Письменно ответить на вопросы (кратко)

1. Как учитывается принцип экологической направленности в примерной программе по предмету «Окружающий мир» ФГОС НОО.

2. Назовите уровни развития экологических понятий. Приведите примеры.

 

 

Задания для домашней работы:

1. Выделите авторские принципы, лежащие в основе построения программ курса «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградовой.

2. Выделите экологические понятия содержательной линии «Человек и природа» ФГОС НОО.

3. Читаем:

 

ОСОБЕННОСТИ ТЕОРИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЙ В ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ Д.Б. ЭЛЬКОНИНА – В.В. ДАВЫДОВА

По мнению педагогов, разработавших технологию развивающего обучения, детям с дошкольного возраста доступны многие общие теоретические понятия, и они усваивают их раньше, чем начинают действовать с их эмпирическими проявлениями. Отсюда вытекает необходимость повышения роли теоретического материала, который будет стимулировать рост умственных способностей младших школьников.

При построении учебного предмета предлагается содержание и методы обучения, организующие познание ребенком генетически исходных, теоретически существенных свойств и отношений объектов, условий их происхождения и преобразований.

Основу системы теоретических знаний составляют содержательные обобщения.

К ним относятся:

- наиболее общие понятия науки (Вселенная, энергия и т.п.);

- понятия, в которых выделены не внешние, конкретные признаки, а внутренние, генетические связи (например, исторические);

- теоретические образы, полученные путем мыслительных операций с абстрактными объектами.

Например, эмпирическое понятие «плод» определяется в начальной школе как часть растения, которая содержит семена и образуется на месте цветка. Это понятие становится содержательным, если абстрагировать его до всеобщего процесса зарождения и развития. В этом случае понятие «плод» будет определено как результат процесса развития живого организма.

В.В. Давыдов считает, что в отличие от «рассудочно эмпирического мышления», которое направлено на расчленение образов и сравнение свойств предметов с целью выделения формальной общности и придания ей формы понятия, «разумно-теоретическое, или диалектическое мышление» связано с исследованием природы самих понятий.

Основным признаком теоретического мышления является особый способ подхода человека к пониманию вещей путем анализа условий их происхождения и развития.

Базой диалектического мышления служат мысленно идеализированные понятия, выступающие как первичные по отношению к эмпирическим объектам и явлениям.

С целью развития теоретического мышления в технологии Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова разработаны особые способы умственных действий, к которым относятся:

- содержательный анализ, который является способом обнаружения генетически исходной основы некоторого целостного объекта;

 - содержательное абстрагирование, выделяющее исходное общее отношение в данном материале и выражение его в знаково-символической форме;

- содержательное обобщение, которое осуществляется путем анализа некоторого целого, чтобы открыть его генетическое происхождение, всеобщее отношение как основу внутреннего единства этого целого;

- восхождение от абстрактного к конкретному, при котором содержательное обобщение используется как понятие высокого уровня для последующего выделения других, более частных абстракций.

Этот способ является общим принципом ориентации учащихся во всем многообразии фактического учебного материала;

- содержательная рефлексия – поиск существенных оснований для своих собственных мыслительных действий

В курсе «Окружающий мир» Е.В. Чудиновой, Е.Н. Букваревой, И.Е. Беларевой не ставится задача формирования конкретных научных понятий (по мнению авторов, эту задачу должны решать естественнонаучные предметы в средней школе). Тем не менее, по мере усвоения научного метода познания окружающего мира вводятся некоторые фундаментальные понятия: сила, время, процесс, состояние, взаимодействие, система, развитие и пр.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: