В. 2. Нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ

Тема 1. Бухгалтерский учет в информационной системе управления организацией

1. Понятие о бухгалтерском учете. Цели и задачи бухгалтерского учета.

2. Нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ.

3. Принципы бухгалтерского учета.

В.1. Понятие о бухгалтерском учете. Цели и задачи бухгалтерского учета.

Различают следующие виды учета:

1. Оперативный учет служит для оперативного отражения информации в ее направленности на управление конкретными хозяйственными операциями.

2. Статистический учет отражает экономические, социальные, демографические и другие аспекты, необходимые для управления на региональном и общегосударственном уровне.

3. Налоговый учет - это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогам на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом РФ.

4. Управленческий учет. Основная задача управленческого учета - подготовка необходимой информации для принятия оптимальных управленческих решений по совершенствованию процесса производства и тем самым оптимизация самого процесса управления.

5. Бухгалтерский учет - формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных Федеральным законом о бухгалтерском учете, в соответствии с требованиями, установленными этим законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются:

1) факты хозяйственной жизни;

2) активы;

3) обязательства;

4) источники финансирования его деятельности;

5) доходы;

6) расходы.

Цель бухгалтерского учетасостоит вформировании своевременной, качественной информации о финансовой и хозяйственной деятельности организации, необходимой для управления, подготовки финансовой отчетности, обоснования и принятия управленческих решений.

Относительно источников поступления данных можно выделить внешнюю и внутреннюю информацию.

Внешняя информация представляет собой данные о разных аспектах экономической, экологической, политической, социальной и других сфер, окружающих организацию. Каналы получения такой информации разнообразны: экспертные опросы, статистические исследования конъюнктуры рынка, изучение тенденций в производстве и сбыте товаров, пресса, телевидение и т.п.

Внутренняя информация – это данные, возникающие преимущественно в учетном процессе хозяйственных операций в организации.

В зависимости от видов человеческой деятельности информацию подразделяют на научную, техническую, производственную, управленческую, экономическую, социальную, правовую и т.д.

В системе бухгалтерского учета фиксируется и накапливается экономическая (учетная)информация,которую в свою очередь подразделяют на синтетическую (обобщающую) и аналитическую (детализированную).

Учетная информация характеризует состояние и движение имущества организации и источников его образования, а также фактов хозяйственной жизни (хозяйственные операции).

Факт хозяйственной жизни - сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств

Основными задачами бухгалтерского учета являются:

– формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним пользователям - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

– обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности с целью контроля за соблюдением норм законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

– предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

К функциям бухгалтерского учета относятся информационная, контрольная, аналитическая, а также функция обеспечения сохранности имущества и обратной связи.

Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в нашей стране осуществляется Правительством Российской Федерации.

Бухгалтерский учет обязаны вести все организации, находящиеся на территории Российской Федерации.

В. 2. Нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ.

Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный правовой статус.

Одни из них обязательны к применению (Закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ, Положения по бухгалтерскому учету), другие носят рекомендательный характер (методические указания, комментарии).

    К документам в области регулирования бухгалтерского учета относятся:

1) федеральные стандарты бухгалтерского учета;

2) отраслевые стандарты бухгалтерского учета;

3) нормативные акты Центрального банка Российской Федерации;

4) рекомендации в области бухгалтерского учета;

5) стандарты экономического субъекта.

Федеральные и отраслевые стандарты обязательны к применению, если иное не установлено этими стандартами.

Федеральные стандарты бухгалтерского учета устанавливают минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета для экономических субъектов, за исключением организаций бюджетной сферы.

Федеральные стандарты независимо от вида экономической деятельности устанавливают:

1) определения и признаки объектов бухгалтерского учета, порядок их классификации, условия принятия их к бухгалтерскому учету и списания их в бухгалтерском учете;

2) допустимые способы денежного измерения объектов бухгалтерского учета;

3) порядок пересчета стоимости объектов бухгалтерского учета, выраженной в иностранной валюте, в валюту Российской Федерации для целей бухгалтерского учета;

4) требования к учетной политике, в том числе к определению условий ее изменения, инвентаризации активов и обязательств, документам бухгалтерского учета и документообороту в бухгалтерском учете, в том числе виды электронных подписей, используемых для подписания документов бухгалтерского учета;

5) план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения, за исключением планов счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и некредитных финансовых организаций и порядка их применения;

6) состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе образцы форм бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах и состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств;

7) условия, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность дает достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период;

8) состав последней и первой бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней;

9) состав последней бухгалтерской (финансовой) отчетности при ликвидации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней;

10) упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для экономических субъектов, имеющих право применять такие способы.

Федеральные стандарты могут устанавливать требования к бухгалтерскому учету отдельных видов экономической деятельности.

Отраслевые стандарты устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности.

Рекомендации в области бухгалтерского учета принимаются в целях правильного применения федеральных и отраслевых стандартов, уменьшения расходов на организацию бухгалтерского учета, а также распространения передового опыта организации и ведения бухгалтерского учета, результатов исследований и разработок в области бухгалтерского учета.

Рекомендации в области бухгалтерского учета применяются на добровольной основе.

Рекомендации в области бухгалтерского учета могут приниматься в отношении порядка применения федеральных и отраслевых стандартов, форм документов бухгалтерского учета, за исключением установленных федеральными и отраслевыми стандартами, организационных форм ведения бухгалтерского учета, организации бухгалтерских служб экономических субъектов, технологии ведения бухгалтерского учета, порядка организации и осуществления внутреннего контроля их деятельности и ведения бухгалтерского учета, а также порядка разработки этими лицами стандартов.

Рекомендации в области бухгалтерского учета не должны создавать препятствия осуществлению экономическим субъектом его деятельности.

Стандарты экономического субъекта предназначены для упорядочения организации и ведения им бухгалтерского учета.

Необходимость и порядок разработки, утверждения, изменения и отмены стандартов экономического субъекта устанавливаются этим субъектом самостоятельно.

 Стандарты экономического субъекта применяются равным образом и в равной мере всеми подразделениями экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения.

Экономический субъект, имеющий дочерние общества, вправе разрабатывать и утверждать свои стандарты, обязательные к применению такими обществами. Стандарты указанного субъекта, обязательные к применению основным обществом и его дочерними обществами, не должны создавать препятствия осуществлению такими обществами своей деятельности.

 

К стандартам бухгалтерского учета относятся следующие Положения по бухгалтерскому учету:

– «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008;

–  «Учет договоров строительного подряда» ПБУ 2/2008;

– «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2006;

–  «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99;

–  «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01;

–  «Учет основных средств» ПБУ 6/01;

–  «События после отчетной даты» ПБУ 7/98;

–  «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» ПБУ 8/2010;

–  «Доходы организации» ПБУ 9/99;

–  «Расходы организации» ПБУ 10/99;

–  «Информация о связанных сторонах» ПБУ 11/2008;

–  «Информация по сегментам» ПБУ 12/2010;

–  «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000;

–  «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2007;

–  «Учет расходов по займам и кредитам» ПБУ 15/2008;

–  «Информация по прекращаемой деятельности» ПБУ 16/02;

–  «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» ПБУ 17/02;

–  «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02;

–  «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02;

–  «Информация об участии в совместной деятельности» ПБУ 20/03;

–  «Изменение оценочных значений» ПБУ 21/2008;

–   «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» ПБУ 22/2010;

– «Отчет о движении денежных средств» ПБУ 23/2011.

– «Учет затрат на освоение природных ресурсов» (ПБУ 24/2011).        – «Бухгалтерский учет аренды» (ФСБУ 25/2018).

              

          В. 3. Принципы бухгалтерского учета.

Принципы бухгалтерского учетапредставляют собойуниверсальные положения, являющиеся основой построения концепции бухгалтерского учета и подразделяются на три группы.

К первой группе относятся основополагающие принципы-допущения, задекларированные в Положении по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008:

- принцип непрерывности, подразумевающий продолжение деятельности организации в обозримом будущем и отсутствие у нее намерений в ликвидации или существенном сокращении деятельности (допущение непрерывности деятельности);

- принцип имущественной обособленности, означающий, что активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств ее собственников и других организаций (допущение имущественной обособленности);

- принцип последовательности применения учетной политики – принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения учетной политики);- принцип временной определенности фактов хозяйственной деятельности, означающий, что все факты хозяйственной деятельности отражаются в том периоде, в котором они были совершены, независимо от времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами. Например, сумма начисленной заработной платы относится на издержки производства в том периоде, к которому она относится, независимо от времени ее выплаты. В международной практике этот принцип соответствует принципу начисления. Вторая группа принципов представляет собой требования:

полноты отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности (требование полноты);

своевременного отражения фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);

– большей готовности к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);

– отражения в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);

– тождества данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);

– рационального ведения бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации (требование рациональности);

- принцип денежного выражения, основанный на том, что все хозяйственные операции в учете отражаются в валюте Российской Федерации.

В третью группу можно включить принципы, регулирующие качественные характеристики информации, содержащейся в бухгалтерской отчетности, которые задекларированы в МСФО и Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России:

уместность, на которую влияют содержание информации и существенность. Существенной признается информация, отсутствие или неточность которой может повлиять на решения заинтересованных пользователей;

надежность, т.е. объективное отражение фактов хозяйственной деятельности, к которым она фактически или предположительно относится. Информация надежна, если она не содержит существенных ошибок;

нейтральность. Информация, представляемая заинтересованным пользователям (кроме отчетов специального назначения), должна быть нейтральной, т.е. свободной от односторонности.

Информация не является нейтральной, если посредством отбора или формы представления она влияет на решения заинтересованных пользователей с целью достижения предопределенных результатов или последствий;

сравнимость. Заинтересованные пользователи должны иметь возможность сравнивать информацию об организации за разные периоды времени для того, чтобы определить тенденции в ее финансовом положении и финансовых результатах деятельности. Они должны также иметь возможность сравнивать информацию о разных организациях, чтобы проанализировать их финансовое положение, результаты деятельности и изменения в финансовом положении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: