Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души»
1. Гоголь получил строго религиозное воспитание. Уже в детстве он проникся очарованием фольклора и истории. Обучаясь в Полтаве и Нежине, он мечтает о государственной службе, борьбе за справедливость. Однако в Петербурге его ждёт крушение иллюзий. Средств для жизни не хватает, романтическая поэма «Ганц Кюхельгартен» встречена насмешками критики, в актёрском поприще отказано, служба в Департаменте уделов принесла разочарование. Но публикация в 1830 году повести «Басаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала» вводит его в пушкинский круг писателей.
2. Ранний Гоголь — писатель-романтик с сильным религиозным уклоном. Он убеждён, что поприще писателя обязывает его вести борьбу с современной жизнью, которая обезличивает души. Оружие в этой борьбе — смех, а сам он проповедник, пророк, несущий миру Слово Божье. Но этому слову только тогда поверят, когда писатель пропустит через своё сердце страдания человеческие. Такое высокое представление о миссии писателя Гоголь сохранил на всю жизнь.
3. Главным орудием в усовершенствовании жизни Гоголь считал смех. Но смешное в его произведениях претерпевает эволюцию. От веселья и юмора «Вечеров…» он поднимается до иронии в повестях «Миргорода». В «Ревизоре» в полный голос звучит сатира, в немой сцене смех и страх сливаются в гротеске. В «Шинели» смех проступает «сквозь невидимые миру слёзы», ирония по отношению к Башмачкину переплетается с авторским сочувствием ему. Смех Гоголя связан с его морально-религиозными размышлениями, которые занимают в его творчестве всё большее место.
4. Критик И. Золотусский в книге «Поэзия прозы» указывал, что «влияние Гоголя на нашу литературу было прежде всего влияние „Мёртвых душ“. Тут был задан масштаб, дана панорама, в которой жизнь России хоть и отразилась как бы в перевёрнутом зеркале — как отражаются в стекле вод стоящие по сторонам этих вод горы и леса (любимый образ отражённого мира у Гоголя), — но отразилась во всей широте русской замашки».
Первоначальный замысел Гоголя и идея «Мёртвых душ»
5. В 1842 году появился первый том «Мёртвых душ» — первая часть трёхтомного замысла, навеянная трёхчастной композицией «Божественной комедии» Данте. Гоголь хотел показать миру путь нравственного очищения человека, который проходит испытания страданием и становится идеальным.
6. Создание «Мёртвых душ» Н. В. Гоголь осознавал как главное дело своей жизни, которое он обязан выполнить, так как это предначертание Божье. С ранних лет в переписке писателя мелькают замечания о его предназначении:
— «Я сделаюсь человеком известным…» — пытается поступить в театр.
— «Меня ожидает просторный круг действий» — служба в Департаменте уделов.
— «Я сделаю даже что-то для общего добра» — чтение лекций по всеобщей истории в Петербургском университете.
— «Назначение человека — служить, и вся жизнь есть служба…<…>…но как только я почувствовал, что на поприще писателя могу служить также службу государственную, я бросил всё: и прежние должности, и Петербург, и общество близких мне людей, и самую Россию, затем чтобы вдали и в уединенье от всех обсудить, как это сделать, как произвести таким образом своё творение, чтобы показало оно, что я был также гражданин земли своей и хотел служить ей» — рождение замысла «Мёртвых душ».
7. Хронология работы над поэмой также прослеживается в переписке:
— 1835 год, октябрь — «Начал писать „Мёртвые души“... Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь».
— 1836 год, ноябрь — «Всё начатое переделал я вновь, обдумал более весь план и теперь веду его спокойно, как летопись... Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Вся Русь явится в нём!»
— 1837 год, апрель — «Я должен продолжить мною начатый большой труд, который писать взял с меня слово Пушкин... и который обратился для меня с тех пор в священное завещание».
— 1840 год, октябрь — «Сюжет, который в последнее время лениво держал я в голове своей, не осмеливаясь даже приниматься за него, развернулся передо мной в величии таком, что всё во мне почувствовало сладкий трепет».
— 1842 год, май — «„Мёртвые души“ — преддверие немного бледное той великой поэмы, которая строится во мне и разрешит, на-конец, загадку моего существования».
Соотношение с «Божественной комедией» Данте, плутовским романом, романом-путешествием
8. В 11-й главе «Мёртвых душ» Н. В. Гоголь замечает, что он не хочет ссориться со своим героем, ибо «ещё немало пути и дороги придётся им пройти вдвоём рука об руку; две большие части впереди — это не безделица». «Две большие части впереди» — о чём это? Поэма была задумана в трёх томах, а по широте охвата действительности и пафосу должна быть подобна эпическим поэмам Гомера. «Божественная комедия» Данте состояла из трёх частей. Этой дорогой (1-й том — ад, 2-й том — чистилище, 3-й том — Рай) Гоголь решил провести своих героев, веря в духовное возрождение каждого. Но Гоголь переосмыслил сюжет поэмы Данте, создавая произведение о возрождении человеческого духа. Герои Гоголя должны были совершить духовный путь по кругам ада, очистить себя страданиями и раскаянием и стать идеальными. Цель поэмы Гоголь считал воспитательной. Он желал показать путь преображения порочных героев в положительных, указав всем дорогу спасения от дьявола, сеющего зло.
9. Гоголь мечтал показать богатство русской национальной души, но в первом томе действуют моральные уроды, души которых омертвели. Чтобы показать «всю Русь», Гоголь соединяет в «Мёртвых душах» черты романа-путешествия, романа-воспоминания (сведения о прошлом Чичикова и Плюшкина), плутовского романа (Чичиков замышляет грандиозный обманный проект, который обязательно удастся, так как продуман до мелочей).
Смысл названия поэмы и причины её незавершённости
10. Н. В. Гоголь вкладывал в название «Мёртвые души» несколько смыслов:
— Мёртвые души — это товар, который покупает Чичиков, потому что в душах измерялось количество крепостных крестьян мужского пола, принадлежащих помещикам. Но Чичиков хочет купить их за бесценок, потому что крепостные крестьяне уже умерли и только по документам (ревизским сказкам) некоторое время числятся как живые.
— Мёртвые души — это помещики и чиновники, погрязшие в грехах, и сам Чичиков; у них нет души, она омертвела.
— Мёртвые души — это абсурдное словосочетание, так как в христианстве человеческая душа бессмертна. Даже после смерти живые души праведников пребывают в Раю, а души грешников горят в аду.
— Название поэмы содержит глубокий духовный смысл: мёртвые души — это духовно умершие души. Но если в человеческой душе таится жизнь — образ Божий, у человека есть надежда на духовное возрождение.
11. Свой труд Н. В. Гоголь посвящает России, и это рождает жизнеутверждающий пафос, которым проникнуто повествование. Над второй частью писатель бился до изнеможения, но в 1845 году уже написанный второй том был сожжён. «Мёртвые души» были задуманы как произведение колоссального масштаба и общечеловеческого смысла, но у писателя не было жизненного образца положительного героя, который мыслился только как отвлечённая религиозно-нравственная идея, поэтому замысел поэмы с самого начала был невыполним. Жанр поэмы включал в себя эпический размах и лирическое начало, которое по ходу повествования должно было усиливаться, превращая произведение в пророчество, поучение, мораль, религиозно-мистическое прозрение.
12. В 1848 году снова началась работа над вторым томом «Мёртвых душ», и в феврале 1852 года вновь он был сожжён. Н. В. Гоголь решил, что пророческого слова правды не получилось, что он не сможет более ничего дать России, и отказался не только от продолжения поэмы — отказался и от жизни. Он отвергал лекарства и пищу и умер 4 марта 1852 года. «Второй том „Мёртвых душ“ стал для Н. В. Гоголя „подвижнической кельей“, где он бился и страдал до тех пор, пока не вынесли его бездыханным из неё», — говорил один из его ближайших друзей П. В. Анненков.