В.3.1 Пример 1
Груз - бензин.
Метод определения массы груза нетто на станции отравления и на станции назначения - с помощью метроштока. Масса груза нетто по накладной M 1 = 60 т.
Определенная при проверке на станции назначения масса груза нетто М 2 = 59,8 т. Норма естественной убыли N y = 100 кг.
Из таблицы Б.11 находим, что для М 1 = 60 т и М 2 = 59,8 т предельная погрешность d1= d2 = ±0,8%, следовательно, предельное расхождение в результатах определения массы груза нетто d1,2 = 1,24%из таблицы А.1.
Отсюда предельное отклонение в результатах определения массы груза нетто
M 2 = M 1×d1,2/100% = 60 т×1,24%/100% = 0,744 т.
Массу груза считают правильной, если
M 1 - M 2 £ N y + M п.
Подстановка числовых значений в эту формулу дает
60 т - 59,8 т < 0,1 т + 0,744 т,
0,2 т < 0,844 т.
Следовательно, массу груза определенную на станции назначения (М 2 = 59,8 т), считают правильной.
В.3.2 Пример 2
Груз - бензин.
Метод определения массы груза нетто на станции отправления и на станции назначения - взвешивание груженой и порожней цистерны на вагонных весах с остановкой и расцепкой
|
|
Масса груза нетто по накладной M 1 = 60 т.
Определенная при проверке на станции назначения масса груза нетто М 2 = 59,8 т. Норма естественной убыли N y = 100 кг.
Из таблицы Б.1 находим, что для М 1 = 60 т и М 2 = 59,8 т предельная погрешность d1 = d2 = ±0,2%, следовательно, предельное расхождение в результатах определения массы груза нетто d1,2 = 0,31% из таблицы A.1.
Отсюда предельное отклонение в результатах определения массы груза нетто
М п = М 1×d1,2/100% = 60 т×0,31%/100% = 0,186 т.
Массу груза считают правильной, если
М 1 - М 2 £ N y + М п.
Подстановка числовых значений в эту формулу дает
60 т - 59,8 т < 0,1 т + 0,186 т,
0,2 т < 0,286 т.
Следовательно, массу груза нетто, определенную на станции назначения (М 2 = 59,8 т), считают правильной.
В.3.3 Пример 3
Груз - бензин.
Метод определения массы груза нетто на станции отправления и на станции назначения - взвешивание груженого вагона на вагонных весах с остановкой и расцепкой. Массу тары принимают по трафарету.
Масса груза по накладной M 1 = 60 т.
Определенная при проверке на станции назначения масса груза нетто М 2 = 59,6 т. Норма естественной убыли N y = 100 кг.
Ввиду того, что масса груза нетто определена одинаковым способом на станциях отправления и назначения без проверки тары вагона, из таблицы А.2 находим, что для М 1 = 60 т предельное расхождение в результатах определения массы груза нетто d1,2 = 0,33%.
Отсюда предельное отклонение в результатах определения массы груза нетто
М п = М 1×d1,2/100% = 60 т×0,33%/100% = 0,198 т.
Массу груза считают правильной, если
M 1 - M 2 £ N y + M п.
Подстановка числовых значений в эту формулу дает
|
|
60 т - 59,6 т < 0,1 т + 0,198 т,
0,4 т > 0,298 т.
Следовательно, на станции назначения имеет место недостача массы груза нетто М нед которую рассчитывают следующим образом:
М нед = М 1 - М 2 - N у - М п = 60 т - 59,6 т - 0,1 т - 0,198 т = 0,102 т.
Таким образом, недостача массы составила 0,102 т.
В.3.4 Пример 4
Груз - бензин.
Метод определения массы груза нетто на станции отправления - с помощью метроштока, а на станции назначения - взвешивание на вагонных весах груженой и порожней цистерны с остановкой и расцепкой
По накладной: масса груза нетто М 1 = 60 т, предельная погрешность определения массы груза нетто d1 = ±0,8%.
Определенная при проверке на станции назначения масса груза нетто М 2 = 58,8 т. Норма естественной убыли N y = 100 кг.
Из таблицы Б.1 находим, что для М 2 = 58,8 т предельная погрешность определения массы груза нетто на станции назначения d2 = ±0,2%.
Из таблицы А.1 находим, что предельное расхождение в результатах определения массы груза нетто d1= 0,91%.
Отсюда предельное отклонение в результатах определения массы груза нетто
М п = М 1×d1,2/100% = 60 т×0,91%/100% = 0,546 т.
Массу груза считают правильной, если
M 1 - M 2 £ N y + M п.
Подстановка числовых значений в эту формулу дает
60 т - 58,8 т > 0,1 т + 0,546 т,
1,2 т > 0,646 т.
Следовательно, на станции назначения имеет место недостача массы груза нетто М нед, которую рассчитывают следующим образом:
М нед = М 1 - М 2 - N y - М п = 60 т - 58,8 т – 0,1 т - 0,546 т - 0,554 т.
Таким образом, недостача массы составила 0,554 т.
В.3.5 Пример 5
Груз - бензин.
Метод определения массы груза нетто на станции отправления - с помощью метроштока, а на станции назначения - взвешивание на вагонных весах груженой цистерны с остановкой и расцепкой. Массу тары принимают по трафарету.
По накладной: масса груза нетто М 1 = 58 т, предельная погрешность определения массы груза нетто d1 = ±0,8%.
Определенная при проверке на станции назначения масса груза нетто М 2 = 59,28 т. Норма естественной убыли N y = 100 кг.
Из таблицы Б.2 находим, что для М 2 = 59,28 т предельная погрешность определения массы груза нетто на станции назначения d2 = ±2%.
Из таблицы А.1 находим, что предельное расхождение в результатах определения массы груза нетто d1,2 = 2,37%.
Отсюда предельное отклонение в результатах определения массы груза нетто
М п = М 1×d1,2/100% = 58 т×2,37%/100% = 1,375 т.
Массу груза считают правильной, если
M 1 - M 2 £ M п.
Подстановка числовых значений в эту формулу дает
59,28 т - 58 т < 1,375 т.
1,28 т < 1,375 т.
Следовательно, массу груза, определенную на станции назначения (М 2 = 59,28 т), считают правильной.
В.3.6 Пример 6
Груз - бензин.
Метод определения массы груза нетто на станции отправления - взвешивание груженой цистерны на вагонных весах с остановкой и расцепкой, тара принималась по трафарету, а на станции назначения - взвешивание на вагонных весах груженой и порожней цистерны на вагонных весах с остановкой и расцепкой.
По накладной: масса груза нетто М 1 = 60 т, предельная погрешность определения массы груза нетто d1 = ±2%.
Определенная при проверке на станции назначения масса груза нетто М 2 = 58,8 т. Норма естественной убыли N y = 100 кг.
Из таблицы Б.1 находим, что для М 2 = 58,8 т предельная погрешность определения массы груза нетто на станции назначения d2 = ±0,2%.
Из таблицы А.1 находим, что предельное расхождение в результатах определения массы груза нетто d1,2 = 2,21%.
Отсюда предельное отклонение в результатах определения массы груза нетто
М п = М 1×d1,2/100% = 60 т×2,21%/100% = 1,326 т.
Массу груза считают правильной, если
M 1 - M 2 £ N y + M п.
Подстановка числовых значений в эту формулу дает
60 т - 58,8 т < 0,1 т + 1,326 т,
1,2 т < 1,426 т.
Следовательно, массу груза, определенную на станции назначения (М 2 = 58,8 т), считают правильной.
В.4 Определение массы тарно-штучного груза
|
|
В.4.1 Пример 1
Груз - яблоки.
В накладной в графе "Способ определения массы груза" указано "по стандарту". Масса брутто одного грузового места M бр1 = 31 кг. Масса нетто одного грузового места М н1 = 30 кг. Ввиду утраты ЗПУ отправителя в пути следования при выдаче было установлено 10 поврежденных мест.
Для определения размера недостачи массы 10 поврежденных мест были взвешены на товарных весах с ценой деления 1 кг. Результаты измерений М 2 = 250 кг без учета массы тары 10 кг десяти ящиков. Из таблицы Б.9 находим, что предельная погрешность определения массы на станции назначения d2 = ±0,3%. Учитывая, что определение массы брутто при отправлении также осуществлено на товарных весах, то предельную погрешность определения массы при отправлении d1принимают минимальной для товарных весов, равной ±0,1%.
По таблице А.1 находим, что предельное расхождение в результатах определения массы груза d1,2 = 0,35%.
Предельное отклонение М п в результатах определения массы груза нетто 10 мест определяют по формуле
M п = M н1×10×d1,2/100%.
Подстановка числовых значений в эту формулу дает
М п = 30×10×0,35/100% = 1,05 кг» 1,1 кг.
Недостачу массы груза в десяти поврежденных местах М нед, рассчитывают следующим образом:
М нед = (M н1×10) - (М 2 + М п) = (30 кг×10) - (250 кг + 1,1 кг) = 48,9 кг» 50 кг.
Таким образом, недостача массы груза нетто составила 50 кг.
В.4.2 Пример 2
Груз - макароны в картонных ящиках.
В графе накладной "Способ определения массы" указано "по стандарту". Масса брутто одного грузового места M бр1 = 12,5 кг. Масса нетто одного грузового места М н1) = 12 кг.
В связи с повреждением кузова вагона (пролом боковой стенки вагона) при выдаче установлено 14 поврежденных мест.
Для определения размера недостачи массы 14 поврежденных мест взвешены на товарных весах с ценой деления 1 кг. Результаты взвешивания М 2 = 150 кг.
Из таблицы Б.9 находки, что предельная погрешность измерений массы при проверке на станции назначения d2 = ±0,3%.
На фабриках дозирование макаронных изделий в коробки, как правило, осуществляют на весовых дозаторах. Ввиду того, что в накладной предельная погрешность определения массы тарно-штучных грузов d1не указана, d1 принимают минимальной для дозаторов, равной ±0,1%.
|
|
Из таблицы А.1 находим, что предельное расхождение в результатах определения массы поврежденных мест d1,2 = 0,35%. Отсюда предельное отклонение М п в результатах определения массы 14 поврежденных мест
М п = М н1×14×d1,2/100% = 12×14×0,35%/100% = 0,588 кг» 0,6 кг.
Недостачу массы груза в 14 поврежденных местах М нед рассчитывают следующим образом:
М нед = (М н1×14) - (М 2 + М п) = (12 кг×14) - (150 кг + 0,6 кг) = 17,4 кг.
Таким образом, недостача массы груза нетто составила 17,4 кг.
Приложение Г
БИБЛИОГРАФИЯ
ГОСТ 8.207-76 ГСИ. Прямые измерения с многократными наблюдениями. Методы обработки результатов наблюдений;
ГОСТ Р 8.563-96 ГСИ Методики выполнения измерений;
МИ 1317-86 ГСИ. Результаты и характеристики погрешности измерений. Формы представления. Способы использования при испытаниях образцов продукции и контроле их параметров;
МИ 2525-99 ГСИ. Рекомендации по метрологии, утверждаемые Государственными научными метрологическими центрами Госстандарта России.
СОДЕРЖАНИЕ
1 Термины и определения
2 Нормативные ссылки
3 Определение предельных расхождений в результатах измерений массы груза
4 Определение недостачи массы груза на станции назначения и в пути следования
5 Определение излишка массы груза на станции назначения и в пути следования
6 Определение массы груза
6.1 Общие положения
6.2 Масса груза, перевозимого навалом
6.3 Масса груза, перевозимого насыпью
6.4 Масса груза, перевозимого в цистерне (наливом)
6.5 Масса тарно-штучного груза
7 Порядок проведения контрольных перевесок
8 Средства и методики выполнения измерений
8.1 Средства измерений массы, используемые при перевозке грузов.
8.2 Предельное расхождение в результатах измерений массы
8.3 Требования к легитимности средств измерений массы
Приложение А Значения предельных расхождений определения массы груза нетто
Приложение Б Предельные погрешности определения массы груза.
Приложение В Примеры расчетов определения массы груза
Приложение Г Библиография