарием является композиционное решение, т. е. построение, расположение компонентов, составляющих действие, установление между ними смысловой и хронологической зависимости, порядок их включения в действие.

Кроме общего композиционного решения в сценарии разрабатываются и композиции каждого из входящих в него элементов – конкурсов, игр, концертов, представлений, аукционов. Так как каждая форма массовой анимационной деятельности является действием организованным, то оно строится на основе общих драматургических принципов.

Анимационные программы, которые разрабатываются в контексте определенных видов молодежного туризма, имеют свои особенности. Они направлены на релаксацию и активизацию туристов.

Спортивно оздоровительные программы отличаются от спортивных тем, что они рассчитаны на туристов, любителей спорта и активного отдыха, для которых курортный отель – это единственное место и возможность восстановления сил и здоровья через активные физические нагрузки в условиях чистой природы и чистого воздуха.

Спортивно-развлекательные программы ориентированы на туристов любого возраста. Они строятся на вовлечение туристов в активное движение через заманчивые, увлекательные, веселые конкурсы и безобидные состязания.

Спортивно-познавательные программы строятся на приобщении туристов к духовно-нравственным ценностям в процессе активного отдыха (походы, пешеходные экскурсии).

Приключенческо-игровые анимационные программы строятся на прикосновении туриста с интересным, волнующим, необычным (например, участие в ролевых играх и конкурсах, посещение пещер, пиратской вылазке, вечере народных преданий и легенд, ночном походе, тематическом пикнике). Эти программы имеют спрос независимо от пола, национальности, образования отдыхающих.

Зрелищно-развлекательные анимационные программы включают: праздничные мероприятия, конкурсы, фестивали, карнавалы, тематические дни, ярмарки, дискотеки, танцевальные вечера.

Анимационные программы типа «общение по интересам» являются по сути дела комбинациями из упомянутых программ, однако здесь необходимо уделить больше внимания той непринужденной, ненавязчивой, комфортной обстановке, которая располагала бы к общению соответственно интересам, желаниям, темпераментам и т.д. При разработке этих программ ставятся, в частности, следующие цели:

- удовлетворение потребности самовыражения;

- поощрение туристов в развитии своих умений;

- направление развлечений и навыков в созидательное русло;

- изменение имиджа расслабление напряжения;

- избавление от ежедневных проблем и стрессов;

Для того чтобы удовлетворить потребности гостей программы анимации должны меняться на протяжении всего сезона по содержанию, интенсивности, времени проведения и по другим параметрам.
2.1. Функции анимации в сфере туризма

Для целевого конструирования анимационных программ Л.В. Курило выделяет следующие функции анимационной деятельности:

- адаптационную, позволяющую перейти от повседневной обстановки к свободной, досуговой;

- компенсационную, освобождающую человека от физической и психической усталости повседневной жизни;

- стабилизирующую, создающую положительные эмоции и стимулирующую психическую стабильность;

- оздоровительную, направленную на восстановление и развитие физических сил человека, ослабленных в повседневной трудовой жизни;

- информационную, позволяющую получить новую информацию;

 

- образовательную, позволяющую приобрести и закрепить новые знания;

- совершенствующую, приносящее интеллектуальное и физическое усовершенствование;

- рекламную.

В своих научных работах Л.В. Курило выделяет основные типы анимационных программ: спортивно-оздоровительные, спортивно-развлекательные, спортивно-познавательные, развлекательно-познавательные, экскурсионные, а также комбинированные, широко использующиеся в образовательной сфере.

Анимационная деятельность как фактор всестороннего развития и активности человека требует профессионально подготовленных специалистов в данном направлении.

В зависимости от направления профессиональной деятельности выделяют следующие личностные качества специалистов анимационной деятельности:

- спортивно-туристское направление: находчивость, наблюдательность, развитые лидерские качества;

- спортивно-оздоровительное направление: физическая подготовленность, ловкость;

- зрелищно-развлекательное направление: коммуникабельность, артистизм, эмоциональность;

- познавательно-экскурсионное направление: хорошая память, эстетический вкус, интеллект.

Отметим, что личностные качества человека заложены в нем от природы, поэтому воспитывать их в рамках учебной аудитории практически невозможно. В отличие от личностных, свои профессиональные качества будущий специалист приобретает во время обучения. Его знания и умения формируются в результате сочетания теоретической и практической подготовки.

Как видно из предоставляемой выше информации, целью анимации является удовлетворенность туриста отдыхом - его хорошее настроение, положительные впечатления, восстановление моральных и физических сил.

Таким образом, значение анимации заключается в повышении качества, разнообразия и привлекательности туристского продукта; увеличении количества постоянных клиентов и спроса на турпродукт; повышении нагрузки на материальную базу турпредприятия, а следовательно, и в повышении эффективности ее использования, доходности и рентабельности туристской деятельности. Следовательно, анимация в организации отдыха туристов, крайне необходима и ею нельзя пренебрегать.

2.2. Значимая роль аниматора. Аниматор – лицо отеля.
Аниматоры – лицо отеля и климат, это люди, в чьих руках самочувствие и комфорт, настроение и увлеченность самыми разнообразными идеями, затеями, развлечениями туристов, из чего в результате и складывается сигнальная команда массовиков-затейников, гарантируя незабываемые дни, насыщая их играми, спортивными конкурсами и соревнованиями.

Во время обеда и перед ужином аниматоры встречают гостей у входа в ресторан, желают приятного аппетита, знакомятся с вновь прибывшими гостями, общаются с теми, с кем сегодня играли, приглашают принять участие в играх и развлекательных шоу после обеда. Занятые в вечернем шоу аниматоры проводят репетиции вечернего спектакля. Все аниматоры, не занятые в спектакле, принимают участие в подготовке вечерних шоу и развлекательных программ: готовят декорации, костюмы, другой реквизит, гримируют актеров, помогают им одеться и т.д.

 

 

Аниматоры работают с туристами в тесном и постоянном контакте, можно сказать, круглые сутки. Основная задача ребят – не давать людям скучать. Днем гости отеля могут их видеть за утренней зарядкой, спортивными и увлекательными играми для бодрости тела и духа,обучающими творческими мастер классами, увлекательными настольными играми. Вечером те же аниматоры организуют красочное шоу, предусматривающее участие в нем гостей отеля.Аниматоры приветливы, здороваются с туристом как со старым знакомым. Хорошая память на лица – их профессиональная обязанность.

В особенностях профессиональной деятельности аниматоров можно выделить ряд общих требований, предъявляемых к специалистам социально-культурного сервиса. Они должны:

- уметь создавать дружную семейную атмосферу;

-быть коммуникативным и найти подход к любому гостю;

-быть образованными, дисциплинированными, честными, надежными, талантливыми, приветливыми и улыбчивыми;

- уметь работать в команде;

-их прямая обязанность грамотно распоряжаться отельным пространством, использовать помещения отеля (бассейны, танцплощадки и другое) и природные объекты (морское побережье) только для проведения анимационных мероприятий

-принимать пищу вместе с гостями для знакомства, установления контакта и их информирования;

- носить униформу отеля с его логотипом, выполненную в едином стиле, дизайне;

- быть способными к смене анимационных программ, вживаться в любую роль;

- уметь получать удовольствие от работы;

 

Поскольку рабочий день аниматора длиннее, чем других работников гостиницы (во время завтрака они должны уже развлекать гостей, а ложиться спать после того, как ушел последний посетитель с танцевальной площадки, часто далеко за полночь), необходимо, чтобы они были здоровыми людьми как физически, так и психически. Аниматорам приходится проводить много времени под палящим  солнцем, поэтому важно выяснить, что у претендентов нет аллергии на солнце.

Аниматорам приходится часто выходить на сцену, заниматься спортивными играми и аэробикой, поэтому необходимо, чтобы они были в хорошей физической форме.

Работа с разными возрастными категориями туристов также обязывает разбираться в возрастной психологии и педагогике. Разнообразные виды деятельности (спортивные игры, танцы, выступления в шоу-программах, работа с детьми) заставляют их овладевать многими умениями и навыками.

Аниматор – душа общества, человек, который должен поддерживать настроение публики на самой высокой отметке. Аниматор – тот же артист, и вся его деятельность требует постоянной самоотдачи. Не всякий может выдерживать столь активный и бурный ритм, поэтому так важно хорошо организовать работу аниматоров.

Менеджер-аниматор должен знать психолого-педагогические основы,чтобы создать правильный климат в команде аниматоров, так как их работа очень энергозатратная и требует огромной самоотдачи. Менеджер должен быть лидером и настроить команду анимации на нужный лад. Важное значение имеет склонность к лидерству, а именно: умение проявлять инициативу, привлекать и направлять внимание других, предлагать им решение. Менеджеры-аниматоры должны обладать высокими деловыми качествами, глубокими знаниями психологии людей.

Одним из основных требований к аниматорам является знание языков – минимум двух, но лучше нескольких. Тогда аниматор может работать с туристами из разных стран и становится востребованным специалистом.

 

Стать аниматором непросто. Аниматор должен изначально владеть определенными навыками работы и умениями, а также должен быть психологически готов к этой работе. Всему этому учат новичков – от стеснения говорить в микрофон до искусства перевоплощения в свой персонаж. Аниматор обязан уметь написать собственный сценарий той или иной вечерней детской или взрослой развлекательной программы, чтобы ему было проще в проведении данного мероприятия, так сценарий он писал себе сам. Кроме того, проводятся специальные семинары и практические занятия по танцам, по речи – это всевозможные скороговорки, занятия по импровизации – это главный навык аниматора, выйти из любой сложившейся ситуации.Команда анимации участвует разработке программы на сезон, проведению спортивных игр и соревнований. Каждые 2 недели анимационная программа меняется, поэтому рабочий день аниматора проходит очень напряженно.

Деятельность аниматора направлена на развитие творчества туристов, обогащение содержания анимационной деятельности, поиск новых форм работы с учетом современных запросов, использование материальных средств в полном объеме.

 

Во время игры аниматор четко доносит правила до каждого игрока, обеспечивает ее непрерывность, безопасность, организованное начало и окончание с обязательным итогом и объявлением победителей. Аниматоры создают такую атмосферу увлеченности и азарта, что находящиеся неподалеку туристы переключают свое внимание на игру и сами  присоединяюся к той или иной игре. Динамичность, заводной характер состязательности позволяют людям раскрепоститься, проявить свои способности и таланты. А кроме того, командные игры еще и сближают. Следовательно, атмосфера соперничества – с одной стороны и коллективизма, взаимовыручки – с другой способствуют оживлению отдыха, а это и есть основная задача, стоящая перед аниматорами.

 

Как правило, в начале нового сезона менеджер анимационной службы при содействии команды разрабатывает и утверждает анимационную программу на весь сезон. На каждый день недели составляется расписание мероприятий, и на каждого члена команды возлагаются определенные обязанности по их проведению.

Общая программа анимации готовится таким образом, чтобы развлекательные и спортивные элементы были разнообразны по своей форме, интересны гостям и чтобы в проводимых мероприятиях было задействовано как можно больше участников. Вечерние шоу должны повторяться не чаще, чем 1 раз в 2 недели, из расчета обычного двухнедельного пребывания гостей. Сценарий, музыка, свет, хореография, костюмы – все четко продумывается и организуется членами команды и руководителем, который часто сам принимает участие в шоу-программах.

В процессе взаимодействия между туристами и персоналом формируется отношение гостя к сервису, комфорту, созданному специально для него, а значит, и настрой на отдых. От доброжелательности и профессионализма всего персонала во многом зависит, захочет ли турист воспользоваться услугами турфирмы, гостиницы еще раз. От заряженной работы аниматоров зависит, надолго ли запомнится туристу этот достаточно кратковременный отдых. Как показывает практика, многие гости отеля после отдыха продолжают общение с аниматорами, обмениваются номерами телефон, ссылками в социальных сетях, что еще раз доказывает значимость и профессионализм аниматоров.

Таким образом, аниматоры должны быть разносторонне образованны и владеть навыками организации пространства, времени и людей вокруг себя.   Главный навык - проведение большинства видов анимационных программ во всех их формах и перевоплощение в разные роли.

 

 



Вывод по 2 Главе

Анимация является своеобразной услугой, которая нацелена на развлечение туристов и рекламой отеля. Она позволяет туристам отдохнуть, получить новые впечатления и немного повеселиться. Основными функциями анимации является: адаптационная, образовательная, развлекательная и т.д. Анимационные программы, которые разрабатываются в контексте определенных видов молодежного туризма, имеют свои особенности. Они направлены на релаксацию и активизацию туристов. При организации анимационных программ необходимо учитывать особенности, присущие различным возрастным категориям отдыхающих на туристских объектах. Поэтому прежде чем разрабатывать анимацию, нужно учитывать для какой аудитории они создается.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: