Специфика и технология формирования культурного поведения подростков

Развивающие технологии имеют большое распространение на всех этапах формирования личности. Практическое освоение данных технологий начинается еще в период ранней социализации, когда ребенку необходимо приобретение знаний социальных и общекультурных, умений и навыков, которые являются фундаментальными. Часть постигается в семье, в учреждениях дошкольного, школьного и дополнительного образования, в виде посещения секции кружков и т.д., а так же множество других социальных институтов.

Спецификой является личностный подход к детям, подросткам и молодежи, так как они эмоциональны, интеллектуально восприимчивы, очень активны, как физически, так и эмоционально. Для них характерен альтруизм, это способствует вхождению в культурную общественную среду.

В окружении себе подобных они накапливают знания, так же дают свое понима­ние, свои предпочтения, рождаются кумиры, постигают групповые нравы и нормы, сравнивают и сопоставляют их с поведением взрослых.

Черты общей молодежной культуры существуют, хотя каждое поколение привносит свое, у них уже иное отношение к культуре общества и собственным культурным нравственным поведением и самовыражением. Детям, подросткам и молодежи в силу их возрастных особенностей и общепсихологических свойственно, эмоционально-чувственное отношение к культуре. Они стремится к глубокому личностному восприятию информации, идентифицирует себя с героями произведений, перенося события на себя, предпочитают зрелищные виды искусства, такие как кино, телевидение, т.д.

Нравственное воспитание необходимо в самом трудном и сложный возрасте становления личности. Это самый ответственный период, так как именно в это время складываются основы нравственности, формируются социальные нормы, отношение к себе, к людям, к обществу. В этом возрасте формируются и стабилизируются черты характера и основы поведения в обществе. Главной мотивацией этого возраста, связанны с активным стремлением к самосовершенствованию и выражению себя: самопознание, самовыражение и самоутверждение.

Все познавательные процессы достигают высокого уровня именно в подростковом возрасте, проявляется большинство жизненно необходимых, личностных и деловых качеств. В детстве это механическая память, образуется вместе с развитым мышлением, это предпосылки для дальнейшего развития логической и смысловой памяти. У подростков же они функционируют на базе сформировавшейся внутренней речи. Становится возможным обучение подростка самым различным видам практической и умственной деятельности, с возможностью использования множества иных средств и приемов.

Подростковый период имеет множество характерных именно для данного возраста противоречий и конфликтов. С одной стороны, интеллектуальная развитость подростков, которую они демонстрируют при решении разных задач, связанных со школьными предметами и другими делами, побуждает взрослых к обсуждению с ними достаточно серьезных проблем, да и сами подростки активно к этому стремятся. С другой стороны, при обсуждении проблем, особенно таких, которые касаются будущей профессии, этики поведения, ответственного отношения к своим обязанностям, обнаруживается удивительная инфантильность этих, внешне выглядящих почти взрослыми людей.

Для подросткового возраста увлечения и досуг это большая составляющая их развития личности. Увлечения необходимы им для становления личности, именно благодаря увлечениям формируются склонности, интересы, поведении, индивидуальные способности.

Особенностью подросткового возраста является стремления к познанию самого себя.

В наше время молодое поколение имеет искаженное, не достаточно правильное видение и представление о культуре поведения. Этому способствует положение, в котором оказалась наша страна, системный и кризис в целом приводит к смене ориентиров, происходит переоценке традиционных ценностей. Конкуренция советских, нацио­нальных и западных ценностей не могла не повлиять на становление новых социальных и культурных установок молодого поколения.

Необходимо изучение ценностей молодого поколения в сфере досуга, что даст возможность выявить степень адап­тации к новым социальным условиям и ценностям, а так же их потенциал.

Молодое поколение зачастую забывает о своем поведение в общественных местах, не задумывается, что и как говорит. Проблема нравственного воспитания поднимается в деятельности всех социально-культурных институтах и учреждениях досуга. Это подтверждают многочисленные публикации в средствах массовой информации, материалах конференций, законах об образовании Российской Федерации. К примеру, эта проблему выделил ректор Смоленского университета Виктор Петров. Он утверждает, что ситуация с каждым годом усугубляется, процветает в бескультурье и откровенное хамство. Так же он считает, что самое большое влияние оказывает современные технологии, телевидение, кино, интернет. Сложившуюся ситуацию лоббируют средства массовой информации. Петров считает, что необходимо решать эту проблему, в противном случае мы потеряем не одно поколение.8

Исходя из всего этого, можно сделать вывод, что молодой человек, который обладает своей творческой и интеллектуальной индивидуальностью, имеет высокий уровень культуры общения и поведения, обладает правильным пониманием моральных и нравственных норм общества, то только тогда он становиться способным к самосовершенствованию и совершенствованию общества в целом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: