ГОСТИНИЦЫ
Служба маркетинга
Главным приоритетом в предпринимательстве должно быть удовлетворение потребностей клиентов. Социальная концепция маркетинга предполагает, что производство товаров и услуг осуществляется без нанесения ущерба окружающей среде, а сами товары и услуги не наносят вред здоровью потребителей.
Маркетинговые отделы или службы, как правило, организуются по функциональному признаку, при этом во главе различных направлений маркетинга стоят специалисты по конкретным видам деятельности.
В гостиничных сетях чаще используется организация службы маркетинга по территориальному признаку, когда ее сотрудники курируют определенные страны, регионы.
В состав службы входят заместитель генерального директора по маркетингу, менеджеры по продажам, рекламе, связям с общественностью, коммуникациям с корпоративными клиентами. Так как организация систем сбыта является одной из функций маркетинга, службу может возглавлять коммерческий директор.
|
|
Маркетинг предполагает осуществление контроля над соответствием услуг гостиницы потребностям клиентов, на которых они рассчитаны. Еще одна задача — поиск новых групп клиентов.
Характерными направлениями маркетинговой деятельности в туризме являются сегментирование рынка, комплексное обслуживание клиентов, стимулирование сбыта.
Сегментирование рынка предусматривает разделение всего потенциального рынка на однородные области. Гостиничные предприятия создают свои стратегии обслуживания, чтобы соответствовать специфическим потребностям рынка, в котором они выбрали для себя определенный сегмент.
Сегментация гостиничного рынка традиционно опираемся на следующие переменные показатели:
демографические (возраст, пол, доход, образовательный уровень);
поведенческие (частые, нечастого, редкие поездки):
ценовые (высокая, средняя, низкая цена комплекса услуги):
68
психографические (стиль жизни, поведения, требования к уровню комфорта).
Современные гостиницы стремятся предоставить клиентам комплексное обслуживание, т.е. широкий выбор услуг, которые клиенты могли бы пожелать. Это — услуги разнообразных ресторанов и баров, развлекательных гостиничных центров, спортивных залов и фитнес-центров. Каждая дополнительная услуга вносит свой вклад в общую копилку доходов предприятия.
В гостиничном секторе все большее значение придается стимулированию сбыта, т.е. использованию средств, отличных от пропаганды, персональных продаж. Гостиницы свободны в определении пен на свой продукт. Ранее существовала связь между разрядом гостиницы и ценами на услуги. В настоящий момент такой тесной взаимосвязи нет. Нельзя устанавливать уровни цен, но необходимо устанавливать правила применения цен. Некоторые гостиницы создали специальные программы для постоянных клиентов, в том числе известных тем. что они тратят большие деньги за комфорт и эксклюзивные услуги. Такие клиенты получают преимущества в безусловном бронировании, предложении лучших номеров по более низкой цене, позднем выписывании (например, не в 12 ч дня, а в 17 ч). пользуются скидками в ресторане, при прокате автомобиля и других случаях.
|
|
Поскольку гостиничные сети имеют большие компьютерные системы бронирования, они способны быстро учитывать количество ночевок каждого конкретного клиента за год. Частых клиентов поощряют каким-либо подарком от компании, дополнительным бесплатным размещением или даже бесплатной туристской поездкой. Программы гостиниц связаны с аналогичными программами авиакомпаний. Клиент, регулярно летающий самолетами определенных авиакомпаний и проживающий в определенных гостиницах, получает право на значительные льготы.
4.2. Цена и ценообразование в гостиницах
Цена зависит от многих факторов: величины затрат, средней нормы прибыли и рентабельности, соотношения спроса и предложения. Цена номера в гостинице устанавливается исходя из себестоимости номера, соотношения спроса и предложения, сравнения с пенами конкурентов. Она также зависит от имиджа предприятия, баланса «иена—качество».
Себестоимость — это денежное выражение текущих затрат предприятия на производство и реализацию выпускаемой продукции. Затраты, включаемые в себестоимость, группируются в соответствии с их экономическим содержанием последующим wicmcii-uim: материальные (за вычетом стоимости возвратных отходов);
69
оплата труда; социальный налог; амортизация основных средств; прочие расходы.
В прочие расходы включаются: содержание аппарата управления; стоимость эксплуатации зданий, помещений, сооружений, оборудования, инвентаря; оплата командировок, связанных с производственной деятельностью; оплата услуг связи и других, оказанных сторонними организациями, в том числе консультационными, информационными и аудиторскими; затраты на содержание и обслуживание технических средств управления, средств сигнализации, охраны; представительские расходы; выплата стипендий, оплата обучения по договорам с учебными заведениями о подготовке, повышении квалификации и переподготовки персонала; возмещение работникам транспортных расходов; амортизация нематериальных активов; расходы на продажу; налоги.
Цена номера (места в номере) устанавливается за его использование в течение суток или с применением почасовой оплаты. Цена двухместного номера одинакова при проживании в нем одного или двух человек. Цена двухместного размещения устанавливается для одновременного проживания двух человек в двухместном номере.
Различают стандартные (розничные), сниженные (специальные), дифференцированные цены, брутто и нетто. Максимально высокую цену, которая указывается в рекламных и информационных материалах гостиницы, называют стандартной (розничной); с предоставлением скидок — сниженной (специальной), изменяющуюся цену на одинаковую гостиничную услугу в разные периоды года или при особых условиях продажи — дифференцированной. Цена брутто включает в себя условия сделки между продавцом и его посредником (туристской фирмой) комиссионное вознаграждение в пользу посредника за его труд по продаже. Из цены нетто посредник не имеет права удерживать в свою пользу комиссионное вознаграждение.
Ценовую политику предприятия определяет служба маркетинга. Специалисты рассчитывают среднюю цену номера в гостинице. Она характеризует гостиничное предприятие с точки зрения доступности для различных сегментов потребительского рынка.
|
|
На предприятиях общественного питания показателем ценовой категории является средний чек (с учетом и без учета алкогольных напитков).
4.3. Система продаж. Туроператоры
Реализация (продажа) гостиничных услуг – завершающий маркетинговой политики гостиничного предприятия. Каждая гостиница
70
стремится создать эффективную систему продажи своих услуг — совокупность посреднических организаций и структур, участвующих в их продвижении и доведении до потребителя. Продажа гостиничных услуг может осуществляться по различным каналам сбыта: прямыми продажами, продажами через посредников, посредством международных и национальных компьютерных систем бронирования или принадлежащих крупным гостиничным сетям.
Прямые продажи осуществляют сотрудники отделов приема и бронирования, т.е. работники гостиницы продают гостиничные услуги индивидуальным клиентам, организациям, предприятиям, учреждениям, приобретающим их для своих сотрудников.
Для продажи услуги через посредников гостиница формирует каналы сбыта, которые организуют рекламу услуг, накапливают информацию о конъюнктуре рынка и состоянии спроса, осуществляют продажи, разделяют с гостиницей финансовый риск за реализацию гостиничных услуг. Посредниками являются организации, проводящие различные деловые мероприятия, выставки и конгрессы, зрелищные мероприятия, спортивные состязания и др. Заказчиками гостиничных услуг могут быть территориальные органы власти и управления, которые организуют приемы различных, в том числе и зарубежных делегаций. Услуги гостиниц — главная составляющая туристских путешествий, поэтому туроператоры также являются каналами сбыта для гостиниц.
Схемы взаимодействия между туроператорами и гостиницами приведены в работах Д.С.Ушакова [16|. Это может быть аренда гостиницы. Размер арендной платы зависит от срока аренды и размера арендуемого номерного фонда. Гостиница в этом случае предоставляет номера со значительными скидками.
|
|
Приобретение блока мест на условиях комитмента — одна из форм работы туроператора и гостиницы. В этом случае туроператор осуществляет полную или частичную (не менее 50%) предоплату заявленного количества номеров непосредственно перед сезоном и не имеет права отказаться от заявленного блока до истечения срока комитмента. По сравнению с арендой расходы и писк туроператора в этом случае не так значительны. Он определяет количество номеров, риск за продажу которых готов взять на себя.
Приобретение блока мест одновременно в нескольких гостиницах лает туроператору возможность расширять ассортимент своих туров, ориентируясь на различные сегменты рынка. Размер скидок, которые предоставляет гостиница туроператору, зависит от комитмента. Продаваемые блоки подразделяются па несколько видов: строго фиксированные (туроператор приобретает конкретные номера); свободно фиксированные (туроператор при-
71
шего полностью турпакет клиента туроператора. Это исключает риск в работе туроператора, так как даже в случае отказа клиента от тура штрафные санкции туроператора перекладываются на отказавшегося клиента. В этих случаях принято говорить не о скидках, а о простом комиссионном вознаграждении оператора, величина которого (в процентном выражении) зависит от стоимости номера (каждого проданного места). Работа на условиях повышенной комиссии является наиболее распространенным средством стимулирования торговой активности работающих с гостиницей туроператоров.
Бронирование мест посредством национальных компьютерных систем бронирования позволяет менеджменту гостиницы самостоятельно определять условия, количество и категорию номеров, выставляемых на продажу, и изменять эти параметры в любое время. В момент бронирования выделенная квота номеров автоматически сокращается, в службу приема и размещения гостиницы отправляется уведомление о заказе.
Запрос о наличии мест и оформление бронирования происходит в офисе компании, подключенном к системе через Интернет. Оплата, включающая стоимость проживания и бронирования, а 1акже комиссию, принимается компанией в момент бронирования. После оплаты клиенту выдается заполненный бланк ваучера, который содержит полную информацию об оказанных услугах и является основанием для поселения в гостиницу. Работа в системе возможна при наличии выделенной линии Интернета и не требует какого-либо специального оборудования или программного обеспечения.
4.4. Рекламная и информационно-справочная деятельность
Рекламой называют любую оплаченную форму неперсонального представления и продвижения идей, товаров или услуг идентифицированным, определенным, спонсором.
Рекламный отдел в гостинице входит в службу маркетинга в качестве структурною подразделения. В нем работают менеджеры по рекламе, рекламные агенты, дизайнеры, другие специалисты. Многие гостиницы предпочитают сотрудничать со специализированными рекламными агентствами. Агентства, как правило, имеют четыре отдела: творческий, разрабатывающим рекламные сообщения; размещения рекламы, который выбирает средства информации для рекламных объявлений; исследовательский, изучающий аудиторию и ее запросы; бизнес-отдел, отвечающий за деловую активность агентства. Идентичный состав сотрудников может иметь и рекламный отдел гостиницы.
73
Как и всякая другая, гостиничная реклама подразделяется на наружную, печатную, аудио- и телерекламу.
Наружная реклама размещается вне помещений с целями информировать и напомнить потребителям о гостинице и ее услугах. Она должна быть яркой и лаконичной. Это — щитовая реклама, реклама на городском транспорте и др.
К печатной рекламе относят размещение рекламных статей, текстов и фотографий в журналах и газетах, выпуск полиграфической продукции. Наибольшее распространение получили каталоги, проспекты, буклеты, визитные карточки, прайс-листы, фирменные почтовые конверты и бумага, фирменные обложки меню, поздравительные открытки, путеводители-справочники.
Количество наименований, содержание и оформление полиграфической продукции зависят прежде всего от категории гостиницы, ее назначения и спроса.
Как правило, печатная реклама гостиниц издается на русском языке с переводом текстов на иностранные языки. При подготовке рекламы следует учитывать (по языковому принципу) количественное соотношение проживающих в данной гостинице иностранных гостей. Реклама каждой гостиницы должна быть красочной и достоверной, информативной, с размещением зарегистрированного товарного знака (графического образа) гостиницы.
В каталогах рекламируется перечень услуг с краткими пояснениями и ценами. Реклама гостиниц может быть представлена в ценовых и информационных каталогах туроператоров.
Проспект представляет собой издание в виде брошюры небольшого формата. На его страницах помещают фотографии гостиницы: центрального входа, жилых номеров, холлов, ресторанов, банкетных залов, конференц-залов, бизнес- и спортивно-оздоровительных центров с кратким описанием предлагаемых услуг, указываются адрес, телефоны гостиницы, адрес электронной почты и др.
Обязательно размещают схему, на которой указывают расположение гостиницы относительно крупных магистралей с привязкой к движению транспорта. В начале проспекта дается историческая справка о населенном пункте, где расположено предприятие.
Буклет печатается на одном листе, который складывается в виде брошюры. В буклете размещают схему расположения гостиницы относительно ближайших к гостинице достопримечательностей и основных транспортных путей, вокзалов и аэропортов. В буклете представлены гостиничные услуги, телефоны различных служб, почтовый индекс, почтовый адрес, сайт и Интернете и электронная почта.
Рекламные листовки печатаются в один диск могут быть многоцветными, их распространяют на выставках, презентациях,
74
выставках-ярмарках. Там же (и в других местах) вывешивают плакаты — крупноразмерные рекламные многоцветные иллюстрированные издания, имеющие водозащитный слой.
Прайс-лист — перечень услуг и цен на них. без иллюстраций.
Почтовые конверты и почтовую бумагу изготавливают по заказу гостиницы. На конверте размещают товарный знак гостиницы. Почтовая бумага по размеру должна быть чуть меньше двух размеров фирменного конверта, чтобы сложенный вдвое листок свободно помещался в конверт. В углу листка или в верхней его части изображается эмблема гостиницы и ее название. Может быть указан почтовый адрес.
Аудиорекламу транслируют радиопередающие станции и громкоговорящие каналы связи, существующие в крупных торговых центрах, кинотеатрах, метрополитене, гостиницах. Телерекламу размещают в телевизионных рекламных роликах и объявлениях.
Календари, ручки, визитные карточки, фирменные пакеты, значки заказывают с воспроизведением на них наименования предприятия, товарного знака, адреса и телефонов. Их вручают при проведении рекламных акций, на выставках, ярмарках и др.
Для проведения рекламной кампании необходимо разработать соответствующую программу, т.е. определить рекламные пели и бюджет, разработать идеи, концепции, выбрать носителей рекламы, создать рекламные тексты и видеосюжеты. После реализации рекламной программы необходимо определить степень ее эффективности, недостатки в проведении.
Рекламными носителями считаются любые средства размещения рекламы: Интернет, шиты, стационарные установки разных форм, радио, газеты и т.д.
Реклама помогает формированию устойчивого положительного образа гостиницы, вызывает интерес у потенциальных клиентов, способствует росту дохода предприятия, увеличению или стабилизации спроса на гостиничные услуги.
Одна из целей рекламы — доведение в привлекательном виде информации о гостинице и ее услугах. Этой же цели служат вывески, информационные стенды, справочники, схемы, рисунки, указатели. Так гостиница должна иметь вывеску, освещаемую или светящуюся, с указанием ее категории. На здании обязательны таблички с наименованием улицы, номера дома (корпуса). В многокорпусных гостиницах на зданиях размешают указатели служб, расположенных в них. оборудуют стенды со схемой расположения корпусов по отношению к улице. В средствах размещения, имеющих значительные территории, специальные зоны обслуживания, устанавливают указатели их месторасположения и маршруты движения. Особое значение имеют дорожные знаки, указатели остановок, разъездов и поворотов машин у гостиничных зданий и прилегающих к ним территориях. В зависимости от условий
75
назначения и времени работы они могут быть освещаемыми или светящимися.
Целям информации служит и соответствующее оформление витражей и оконных проемов вестибюля. Здесь могут рекламироваться различные виды услуг самой гостиницы, а также транспортных и туристских предприятий. Витринная реклама должна стилистически соответствовать декоративно-художественному оформлению фасада здания. Внутренняя настенная, подвесная, напольная, настольная информация должна вписываться в интерьер помещений, дополнять его эстетически.
Технология обслуживания требует, чтобы гость не искал, как пройти в ту или иную службу и к кому обратиться за помощью. Поэтому особое внимание уделяется составу, содержанию и оформлению информации в вестибюле гостиницы. Все помещения (рабочие места) здесь должны быть обозначены соответствующими указателями: администратор, кассир, сервис-бюро, ресторан, кафе. бар. гардероб, торговый киоск и др.. а при усложненной планировке дополнены стрелкой в соответствующем направлении.
Раздельные работы по операциям, например в сервис-бюро, требуют установки пиктограмм и настольных табличек, информирующих гостя, к кому можно обратиться по интересующему вопросу. Кроме названия той или иной службы, следует указывать режим работы (дни и продолжительность). Особое место в гостинице должно быть уделено информации о платных и бесплатных услугах.
Если в общественных помещениях гостиницы ведется видеонаблюдение, гость должен быть информирован об этом соответствующей пиктограммой с изображением видеокамеры. Пиктограммы с изображением перечеркнутой сигареты размещают в местах, где запрещено курение.
В службе приема и гостиничных номерах должна быть представлена информация в отпечатанном виде в соответствии с разд. II Правил предоставления гостиничных услуг. В каждом номере их дополняет информационный набор, включающий рекламный проспект или буклет гостиницы, гостиничный телефонный справочник, порядок проживания, правила пожарной безопасности и пользования электробытовыми приборами, план-схему эвакуации из номера в случае пожара, прайс-лист дополнительных услуг, путеводители, справочники, туристские карты, программу мероприятий гостиницы на ближайшее время, комплект карточек с надписями на нескольких языках с просьбой ускорить или отложить уборку, не беспокоить и др. Такие карточки при необходимости гость размещает на ручке двери с се внешней стороны.
Проживающим по утрам доставляют в номер свежие газеты, в том числе на иностранных языках.
76
Информационные услуги оказывают все сотрудники гостиницы, и прежде всего информационно-справочной службы, находящейся в вестибюле гостиницы и являющейся составной частью службы приема и размещения. В небольших гостиницах информационно-справочная служба и служба сервиса (бюро обслуживания) совмещены и работают как одна структура. Ее сотрудники сортируют и передают приходящую на имя проживающего корреспонденцию. Ее вручают клиенту в закрытом виде, вкладывая в фирменный конверт, на котором указывается фамилия клиента и номер комнаты. Корреспонденцию раскладывают по секциям.
Служба сервиса выполняет заказы на приобретение проездных билетов, дает справки о работе международного, междугородного и внутреннего транспорта; принимает заказы на экскурсии, посещение театров, городских ресторанов и др.; информирует о местных достопримечательностях, расписании работы музеев, выставок, магазинов, репертуаре театров; резервирует места в парикмахерской, косметическом салоне, на прием к врачу и т.д.; предоставляет в аренду машины, вызывает такси, врача скорой помощи в экстренных случаях; выполняет мелкие поручения (доставляет цветы, газеты, товары туристского спроса).
Сотрудники справочной службы гостиницы обязаны знать туристскую географию города и страны, информировать клиентов об ассортименте услуг, оказываемых гостиницей, интересных событиях или мероприятиях, проходящих в городе или населенном пункте, участвовать в обновлении гостиничной информации и рекламы.
4.5. Связи с общественностью
В конкурентной среде успех или неудача гостиницы зависят не только от качества товаров и услуг, но и от имиджа предприятия, который во многом зависит от связей с общественностью (public relations). Мероприятия управления (службы) общественных связей включают рекламу в средствах массовой информации (СМИ) па коммерческой и некоммерческой основе, пресс-конференции, презентации, брифинги, приемы, финансирование общественно полезных мероприятий.
В гостиницах высоких категорий организую! отдельную службу по связям с общественностью или в структуре службы маркетинга. Специалист но связям с общественностью может занимать должность помощника генерального директора. Работа службы по связям с гостями (guest relations) направлена на создание обстановки психологического комфорта, устранение всякого рода неудобств — именно Ю1да гост, «привязанные» к гостинице, вернутся сюда
77
снова. Они обращаются к референту по связям с гостями по всем вопросам и проблемам, с которыми сталкиваются в гостинице (номер телефона референта указан в информационно-справочных материалах гостиницы).
Рабочий день референта начинается с изучения информации службы приема о проживающих в гостинице и забронировавших номера и дополнительные услуги. Перед прибытием постоянных или особых гостей в номер приносят подарки: женщинам — цветы, мужчинам — вино, оставляют карточки со словами приветствия (на языке гостя).
Одна из форм работы — создание у клиентов восприятия «личностного» обслуживания. Следует обращать внимание на настроение гостя, его самочувствие: поздравлять с праздниками, дарить сувениры, разрабатывать программы проведения свободного времени.
Референт по связям с общественностью поддерживает постоянные контакты с деловыми партнерами письменно, по телефону и лично. Он ведет и постоянно обновляет списки: зарубежных и местных журналистов, посетивших гостиницу, представителей консульств, других официальных дин: составляет картотеку национальных праздников, юбилеев партнеров, офисов (представительств), находящихся в городе, где расположена гостиница; организует сбор информации о гостях и отзывов о гостинице; разрабатывает анкеты для гостей, анализирует ответы, доводит до сведения руководителей гостиницы пожелания и замечания клиентов.
Референт ведет картотеку гостей, в которую заносит: фамилию, имя, отчество гостя, количество дней проживания, наименование организации, от которой тот прибыл, его адрес, телефон, другую информацию.
Референт присутствует на различных торжественных событиях и банкетах в гостинице. По распоряжению генерального директора он организует приемы и проведение торжеств для деловых партнеров, пресс-конференции и другие мероприятия.
Референт по связям с общественностью:
договаривается о контактах со СМИ. составляет пресс-релизы о событиях в гостинице и направляет их в различные редакции;
ведет подшивку опубликованных в печати материалов о деятельности гостиницы, организует фотовыставки о жизни гостиницы, информационные стенды с объявлениями о предстоящих мероприятиях;
участвует в обработке данных по ярмаркам, выставкам, семинарам, совещаниям, симпозиумам, конференциям, участвует в сборе имен и адресов участников, посылает им рекламные материалы, предложения, письма;
сотрудничает со службами маркетинга, приема и размещения, номерного фонда, питания.
78
Специалисты по связям с общественностью должны свободно владеть одним или несколькими иностранными языками, знать историю, культуру различных стран и народов, маркетинг, менеджмент, психологию, правила этикета.
4.6. Выставочная деятельность гостиницы
Выставочная деятельность современных гостиничных предприятий носит целенаправленный и постоянный характер. Ее направленность — реклама инноваций в виде товаров или услуг, заключение долговременных договоров по сотрудничеству с туроператорами, поставщиками и др.
К характеристикам выставок относят: количество экспонентов (отечественных и зарубежных), посетителей (специалистов и неспециалистов). Выставки предлагают участникам открытые площадки и павильоны. В павильонах размешаются оборудованные стенды различной комплектации и площади. Участие в выставке предполагает оплату регистрационного взноса и оборудованной или необорудованной выставочной площади. Регистрационный взнос обеспечивает размещение информации в официальном ка-талоге, получение именных нагрудных значков и пригласительных билетов. Оплата стенда включает стоимость фризовой надписи с наименованием предприятия, размещения информации в официальном каталоге выставки. Отдельно оплачивается участие в различных выставочных мероприятиях, дополнительная реклама, аренда конференц-зала, охрана стенда. Для участников турист-. mix выставок организуется деловая программа: круглые столы, научно-практические конференции, семинары, проводимые различными организациями, презентации.
Выставки способствуют изучению спроса и потенциального рынка для нового продукта в процессе презентации его посетителям обмену опытом работы. Участие в выставках помогает выйти in новый рынок, в том числе зарубежный. Благодаря публикациям о выставке в СМИ появляются возможности для встреч с потенциальными партнерами или клиентами. Специалисты считают что предвыставочный и послевыставочный маркетинг не менее важны, чем сама выставка.
Информация о туристских выставках размещается в Интернете СМИ. Участие в выставочных мероприятиях планируется заранее, определяются выставки, в которых будет участвовать гостиница, формируется выставочный бюджет. В него входят затраты на участие рекламные материалы, персонал (командировочные расходы, стоимость проживания, питания, передвижения), транспорт доставка на выставку необходимых материалов). Заранее оформ-ляется заявка на выставку определяются сотрудники (работающие
79
на стенде, участвующие в переговорах и встречах, готовящие договоры о сотрудничестве).
Рекламные материалы готовят сотрудники рекламного отдела по утвержденной концепции, они сотрудничают с дизайнерами, согласуют и утверждают представленные проекты. Количество, качество и содержание рекламных материалов определяются целями участия гостиницы в выставке и выделенными средствами.
Службы маркетинга и связей с общественностью рассылают сообщения в СМИ, оповещают об участии в выставке партнеров, клиентов, журналистов. Эти службы организуют монтаж стенда, готовят необходимые материалы, во время работы выставки обеспечивают прием посетителей, проведение деловых встреч и переговоров, посещают мероприятия, проходящие в рамках выставки, стенды конкурентов, обмениваются информацией с потенциальными партнерами и клиентами. Персонал, работающий на выставке, должен быть тщательно подготовлен и проинструктирован.
По окончании выставки подводят ее итоги, составляют отчет для администрации гостиницы, организуют пресс-конференцию, рассылают итоговую информацию в СМИ. поддерживают и развивают связь с новыми деловыми партнерами.
Гостиничный, выставочный, туристский бизнес оказывают влияние на социально-экономическое развитие территории в целом, поэтому некоторые страны и города мира проводят политику, направленную на поддержку данных видов деятельности.
4.7. Финансовая служба
Финансовая служба гостиницы управляет денежными потоками. Ее деятельность направлена на повышение результативности гостиничного бизнеса. В отличие от бухгалтерской службы финансисты контролируют деятельность с точки зрения экономической прибыли, т.е. учета соотношения реальной прибыли и всех ресурсов, потраченных на ее получение.
Одним из методов деятельности финансовой службы является бюджетирование, т.е. построение внутреннего экономического учета доходов и расходов по предприятию в целом и по подразделениям, что позволяет выявить реальный финансовый результат работы. На предприятии, кроме финансовой службы, работает бухгалтерское подразделение, которое структурно может входить в ее состав.
Все организации обязаны вести бухгалтерский учет. Ответственность за его ведение несет руководитель организации. За уклонение от бухгалтерского учета, искажение отчетности и несоблюдение сроков ее представления руководители и лица, отвечающие
80
за постановку бухгалтерского учета, привлекаются к административной и уголовной ответственности.
В зависимости от организационно-правовой формы организации, объема учетной работы, степени механизации и автоматизации обработки экономической информации руководитель может:
создать бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
ввести в штат должность бухгалтера;
передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;
вести бухгалтерский учет лично.
Бухгалтерский учет — это пунктуальное и непрерывное отражение в установленных документах хозяйственной деятельности предприятия, регистрации на основании документирования хозяйственных процессов в денежном выражении. Законодательное регулирование бухгалтерского учета на территории России осуществляется на основе Федерального закона от 21.11.1996 г. № 129 «О бухгалтерском учете». Гражданского и Налогового кодексов, Плана счетов и Положения по ведению бухгалтерского учета.
Система ведения бухгалтерского учета включает документирование и инвентаризацию; оценку и калькулирование; счета и двойную запись; баланс и отчетность.
Возглавляет бухгалтерскую службу главный бухгалтер. В его подчинении находятся заместитель, бухгалтер-калькулятор, бухгалтер материальной группы, бухгалтер по заработной плате, старший кассир.
Правовой статус главного бухгалтера определяется действующими нормативными актами, трудовым договором и должностной инструкцией, утвержденной генеральным директором гостиницы. Главный бухгалтер непосредственно подчиняется генеральному директору гостиницы, им же назначается и освобождается от должности. Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению (п. 3 ст. 7 ФЗ «О бухгалтерском учете», п. 14 Положения по ведению бухгалтерского учел а). В случае разногласий между директором гостиницы и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменною распоряжения директора гостиницы, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций.
Главный бухгалтер отвечает за формирование всей учетной политики организации, выбор форм и методов бухгалтерского учета, организацию документооборота, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Главный
81
бухгалтер контролирует исполнение законодательства по всем вопросам хозяйственной деятельности организации, следит за движением и хранением имущества (активов) и выполнением обязательств. Назначение и увольнение материально-ответственных лиц обязательно согласовывается с главным бухгалтером. Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в аппарат бухгалтерии необходимых документов и сведений обязательны для всех работников организации. Главный бухгалтер визирует заключаемые хозяйственные договоры и приказы, связанные с финансово-производственной деятельностью. Кроме того, главный бухгалтер разрабатывает порядок оформления и график движения учетных и других документов, сроки и адреса их поступления для дальнейшей обработки и сдачи в архив.
Распределение обязанностей между работниками бухгалтерии обусловлено последовательностью операций или специализацией выполнения операций по конкретному участку учета. Чем крупнее организация, тем более разветвленную структуру имеет бухгалтерия. В бухгалтерии могут выделяться следующие участки учета:
внеоборотных активов (основных средств, нематериальных активов);
учета товарно-материальных ценностей;
учета затрат на производство;
учета готовой продукции и реализации;
учета расходов с персоналом по оплате труда;
учета кассовых операций;
учета финансово-расчетных операций;
составления отчетности;
налоговых расчетов.
В последнее время в составе бухгалтерской службы принято выделять подразделение, занимающееся управленческим учетом. Каждая группа бухгалтерии имеет свои цели и задачи, но все группы тесно взаимосвязаны. На каждого работника бухгалтерии составляется должностная инструкция.
В бухгалтерию поступают первичные документы как со стороны (от внешних организаций и лиц), так и оформленные в самой гостинице (от различных служб). Их проверяют по форме и существу операций, затем обрабатывают. Обработка закладывается в группировки данных, занесении информации в соответствующие регистры сполитического и синтетического учета, последующем сведении в информацию, пригодную для принятия управленческих решений и составления отчетности. Крупные компании, имеющие филиалы или дочерние организации, выделенные на самостоятельные балансы, обычно используют децентрализованную форму ведения бухгалтерского учета. Отдельные предприятия передают и бухгалтерию головной организации свои итоговые фи-
82
повседневную безопасность номеров, общественных и других помещений;
контроль ключей;
предотвращение краж:
контроль доступа в здание гостиницы и на ее территорию;
работу системы тревожной сигнализации;
состояние наружного освещения и системы видеонаблюдения;
охрану сейфов и камер хранения.
Служба безопасности разрабатывает и выполняет программу профилактики и предотвращения чрезвычайных ситуаций, процедуры адекватного реагирования на каждую чрезвычайную ситуацию.
Гостиничное предприятие может не создавать собственное подразделение безопасности, а заключить договор с охранным агентством на предоставление охранных услуг.
Контрольные вопросы
1. Каковы цели рекламной деятельности?
2. Какие сотрудники предоставляют информационные услуги в гости
нице?
3. Какая информация в обязательном порядке должна быть представ
лена в службе приема и размещения? В номерах гостиницы?
4. Перечислите основные обязанности референта по связям с общест
венностью.
5. Как распределены обязанности между работниками бухгалтерии в
гостинице?
6. Расскажите об участии гостиницы в выставках.
7. Какие затраты следует учитывать при составлении выставочного
бюджета?
8. Назовите функции службы безопасности.
ГЛАВА 5
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ ГОСТИНИЦЫ
5.1. Инженерно-техническая служба
Инженерно-техническая служба в системе управления гостинице» подчинена главному инженеру. В зависимости от масштабов производства состав и функции инженерной службы могут быть различными. В больших гостиницах она состоит из нескольких специализированных групп — электрооборудования и связи, механиков, ремонтная и др. Эти группы выполняют различные функции. В инженерную службу могут входить: электрик, мастер машинного оборудования в котельной, механик климатических устройств, сантехник, столяр, маляр, обойщик, декоратор и др.
Главный инженер определяет техническую политику и направления технического развития гостиничного предприятия в условиях рыночной экономики, пути реконструкции и технического переоснащения, уровень специализации в предоставлении услуг на перспективу. Он выполняет и административные функции:
планирует работу службы;
организует контроль состояния здания и его технического оборудования;
организует проведение различных видов ремонтных работ;
руководит установкой, паспортизацией и аттестацией оборудования;
контролирует качество выполнения работ;
составляет табель и графики выхода на работу персонала, графики отпусков, должностные инструкции, инструкции по технике безопасности и другие документы;
заключает договоры с контролирующими и обслуживающими гостиницу организациями;
контролируем ведение, хранение различных документов, таких, как акты текущих проверок деятельности инженерно-технической службы, инструкции по эксплуатации оборудования.
В службу главного инженера может входить системный администратор, который следит за правильной эксплуатацией технического оборудования и специализированных программ. В больших гостиницах автоматизированная служба управления гостиницей может выделяться в отдельное подразделение.
85
котельной, где происходит подогревание воды;
подающих и обратных трубопроводов с соответствующими клапанами для выключения части отопления в случае ремонта;
различного типа нагревателей с клапанами двойной регулировки (в небольших или узких помещениях применяют нагреватели с гладкими горизонтальными и вертикальными трубами);
открытого расширительного сосуда.
Отопление производственных помещений и залов ресторана производится воздухом при помощи вентиляционных установок. Воздух нагревают паровоздушные аппараты, снабженные нагревателем, к которому подводится пар низкого давления, нагревающий засасываемый вентилятором воздух непосредственно из помещения или снаружи. Нагревательные каналы размещаются в конструкции потолков или панелях стен.
Вентиляция помещения осуществляется естественным и искус-ственным путем. Механическая вентиляция применяется там, где необходим большой обмен воздуха. При приточно-вытяжной вентиляции в помещении монтируются вентиляторы, вызывающие движение и обмен воздуха, или оборудуется вентиляционная приточная и вытяжная установка, когда воздух поступает и удаляется по специальным канатам. В этом случае засасывание воздуха происходит через очистительные и увлажняющие устройства, нагреватели.
В гостиницах предусматриваются технологии очистки воздуха от аллергенов и загрязнений, с помощью кондиционеров создается искусственный климат.
В системе электроснабжения предусмотрены две изолированные схемы — от основного источника и резервная (аварийная). В состав силового оборудования гостиницы входят электродвигатели, машины для уборки помещений, лифты, холодильники, насосы, компрессоры, станки.
Системы автоматизированного диспетчерского управления контролирует диспетчер центрального диспетчерского пункта. С помощью средств вычислительной техники, коммуникации и связи осуществляется оперативный контроль энергетического, инженерного, технологического оборудования и сетей, противопожарных систем, охранной сигнализации, электронного ключевого хозяйства гостиничных номеров и видеонаблюдения.
Охрана труда
Целью охраны труда является сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, как этого требует Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ).
87
Общее руководство соблюдением правил охраны и безопасности труда осуществляет генеральный директор, а организационно-техническую работу проводит главный инженер. Гостиница разрабатывает «Положение по организации работы по охране труда» и соответствующие инструкции для каждой категории работников. Ответственность за организацию и соблюдение мер охраны труда несут руководители служб, на которых возлагается:
создание безопасных условий труда, предупреждение причин производственного травматизма и заболеваемости;
проведение инструктажей на рабочих местах и обучение безопасным методам работы;
обеспечение надзора за исправным состоянием оборудования, механизмов, инвентаря, ограждающих устройств, опасных мест, подсобных и санитарно-бытовых помещений:
обеспечение правильной эксплуатации и эффективной работы вентиляционных устройств, кондиционеров, нормального освещения помещений и рабочих мест;
разработка инструкций по технике безопасности с учетом специфики рабочих мест; обеспечение порядка на рабочих местах; соблюдения работниками правил, инструкций, приказов и указаний по охране труда.
С каждым новым работником главный инженер проводит вводный инструктаж по технике безопасности, что отражается в контрольном листе. Затем на рабочем месте проводит первичный инструктаж руководитель службы. Лица, не прошедшие вводный и первичный инструктажи, к работе не допускаются. Повторные инструктажи проводятся со всеми категориями работников один раз в три месяца. Если работник привлекается к работам, не входящим в основные его обязанности, он должен пройти специальный инструктаж. С работниками, нарушившими правила, нормы и инструкции по технике безопасности, проводятся внеплановые инструктажи. Все названные инструктажи фиксируются в журнале регистрации инструктажей по утвержденной форме. Страницы журнала нумеруются, скрепляются печатью предприятия. Подписи проводившего инструктаж и инструктируемого обязательны.
Инструкция по технике безопасности определяет порядок и условия безопасного и безвредного выполнения работником возложенных на него обязанностей. Такая инструкция составляется отдельно дли каждой профессии с учетом разновидностей оборудования и технологических операций, возложенных на работника, с учетом действующего законодательства по охране груда.
Отдельные требования могут быть изложены в запретительной форме. В инструкцию включаются только те требования, которые могут быть выполнены работником. Положения инструкции располагаются последовательно в соответствии с установленным процессом работы. Составитель инструкции анализирует отдельные
88
операции технологического процесса, определяет, какие опасности или вредности могут возникнуть, разрабатывает технические или организационные мероприятия, направленные на предупреждение заболевания или травмирования.
Инструкция, как правило, состоит из четырех разделов: общие положения, содержание рабочего места, защитные приспособления и одежда, меры по защите от опасностей и вредностей. В инструкции должны быть перечислены конкретные меры, направленные на предотвращение травмирования и заболеваний работников, с указанием на безопасные приемы выполняемой работы, юны разъяснения о том, как содержать оборудование в состоянии, пригодном для безопасной эксплуатации, зависящей от работающего.
Охрана труда включает соблюдение санитарных нормативов, предельно допустимых уровней различных физических факторов, вызывающих преждевременное утомление и снижающих работоспособность. Существуют физическая и умственная формы трудовой деятельности. Физический труд характеризуется низкой производительностью, необходимостью высокого напряжения физических сил и потребностью в длительном (до 50% рабочего времени) отдыхе. Умственный труд характеризуется переработкой большого объема информации, мобилизацией памяти, внимания, ситуациями, снижением двигательной активности, повышением эмоционального напряжения.
Сохранность здоровья — главный показатель качества трудовой жизни. На сохранение здоровья сотрудников должны быть направлены профилактические и социальные мероприятия.
Время начала и окончания работы определяются правилами
внутреннего трудового распорядка предприятия, должностными
инструкциями. На тех работах, где перерыв установить нельзя,
предоставляется возможность приема пищи в течение рабочего
времени. Перечень таких работ, порядок и место приема пиши
устанавливаются администрацией. На непрерывно действующих
Предприятиях вводится суммарный учет рабочего времени, при
этом продолжительность труда не должна превышать нормированного числа рабочих часов. Оплата труда должна соответствовать
его сложности и качеству выполненной работы. Социальные
гарантии включают в себя очередной отпуск, оплату больничных листов, выплату гарантированных пособий, медицинское и пенсионное страхование, социальные льготы включают в себя материальную помощь,премии, кредиты на приобретение жилья, автотранспорта, помощь в приобретении туристских путевок.Социальные льготы могут быть дополнены оплатой мобильной телефонной связи, питания, скидками на услуги гостиницы, увеличением отпуска, страхования жизни и здоровья сотрудников, предоставления им акций предприятий.
89
она обменивается на чистую. Столовое белье доставляется в прачечную в бельевых корзинах или по бельепроводу. Личное белье проживающих в прачечную доставляют горничные номеров, оно помещается в небольшие сетки с биркой и обрабатывается.
Некоторые гостиницы оборудуют собственные прачечные со специально обученным персоналом, другие заключают договоры на стирку белья с предприятиями бытового обслуживания, расположенными вне гостиницы. В последнем случае стирают белье по графику в соответствии с договором. Белье сдается и принимается по счету и весу с проверкой маркировки. Все остальные условия регламентируются договором. Как правило, погрузочно-раз-грузочные работы, транспортировку белья организует гостиница.
В номере (независимо от его категории) должен быть комплект постельных принадлежностей и белья: две подушки, матрац, одеяло, дополнительное одеяло, покрывало, простыня, пододеяльник, наволочки, полотенца. Смена постельного белья осуществляется: в однозвездочной гостинице — один раз в пять дней: двух- и трехзвездочной — один раз в три дня; в четырех- и пятизвездочной — ежедневно.
Запрещается использовать грязное, поврежденное, мятое белье. Размеры используемого белья должны соответствовать габаритным размерам кроватей в номерах. Учет белья ведет заведующий бельевой, который является материально ответственным лицом. Белье, выданное на этаж, числится за материально ответственными лицами на этаже. Заведующий бельевой ведет ежедневный контроль за движением белья (получением нового со склада, передачей на этажи, выдачей на этажи чистого белья, получением грязного белья, его стиркой, списанием белья, что отмечается в журнале учета). Заведующий бельевой производит также замену униформы персонала гостиницы.
Белье, пришедшее в негодность, списывается один раз в квартал комиссией, в состав которой обычно входят главный бухгалтер, бухгалтер, заведующий бельевой, заведущий этажом. Списание белья производится по его фактическому физическому износу при стопроцентно начисленной амортизации с обязательным составлением акта. Администрация гостиницы ежегодно в установленные сроки проводит инвентаризацию белья на складе, центральной бельевой и на этажах. При установлении недостачи принимаются меры к возмещению ущерба.
5.4. Работа прачечной и химчистки
В организационной структуре гостиницы прачечная и химчистка, как правило, в составе службы номерного фонда или административно-хозяйственной службы.
92
Сотрудники прачечной, химчистки выполняют следующие виды работ: стирка и глажение постельного белья, полотенец, портьер, ресторанного текстиля, специальной и форменной одежды персонала, стирку, глажение и химчистку мужской и женской одежды гостей.
Организация работы требует строгого соблюдения технологических процессов. Особые требования предъявляются к помещениям и их составу, технологическому оборудованию.
В современных прачечных используют компьютеризированные стиральные машины, которые позволяют применять программы стирки с заданными свойствами (например: «короткая стирка», «деликатная стирка»), используют профессиональные моющие средства.
Руководитель прачечной и химчистки ведет необходимую документацию, следит за исправностью машин и оборудования, отвечает за организацию работы, расход материалов, нормальное обеспечение всего рабочего процесса.
Гость, пожелавший сдать свои вещи в прачечную или химчистку, знакомится с условиями оказании услуги (они есть в номере в наборе информационных материалов, как и бланки на услуги прачечной, химчистки). Гость заполняет и подписывает бланк, где указаны сроки обработки заказа и расценки. В случае порчи вещей в соответствии с разделом IV «Правил предоставления гостиничных услуг» за причиненный ущерб по вине предприятия гостиница выплачивает компенсацию.
Контрольные вопросы
1. Назови те состав и функции инженерно-технической службы гости
ницы.
2. Что включает инженерно-техническое оборудование гостиниц?
3. Как ведется учет товарно-материальных ценностей?
4. Охарактеризуйте работу по соблюдению норм и правил охраны труда,
техники безопасности, пожарной безопасности в гостинице.
5. Что изложено в инструкции по технике безопасности и охране тру
да?
6. Перечислите мероприятия, направленные на сохранение здоровья
сотрудников.
7. Назовите назначение складских помещений гостиницы.
8. Расскажите об организации работы прачечной и химчистки в гостинице.
Они приветствуют гостей, выслушивают их пожелания, помогают заполнить необходимые документы. В четырех- и пятизвездочных гостиницах предоставляются услуги швейцара и подносчиков багажа.
Швейцар открывает входную дверь и встречает гостей. Сотрудник службы приема в соответствии с представленными гостем документами, удостоверяющими его личность, оформляет проживание. Гость ставит свою подпись на анкете и счете. Подносчик багажа помогает гостю донести багаж, провожает в номер, объясняет работу оборудования, находящегося в номере (все ли в порядке), желает приятного пребывания в гостинице.
Режим работы гостиницы — круглосуточный, поэтому сотрудники службы приема и размещения работают по графику. Руководитель службы составляет графики выходов на работу. При использовании автоматизированных систем управления гостиницей (АСУГ) в состав службы приема входят ночные аудиторы. Они подводят итоги по операциям за истекшие сутки, так как гостиница является предприятием, подводящим баланс по своим операциям в конце каждого рабочего дня.
Ночные аудиторы выполняют следующие виды работ:
информируют, оформляют проживание клиентов:
вносят данные по платежам клиентов на их счета;
контролируют правильность начисления платежей за предоставленные гостям услуги другими сменами, вносят необходимые коррективы, составляют отчеты по расхождениям и ошибкам (если были) для руководителя службы приема и размещения;
ведут необходимую документацию параллельно с компьютерной фиксацией данных:
готовят суточный отчет о деятельности гостиницы и отчеты о занятости номерного фонда (к 7.00 утра);
проводят контрольные обходы гостиницы с целью выявления возможных нарушений и их устранения.
Работа ночных аудиторов во многом упрощает работу дневной смены, так как все счета клиентов уже выверены и подготовлены к операции оплаты. Благодаря этому процесс обслуживания клиентов в часы наиболее массового выезда (с 7.00 до 12.00) значительно ускоряется.
6.2. Порядок проживания в гостинице
Порядок проживания в гостинице устанавливается исполнителем. В напечатанном виде он должен находиться на информационном стенде в вестибюле и быть в каждом гостиничном номере. Далее приведен один из возможных вариантов такого документа.
-Режим работы гостиницы круглосуточный. Для оформления проживания граждан России необходимы соответствующие доку-
менты (рассмотрено далее в подразд. 6.4). Иностранные граждане предъявляют заграничный паспорт с визой, миграционную карту.
Гостиница заключает в устной или письменной форме договоры на бронирование. При опоздании взимается плата за фактический простой номера или места, но не более чем за сутки. При опоздании более чем на сутки бронь аннулируется.
Плата за проживание взимается в соответствии с расчетным часом — 12.00 (время — московское). С 0.00 до 12.00 — плата не взимается. При задержке выезда гостя с 12.00 до 18.00 взимается почасовая плата, с 18.00 до 24.00 — плата за половину суток, с 00.00 до 12.00 — за полные сутки. При проживании менее суток плата взимается за сутки. Формы оплаты в гостинице — наличный, безналичный расчеты и расчеты по платежным картам. Оплату за проживание вносят предварительно за весь предполагаемый период проживания или после выезда. В случае выезда гостя, не оплатившего какие-либо услуги, гостиница вправе использовать данные ею платежной карты для получения недостающего платежа (при работе по платежным картам).
Всем проживающим гарантируется сохранность личных вещей в номере и камере хранения при условии соблюдения порядка проживания. За деньги и ценности, не сданные на хранение, администрация ответственности не несет. В случае обнаружения пропажи личных вещей из номера гость обязан немедленно сообщить об этом администрации для принятия необходимых мер по розыску пропавших вещей. Все вещи, забытые в номере, передаются по акту в камеру хранения, администрация принимает меры по их возврату. Если владелец вещи не найден или неизвестен, исполнитель обязан заявить о находке в милицию или орган местного самоуправления. Вещи граждан РФ хранятся в камере хранения 6 мес, иностранных граждан — 12 мес.
В службах, занятых обслуживанием гостей, должны быть книги отзывов и предложений. Все жалобы рассматриваются незамедлительно. Все клиенты имеют одинаковые права, они обязаны:
соблюдать установленный к гостинице порядок проживания;
правила пожарной безопасности, санитарные нормы;
в случае возгорания немедленно сообщить о нем дежурному администратору;
иметь при себе «Карту гостя» и не передавать ее другим липам;
принимать гостей после их регистрации у администратора или сотрудника службы безопасности; рекомендуется встречать гостей персонально и вестибюле, а при уходе — провожать до выхода из гостиницы;
возмещать ущерб в случае утраты или повреждения имущества
не вносить в гостиницу и не хранить в номере взрывчатые, легковоспламеняющиеся вещества, оружия:
громоздкие вещи сдавать в камеру храпения.
96
6.3. Бронирование мест
Гостиница не может достичь рентабельного уровня загрузки без использования систем бронирования (предварительного заказа) номеров. В Правилах предоставления гостиничных услуг в РФ (разд. II) сказано:
«Исполнитель вправе заключать договор на бронирование мест в гостинице путем составления документа, подписанного двумя сторонами, а также путем принятия заявки на бронирование посредством почтовой, телефонной и иной связи, позволяющей достоверно установить, что заявка исходит от потребителя.
В случае опоздания потребителя с него взимается кроме платы за бронирование плата за простой номера (места в номере), по не более чем за сутки.
При опоздании более чем на сутки бронь аннулируется. В случае отказа потребителя оплатить бронь его размещение в гостинице производится в порядке обшей очереди».
В разд. JV названых правил сказано: «За нарушение сроков начала оказания услуг по договору бронирования гостиничное предприятие уплачивает потребителю за каждый день просрочки неус-тойку (пени) в размере 3 % от цены забронированного номера (места в номере)».
Служба бронирования является составной частью службы приема и размещения, а численность ее сотрудников зависит от величины гостиницы. Обычно служба бронирования работает в дневные часы, а в вечернее и ночное время эту работу выполняет дежурный администратор. Процесс бронирования очень важен для гостиницы, и на сотрудниках, занимающихся этой работой, лежит большая ответственность. Сотрудники службы маркетинга налаживают связи с корпоративными клиентами, организаторами конгрессных мероприятий и выставок, туристскими организациями в целях перспективного использования номерного фонда.
Заявки на бронь принимают от индивидуальных клиентов или от организаций. Как правило, заявки на группу поступают задолго (о даты поселения, индивидуальные — за несколько дней.
Номера можно забронировать по телефону, факсу, электронной почте, лично, через форму «бронирование» па сайте гостиницы, международные системы бронирования.
В соответствии с Международном гостиничной конвенцией, принятой 15.06.1979 г., заключаются два вида контрактов по про-даже гостиничных услуг - с индивидуальным клиентом или группой клиентов. Приводим выдержку из конвенции:
«Статья 9
а) началом заключения гостиничного контракта признается направление туристской организацией и адрес владельца гостиницы запроса на зонирование гостиничныхуслуг;
97
б) запрос на бронирование услуг, переданный в устной форме, дол
жен быть подтвержден письменно (письмом, телеграммой, телексом,
компьютером, факсом);
в) запрос на бронирование должен содержать перечень услуг. Цены на
услуги могут быть оговорены в запросе, в этом случае туристская органи
зация гарантирует оплату в размере оговоренной суммы.
Статья 10
а) гостиничный контракт признается заключенным только в случае ак
цепта владельцем гостиницы направленного ему запроса;
б) принятие запроса должно быть подтверждено в письменной форме
с указанием услуг, относящихся исключительно к запросу фирмы, и цен
на эти услуги;
в) подтверждение направляется незамедлительно, но не более чем в
течение 3 суток с момента получения запроса владельцем гостиницы.
Если туристская организация желает получить ответ по телеграфу, она должна сделать пометку в запросе — ответ оплачен. Статья 11. Предварительная оплата
а) владелец гостиницы имеет право потребовать предварительную
оплату (в форме гарантированного депозита или задатка) как условие при
нятия запроса.
Любая предварительная оплата будет расцениваться как гарантированный депозит, за исключением тех случаев, когда владелец гостиницы прямо не указал, что предварительная оплата должна быть осуществлена в форме задатка. В случае заявления владельца гостиницы о предварительной оплате контракт признается заключенным только по получении владельцем гостиницы обусловленной суммы или доказательства оплаты от туристской организации;
б) владелец гостиницы должен подтвердить туристской организации
получение суммы предварительной оплаты в течение 24 часов с момента
получения оплаты;
в) сумма предварительной оплаты, как правило, равна цене заброни
рованных услуг (номер, питание) за одни сутки пребывания в несезон и
за трое суток пребывания в сезон «пик».
Статья 12. Документы на бронирование
1. Принятие ваучера
Владелец гостиницы имеет право потребовать полной предварительной оплаты либо частичной предварительной оплаты. Если он не ставит таких условий, то он обязан принять ваучер в качестве гарантийного документа, подтверждающего, что оплата будет осуществлена в соответствии с условиями и сроками, предусмотренными настоящей конвенцией.
2. Простой ваучер
В простой ваучер наряду с другими данными должны быть включены дата прибытия и отъезда клиента и гостиничные услуги (номер и питание).
3. Ваучер «полный кредит»
Выпуск такого типа ваучера обусловливается специальным соглашением между владельцем гостиницы и туристской организацией. В таком ваучере допускается, кроме только гостиничных услуг (номер и питание), перечень других услуг.
9 8
Выплата комиссии осуществляется в соответствии с принципами статьи 17.
Статья 13
Цены на гостиничные услуги для туристской организации не должны быть выше обычных цен.
Статья 14
Владелец гостиницы обязан придерживаться цен, предусмотренных контрактом. В случае изменения цен новые цены могут быть применены только по истечении 30 дней с момента их изменения. Однако изменение не должно касаться цен на услуги, на предоставление которых уже было дано подтверждение владельцем гостиницы. <...>
Статья 16
а) Туристская организация, заключившая гостиничный контракт, при
нимает на себя обязательства по оплате счета за предоставленные услу
ги, за исключением тех случаев, когда оговорено специально, что счет
оплачивается клиентом;
б) счет должен быть оплачен в сроки, предусмотренные контрактом, а
в случае их отсутствия — в течение 30 дней со дня получения счета;
в) если контрактом предусмотрено, что оплата за услуги, заброниро
ванные туристской организацией производится клиентом, владелец гос
тиницы должен гарантировать туристской организации выплату комиссии.
В этом случае владелец гостиницы оставляет за собой право не прини
мать кредитные карточки за предоставленные услуги.
Статья 17. Правила оплаты комиссионных
Гостиничный контракт, подпадающий под действие настоящей конвенции, предусматривает выплату комиссионных в размере соответствующего процента от цен на услуги (номер и питание), указанных в контракте.
Владелец гостиницы выплачивает комиссию только туристской организации, исключая все другие стороны. <...>
Статья 20
Владелец гостиницы должен вычислить из своего общего счета сумму комиссионных, причитающихся туристской организации».
Корпоративная централизованная система бронирования обеспечивает операторам доступ к информации о наличии свободных номеров в каждой из гостиниц сети.
Подтвержденным бронированием назыв