Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Лирические отступления

Авторское отношение к России в лирических отступлениях поэмы.

Глава V. Прочитайте лирическое отступление о метком русском слове со слов «„А!  заплатанной, заплатанной!“ —вскрикнул мужик…» до конца главы. Что восхищает автора в русской речи и метком русском слове? Докажите, что богатый язык является признаком величия страны.

Глава VII. Прочитайте лирическое отступление со слов «Счастлив писатель…» до слов «…гром других речей». Какой тип писателя характерен для русской литературы? В чём его долг перед Отечеством?

Глава XI. Прочитайте лирическое отступление о Руси со слов «Русь! Русь! вижу тебя…» до слов «…незнакомая земле даль! Русь!..». Какая сила влечёт русского человека к Родине, несмотря на её бедность и убогость? Почему выразителем духа русского человека является русская песня?

Глава XI. Прочитайте лирическое отступление со слов «Какое странное, и манящее, и несущее…» до слов«…сколько перечувствовалось дивных впечатлений!». Почему для Н. В. Гоголя дорога — символ Родины? Почему пребывание в дороге целительно для русского писателя? 

*Прокомментируйте смысл образа дороги с позиций времени и пространства.

Какова роль в поэме лирических отступлений? Каким в них предстаёт образ автора?

Как меняется его отношение к Родине на протяжении первого тома?

Какие причины побудили Гоголя рисовать свою Родину сатирически?

*Создавая «Мёртвые души», Н. В. Гоголь брал на себя миссию пророка и проповедника. Можно ли утверждать, что автор выступил в этих ролях уже в первом томе?  

Какой путь нравственного возрождения хотел показать Гоголь?

Какие «живые души» проступают в поэме «позади мёртвых»?

Какие нравственные проблемы поднимает Н. В. Гоголь в лирических отступлениях?

Установите соответствия между определениями видов комического и примерами:

Вид комического   Определение Пример  
1. Юмор 1. Злая, язвительная насмешка, издёвка   1. «Губернатору намекнул как-то вскользь, что в его губернию въезжаешь как в рай, дороги везде бархатные, и что те правительства, которые назначают мудрых сановников, достойны большой похвалы»
2. Ирония 2. Обличение социально-нравственных пороков   2. «…Гостиница была… именно та-кая,  как бывают гостиницы в губернских  городах, где за два рубля в сутки проезжающие получают покойную комнату с тараканами, выглядывающими, как чернослив, из всех углов, и дверью в соседнее помещение, всегда заставленною комодом, где устраивается сосед…»
3. Сатира 3. Скрытая насмешка   3. «Сбитенщик с самоваром из красной меди и лицом так же красным, как самовар, так что издали можно бы подумать, что на окне стояло два самовара, если б один самовар не был с  чёрною, как смоль, бородою»
4. Сарказм 4. Добродушная насмешка   4. «Тогда только с соболезнованием узнали, что у покойника была, точно, душа, хотя он по скромности своей никогда её не показывал»

 

Лирическое отступление – это внесюжетный элемент произведения: непосредственное  авторское рассуждение, размышление, высказывание, выражающее отношение к изображаемому или имеющее к нему косвенное отношение.

Почему прозаическое произведение, проникнутое сатирическим пафосом, Н. В. Гоголь называет поэмой?

Жанровое своеобразие поэмы. Соединение комического и лирического начал

1. Фольклоризм поэмы.

Как в поэме отразились традиции фольклора? Какие пословицы, поговорки и народные приметы упоминает автор? Какова их роль? *Можно ли к поэме применить смысл пословицы «Русский человек задним умом крепок»? Обоснуйте свой ответ. Какова роль притчи про Кифу Мокиевича и Мокия Кифовича?

2. Роль комического. «Комизм кроется везде, — говорил Н. В. Гоголь. — Живя среди него,  мы его не видим; но если художник перенесёт его в искусство, на  сцену, то мы же сами над собой будем валяться со смеху». 

Что  высмеивает Н. В. Гоголь в современной ему жизни? 

Какова роль портрета, пейзажа, художественной детали, интерьера, иронии, сатиры и сарказма в раскрытии авторского замысла?

3. Лирические отступления. 

Какова композиционная роль лирических отступлений? На какие темы рассуждает в них автор? 

Что характерно для языка лирического отступления «Русь! Русь! вижу тебя...» (гл. XI)? *Сопоставьте языковые особенности этого лирического отступления и язык автора в описании города (гл. I).

Поэма в оценке В. Г. Белинского. Ответ Н. В. Гоголя на критику В. Г. Белинского

 «Мёртвые души» в оценке В. Г. Белинского. Почему Белинский считал главным в поэме её сатирический пафос? Как понять его слова о поэме: «творение чисто русское, национальное, выхваченное из тайника народной жизни»? 

Что даёт Н. В. Гоголю основания верить в будущее России, в её духовное возрождение?

— В чём выразились патриотические чувства Гоголя в финале поэмы? Каковы особенности языка и художественной формы финального лирического 

В чём специфика жанра и авторского пафоса «Мёртвых душ»?

 

Контрольная работа

Полный развёрнутый письменный ответ в объёме не менее 250 слов на один из проблемных вопросов:

1. Какие нравственные пороки русских помещиков, по мысли Н. В. Гоголя, нуждаются в обличении?

2. Чем смешон и страшен чиновничий город в изображении Н. В. Гоголя?

3. Как изменяется авторское отношение к миру на протяжении поэмы «Мёртвые души»?

4. Какой изображена Русь крестьянская в поэме «Мёртвые души»?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: