Вопрос 1 Президентские выборы 2000 г. Интеграция России в западное пространство. Российская экономика в мировой экономической системе

В мае 2000г. Путин, поддержанный аппаратом, почти всей прессой и огромной массой избирателей, легко победил Зюганова и многих других кандидатов уже в первом туре. Первое президентство Путина проходило в благоприятных экономических условиях. Цены нанефть, сверх всех ожиданий, держались на очень высоком уровне, стал заметен рост производства, шло бурное строительство, повышалось благостояние людей. В отличие от Ельцина последних лет, Путина поддержали различные политические силы, а также огромная масса народа –во всех социологических опросах его рейтинг никогда не опускался ниже 60%. Путину симпатизировали многие интеллектуалы, а так называемые «силовики» вообще считали его своим. Благоприятной стала и внешнеполитическая ситуа-ция из-за того, что Путин безоговорочно поддержал «удары мести» США в Афганистане после нападения террористов 11 сентября 2001г. на Америку, что резко повысило престиж Путина и России в глазах Запада. Во внутренней политике Путин продолжил линию Ельцина на дальнейшее укрепление президентской власти для повышения ее авторитета и совершенствования системы управления. Заговорили об укреплении «властной вертикали». Она выразилась в образовании семи федеральных округов во главе с полномочными представителями президента, осуществляющими не предусмотренный конституцией контроль за местными властями. Была реформирована также верхняя палата Федерального собрания –Совет Федерации. Если раньше в него входили губернаторы и президенты, которые могли и не утвердить постановления Думы или президента РФ, то теперь Совет Федерации наполнили так называемые «представители» областей и республик, фактически лишенные властных полномочий и авторитета глав субъектов Федерации. Последних теперь стали включать в новый, также неконституционный, но совершенно безвластный совещательный орган –Государственный совет.

В принципе у нового президента с самого начала появились немыслимые для его предшественника возможности успешно бороться с преступностью, коррупцией, бедностью, провести необходимые реформы в экономике, армии, правосудии..Вместе с тем первое президентство Путина запомнилось выборочным и громким «пожиранием» неугодных Кремлю олигархов: сначала –поставившего на ОВР медиамагната В. Гусинского, потом –пытавшегося после победы «Единства» диктовать свои условия Кремлю Б. Березовского, а в 2003г.–выражавшего открыто свои политические амбиции М. Ходорковского. Во всех этих случаях власть боролась со своими противниками с помощью послушных судов и прокуратуры, разбиравших «хозяйственныеспоры», а также обвинявших олигархов в утайке доходов и «отмывании» средств. Вероятно, учитывая особенности первоначального накопления в России в 1990-х гг., подобное и было, но все замечали, что правосудие поднимало свой меч только на олигархов, не угодивших чем-либо Кремлю, и совершенно не замечало других, угодных власти «денежных мешков», сколотивших свои капиталы, вероятно, также не особенно чистоплотно.

Президентские выборы 2004г., прошедшие фактически на безальтернативной основе (против победившего во второй раз Путина не решился выдвинуть свою кандидатуру ни один из крупных политиков), это проиллюстрировали. Для второго срока президентства Путина (2004–2008гг.) было характерно дальнейшее усиление роли государства. Речь шла о ряде важных для страны реформ, реализовать которые власть могла за счет значительных финансовых поступлений, полученных преимущественно вследствие колоссального роста мировых цен на нефть и газ и увеличения налоговых поступлений в ходе налоговой реформы, введения Налогового и Земельного кодексов, «плоской» шкалы подоходного налога. Это позволило не только досрочно расплатиться с международными долгами Рос-сии, но и создать значительный Стабилизационный фонд. Внешняя политика последних лет примечательна как желанием власти утвердить за Россией утраченный статус великой державы, так и неудачными попытками этого достигнуть с помощью старых методов политического и экономического давления. С США и европейскими странами отношения оставались натянутыми. Этому способствовали резкие действия России в ходе кризиса отношений с Украиной в 2006–2007гг., когда приостановка подачи газа через трубопроводы, проходившие по тер-ритории Украины, была воспринята в Западной Европе как угроза своей энергетической безопасности –прямого следствия топливной зависимости от России. Осознание этого факта стало в Европе стимулом поиска новых источников энергии. В конечном счете, противоречия с Грузией настолько обострились, что это вылилось ввоенный конфликт в Южной Осетии.

Во второе президентство Путина удалось остановить разрастание терроризма на Северном Кавказе. При решении прежде острой «проблемы Чечни» федеральная власть закрыла глаза на установление в Чечне внешне лояльного к Москве, но по существу потенциально опас-ного для федерации единоличного правления Рамзана Кадырова. В последние годы правления Путина вступила в действие программа демографического развития России, стал заметен рост деторождения и уменьшения младенческой смертности. Социологи отмечают, что часть населения (не менее 10% семей) оказывается в «социальной яме», в зоне «поколенческой бедности», ведущей к социальной дегра-дации, не позволяющей улучшить свое благосостояние..Образование и наука –в советское время относительно благополучные сферы общественной жизни –претерпели важные перемены. Смысл перемен сводился к приспособлению их к рыночным отношениям, внедрению инновационных проектов, усилению вузовской науки. Россия все больше теряет свой научный потенциал, уходит поколение, обеспечившее научный прогресс в советское время, и ему нет полноценной смены. Россия все больше импортирует иностранные технологии и оборудование. Во многом неудачи реформ в социальной сфере (например в ЖКХ и медицине) объясняются не недостатком финансирования или неэффективностью использования средств, а опасениями власти вызвать недовольство населения необходимыми, но болезненными изменениями в привычной с советских времен, но уже ставшей неэф-фективной системе жилищной политики, социальной защиты и здравоохранения. Это стало очевидно при введении реформы монетизации льгот населения.

Политическая стабильность позволила безболезненно реализовать ряд админист-ративных реформ. Кроме реформирования Совета федерации, были приняты законы о муниципальных образованиях, приведены в соответствие региональное и феде-ральное законодательства. Реформа госаппарата, объявленная «деприватизация» и дебюрократизация государства, сокращение чиновничьего аппарата, достижение эффективности работы высших звеньев государства с помощью выделения агенств и служб из министерств –эти меры не удались, административная реформа так и оста-лась незаконченной.

И все же в своем развитии современная Россия прошла нижнюю точку падения и деградации после развала СССР, болезненного приспособления об-щества к новым условиям существования в 1990-х гг. В социальной сфере за годы второго президентства Путина произошел рост уровня жизни большей части населения России примерно вдвое. Это видно как по общим показателям (достижение обе-щанного удвоения ВВП, рост дохода многих категорий населения с поправкой на инфляцию), так и по виду улиц крупных городов со множеством супермаркетов, ма-газинов, ресторанов, кафе, заполненных покупателями и посетителями, по сотням чартеров, развозящих миллионы россиян на все курорты мира, наконец, по резкому увеличению и обновлению парка личных автомобилей, среди которых стали преоб-ладать удобные и безотказные иномарки, продающиеся свободно или в кредит, как и множество других, недоступных прежде товаров и услуг. Кажется, что люди после стольких десятилетий убогого советского существования с его извечным дефицитом, наконец, наслаждаются жизнью и относительным благополучием.В этом отчасти причина общей аполитичности масс и их готовностиподдержи-вать существующий авторитарный режим и президента, который действительно рас-сматривается большинством как гарант стабильности и преемственности этого кур-са. Отклонив многочисленные пожелания идти на третий срок президентства (что привело бы к изменению конституции), Путин и его окружение успешно осуществи-ли операцию «Преемник». В ходе президентских выборов весной 2008г. президен-том стал Д. А. Медведев –бывший руководитель Администрации президента и за-тем вице-премьер. Малоизвестный как политик и общественный деятель, Медведев отказался от участия в полноценной предвыборной компании, но зато в борьбе за пост президента со своими малозначительными конкурентами он обладал тем, что и обеспечило ему поддержку элиты и значительного числа избирателей –статусом почти официального преемника Путина. Слова действующего президента: «Я ему доверяю» стали гарантией победы Медведева на выборах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: