Практические задания. 09.04.2020 (выполняем письменно)

Задание: Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, раскройте скобки. Сделайте полный морфологический разбор имён прилагательных. Определите синтаксическую роль прилагательных в предложении (подчеркните прилагательные как члены предложения)

 

1. Мои мысли были так горьки, что мне казалось, что я мыслил вслух (Чехов). 2. Как ни горько было мне, но, помнится, я как будто старался, чтобы мои мысли были печальн..е и мрач..нее (Чехов). 3. Не нужно ей было рас..казывать мне, что муж.. её стар и десп..т, что она добра и в..села (Чехов). 4. Антон Павлович не любил рыб..и зубы и петушиные пер..я (М. Горький). 5. В котле варился чай с баран..им жиром и солью (Пушкин). 6. В д..ревне не читай скверных книг в дядин..й библ..отеке (Пушкин). 7. Шум был огромн..йший (Кренкель). 8. Она с ужасом смотрела на Клаву, на её сп..койное, точно каменное лицо (Степанов). 9. При доме пр..лес..нейший садик (Лесков). 10. Лучш..го к..мандира для головного участка не пр..думаешь (Ажаев). 11. Я перевёл Шекспировы с..неты (Маршак). 12. Отхл..стала его папашин..й нагайкой (М. Горький). 13. Я не помню утра более голубого и свеж..го (Лермонтов). 14. Я жил в самой буржуазной, самой м..ркантильной среде (Достоевский). 15. Прежде чем я ост..новился в этом берёзов..м леску, я с своей собакой прошёл через высокую осиновую рощу (Тургенев). 16. Я, пр..знаться, не люблю это дерево – осину – с его (бледн..) лиловым пнём и (сер..) зелёной листвой (Тургенев).

 

Упражнение 2.

Прочитайте текст и выполните задания.

С давних времен людям, говорящим на разных языках, приходилось общаться друг с другом.

Собеседники могут говорить каждый на своем родном языке и частично понимать друг друга, если языки похожи. В славянских странах русского скорее всего как-то поймут, но в соседней Венгрии — уже нет: венгерский язык совершенно не похож на русский.

Часто бывает так, что двум собеседникам помогает понять друг друга третий — переводчик. Но, во-первых, на перевод уходит лишнее время, во-вторых, он не всегда возможен.

Нередко собеседники переходят на третий язык, не родной для них обоих. В современном мире это может быть абсолютно «ничей» язык эсперанто или латынь, но чаще говорят на языке, который для кого-то в мире родной. Обычно этот язык обладает б?льшим авторитетом, чем родные языки собеседников. Им может быть просто какой-нибудь распространенный язык. В современном мире языком международного общения нередко выступает английский язык.

(По материалам энциклопедии «Русский язык»)

 

1. Выпишите из текста имена собственные.

2. Приведите примеры одушевленных и неодушевленных существительных.

3. Выпишите по 2-3 примера существительных 1, 2 и 3-го склонения. Определите их род.

4. Есть ли в тексте разносклоняемые существительные? Выпишите их.

5. Найдите в тексте несклоняемые существительные. Определите их род.

6. Докажите, что слово русский в данном тексте используется в значении прилагательного и существительного. Приведите примеры.

7. Найдите в тексте существительные, которые не изменяются по числам. Определите их род.

8. Сделайте морфологический разбор указанных слов.

 

Упражнение 3.

Прочитайте текст. Запишите все существительные в нужной форме. Заполните таблицы примерами из текста.

Сильно одряхлел дедушка, а прежде был молодец ____________. Плохо он видел, плохо слышал; рука _______ и нога _________ дрожали у него от старость _____________: несет ложка ______________ ко рот ___________ – и суп расплескивает.

Не понравилось это сын_____ и невестка______________: перестали они отец_______ с собой за стол сажать, запрятали его за печь и стали кормить из глиняной чашка_________. Задрожали рука__________ у старик _________, чашка выпала и разбилась. Пуще прежнего разозлились сын и невестка: стали кормить отец________ из старой деревянной миска__________.

У старикова сын был свой маленький сынок. Сидит раз мальчик на пол____________ и складывает что-то из щепочка__________________.

Что ты делаешь, дитятко? - спросила у него мать, вытирая посуда ______________ полотенце _______________.

Коробочка ________________, - отвечает дитя, - вот как вы состаритесь с тятенька _________________, я буду вас из деревянной коробочка_______________ кормить.

Переглянулись отец с мать ___________________ и покраснели. Перестали с тех пора ________________ старик ______________________ за печь прятать, из деревянной миска __________ кормить.

 

Морфологические категории имен существительных

Склонение имен существительных

I склонение II склонение III склонение
     
     
     
     
     
     

 

Категория одушевленности-неодушевленности имен существительных

 

Одушевленные Неодушевленные
   
   
   
   

 

Категория рода имен существительных

 

Мужской род Женский род Средний род
     
     
     
     

ЕсМП. 09.04.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: