Самостоятельная работа студентов при изучении нового материала, учебной литературы и конспекта лекций

ФИЗИКА

 

Методические указания к самостоятельной работе студентов по физике и естествознанию

Для студентов I курса очной формы обучения

специальностей

 

09.02.04 Информационные системы

09.02.07 Информационные системы и программирование

29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

38.02.03 Операционная деятельность в логистике

38.02.07 Банковское дело

43.02.02 Парикмахерское искусство

46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение

54.02.01 Дизайн (по отраслям)

 

Уфа 2019


РАССМОТРЕНО на заседании цикловой комиссии математических и естественнонаучных дисциплин Протокол №____ от _________2019г. Председатель ЦК ________________   ОДОБРЕНО Методическим советом ГБПОУ УГКТиД Протокол № ___ от _________ 2019г. Методист _________/___________/   УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по УМР ________ 2019г. _________О.С. Ишимбаева

 

Организация-разработчик: ГБПОУ УГКТиД   Разработчик: Мазитова Э.Ф. преподаватель физики

 

Технический эксперт: Баканова Н.А, методист ГБПОУ УГКТиД.

Эксперт по содержанию: Галиуллина А.М., преподаватель информатики ГБПОУ УГКТиД.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Пояснительная записка 4
Общие положения о самостоятельной работе студентов по физике 4
Самостоятельная работа студентов при изучении нового материала, учебной литературы и конспекта лекций 5
Лабораторные занятия студентов 7
Проведение экспериментов в домашних условиях 8
Использование компьютера в процессе самостоятельной работы студентов 9
Рекомендации по выполнению рефератов по дисциплине «Физика» 9
Рекомендации по выполнению сообщений, докладов 11
Самостоятельная работа студентов при решении задач 12
Решение задач по темам: «Кинематика», «Динамика», «Законы сохранения в механике», «Механические колебания и волны» 14
Решение задач по темам: «Основы МКТ», «Агрегатные состояния вещества и фазовые переходы», «Основы термодинамики» 17
Решение задач по темам: «Электрические взаимодействия», «Постоянный ток», «Магнитные взаимодействия», «Электромагнитные колебания», «Электромагнитные волны», «Оптика»   19
Решение задач по темам: «Фотоэффект», «Физика атомного ядра» 22
Литература 23

 

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методические указания к самостоятельной работе студентов по физике для студентов 1 курса всех профилей образовательного учреждения среднего профессионального образования.

Формирование умений самостоятельной работы студентов – важная задача всех преподавателей, в том числе и для преподавателя физики.

Если студент научится самостоятельно изучать часть материала, пользуясь учебником или какими-то специально подобранными заданиями, то будет успешно решена задача сознательного овладения знаниями. Знания, которые усвоил студент сам, значительно прочнее тех, которые он получил после объяснения преподавателя. И в дальнейшем студент сможет самостоятельно ликвидировать пробелы в знаниях, расширять знания, творчески применять их в решении практических задач.

Цель данной методической разработки – ознакомить студентов с общими положениями о самостоятельной работе по физике, при выполнении лабораторных работ, при решении задач, при выполнении самостоятельной работы внеаудиторно.

 

Общие положения о самостоятельной работе студентов по физике.

 

Самостоятельная работа по физике – это педагогически управляемый процесс самостоятельной деятельности студентов, обеспечивающий реализацию целей и задач по овладению необходимым объемом знаний, умений и навыков, опыта творческой работы и развитию профессиональных интеллектуально-волевых, нравственных качеств будущего специалиста.

 

Выделяют два вида самостоятельной работы:

- аудиторная, выполняется на занятиях под руководством преподавателя и по его заданию;

- внеаудиторная, выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

 

Основные виды внеаудиторной самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины «Физика»:

-работа с учебником;

-конспектирование отдельного вопроса пройденной темы;

-работа со справочной литературой;

-подготовка сообщений;

-подготовка рефератов;

-составление кроссвордов;

-решение задач;

-изготовление наглядных пособий, приборов;

-выполнение электронных лабораторных работ;

-использование Интернета.

 

Самостоятельная работа студентов проводится с целью:

-систематизации и закрепления полученных знаний и практических умений и навыков студентов;

-углубления и расширения теоретических знаний;

-формирования умений использовать специальную, справочную литературу, Интернет;

-развития познавательных способностей и активности студентов, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

-формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

-развития исследовательских знаний.

 

 Время на внеаудиторную самостоятельную работу студентов берется в расчете 50% от всего учебного времени отведенного на изучение дисциплины.

Основной формой контроля за самостоятельной работой студента являются практические и лабораторные занятия, защита творческих работ и рефератов на занятиях, прослушивание докладов, сообщений, аудиторные самостоятельные и контрольные работы.

 

Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:

-уровень освоения студентом учебного материала;

-умение студента использовать теоретические знания при решении задач;

-обоснованность и четкость изложения ответа;

-оформление материала в соответствии с требованиями.

 

Самостоятельная работа студентов при изучении нового материала, учебной литературы и конспекта лекций

Работу по формированию умений, обеспечивающих самостоятельное изучение студентом нового материала, нужно начинать на аудиторном занятии. Можно группе самостоятельно изучить тот или иной материал учебника. Для проведения такой работы каждый студент должен знать, что конкретно он должен знать и уметь после проведения этой работы. Системой предварительных заданий, устных и письменных упражнений идет подготовка необходимой базы, обеспечивающей самостоятельность в этой работе. Задаются вопросы, на какие студент должен уметь ответить, изучив данный материал. Среди вопросов к работе могут быть предложены и такие, ответа на которые непосредственно нет в учебнике, и поэтому требуются некоторые размышления студента.

Каждая самостоятельная работа по изучению нового материала должна обязательно завершаться проверкой понимания изученного. Желательно, чтобы самостоятельно изученный на занятии материал был сразу закреплен.

Возможны три основных способа чтения материала или лекции.

- Первый способ – артикуляция или проговаривание вслух (или почти вслух) того, что читаешь. Скорость такого чтения невелика.

- Второй способ – чтение про себя, при котором речевой процесс проявлен в форме внутренней речи, то есть без открытой артикуляции. Текст, при этом усваивается более эффективно, допускается быстрое чтение.

- Третий, наиболее совершенный способ чтения – тоже молча, но в условиях максимального сжатия внутренней речи, при котором она проявляется в виде коротких залпов ключевых слов и смысловых рядов, адекватно отражающих смысл текста.

Попробуйте придерживаться следующих рекомендаций:

1) В тексте всегда есть элементы, нахождение и использование которых позволяет извлечь требуемую информацию наиболее быстро. Например, при чтении учебника в первую очередь отыскивается наиболее важная информация данной главы, параграфа, а она часто следует после слов: в итоге, в результате, выводы и т.д.

2) Попробуйте в процессе чтения мысленно заглянуть вперед, представить себе, о чем будет идти речь, к какому выводу придет автор, как далее будет строиться изложение и т.д. Например, если описывается одна сторона явления, то, очевидно, далее будет описана и другая и т.д. Это позволяет предварительно подготовиться к последующей информации.

3) Хорошим упражнением по развитию навыков «предвидения» является остановка чтения в момент, когда, по вашему мнению, заканчивается какая-то часть текста. Попытайтесь предугадать содержание следующей части.

4) До начала чтения текста важно собрать о нем как можно больше информации, чтобы точнее представить, что можно получить из данного текста и как лучше работать с ним. Это помогут сделать название, автор, издательство, аннотация, оглавление, предисловие и заключение. Предварительное ознакомление с книгой перед настоящим чтением позволяет сберечь время и труд.

5) Перед углубленным чтением любого текста (статьи, книги, конспекта лекции) сначала бегло просмотрите его целиком. При этом постарайтесь выявить основные стержневые идеи, наиболее крупные части и логику их изложения. Лишь после такого просмотра переходите к более детальному чтению.

6) Перед чтением статьи или параграфа учебника попробуйте проделать следующее: прочитайте внимательно первый абзац, потом бегло просмотрите первые или последние фразы следующих абзацев (в них обычно содержится основная информация), обратите внимание на курсивы, разрядки, подзаголовочный текста и, наконец, внимательно прочтите один-два последних абзаца; постарайтесь выявить основное направление текста и его построение.

7) Прочитав в тексте интересную идею, полезно остановить свое внимание на ней, прислушаться к тем мыслям, которые она у вас вызвала, подумать о тех последствиях, которые из нее вытекают, попытаться развивать ее дальше.

8) Существенно замедляют чтение регрессии – частые возвратные движения глаз, многократное повторное чтение материала. Возвратиться к уже прочитанному, но недостаточно хорошо понятому участку лучше всего, когда прочитан законченный смысловой фрагмент текста и сделана хотя бы попытка его осмысления, а не в процессе чтения предложения.

9) Любой текст не однороден по своей информационной насыщенности. В некоторых предложениях, абзацах сконцентрировано очень много информации, например, формулируются основные положения, ведущие идеи и т.д., а другие служат лишь иллюстрацией, фоном. Таким образом, текст имеет «смысловой рельеф». Чем точнее вы умеете определять степень важности каждого отрезка теста и приспособить к «смысловому барьеру» способ своего чтения (то есть замедлить и углубить в более важных местах и ускорять в менее важных), тем продуктивнее чтение.

10) Чтобы чтение было эффективным, попробуйте по прочитанному всегда отвечать на 6 вопросов: «Кто делает? Что делает? Когда? Почему? Где? Как?»

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: