Износ деталей оборудования

Виды износа:

Под износом понимают постепенное поверхностное разрушение материала с изменением геометрических форм и свойств поверхностных слоев деталей.

Износ может быть нормальным и аварийным. В зависимости от вызывающих причин износ деталей подразделяется на химический и физический, и износ схватыванием металла (тепловой износ).

Нормальным износом называют изменения размеров и свойств материалов деталей. Интенсивность изнашивания определяется особенностями конструкции узлов, износостойкостью использованных материалов, а также правильностью эксплуатации и ремонта оборудования.

Аварийным износом называют изменения размеров и свойств материалов и деталей, произошедшие в относительно короткий срок из-за неправильного монтажа, эксплуатации, неудовлетворительного технического обслуживания или некачественного ремонта.

Химический износ поверхности трения заключается в образовании и последующем отслоении тончайших слоев оксидов, которые образуются в результате химического поглощения поверхностными слоями металла кислорода, поступающими из воздуха или образующегося в результате распада компонентов смазок. Этот износ сопровождается появлением осповидных язвин, разъеданием металла и ли появлением ржавчины.

Причиной физического износа могут быть знакопеременные нагрузки, поверхностное трение, образ виная и механическое воздействие, на деталях появляются микротрещины, трещины, поверхность деталей становится шероховатой. Основными видами физического износа являются усталостный, осповидный, абразивный и эрозия.

Осповидный износ возникает при сухом и особенно жидкостном трении качения и характеризуется образованием на периодически нагружаемых поверхностях трещин с последующим отслаиванием пленок. Этому износу подвержены детали подшипников качения, рабочей поверхности зубьев шестерен.

Абразивный износ – это разрушение поверхности деталей мельчайшими частицами более твердых металлов. Этому износу подвержены поверхности всех узлов трения.

Эрозия – это механическое разрушение (размывание, разъедание) поверхностных слоев материалов деталей, перемещающихся с большой скоростью, частицами газообразной, жидкой или твёрдой среды - протекает совместно с интенсивными окислительными процессами.

Износ схватыванием металла характеризуется возникновением и последующем разрушением молекулярных связей на поверхности трения. Этот вид износа наблюдается я у различных деталей, поровых котлов, двигателей, компрессоров и холодильных машин.

На характер и величину износа оказывают влияние многие факторы конструктивного производственного и эксплуатационного порядка.

Установлено 3 периода износа:
1) Начальный период приработки характеризуется быстрым увеличением зазора в подвижных соединениях;
2) Период установившегося износа после приработки рабочих поверхностей. В этот период наблюдается постепенное и медленное изнашивание; 3) Период быстрого нарастания износа, вызываемый значительным изменением зазоров между трущимися поверхностями и изменением геометрической формы деталей. С этого момента начинается усиленный износ, который может привести к аварии.

Слой смазки вводимый между трущимися поверхностями повышает износостойкость соприкасающихся деталей, уменьшает трение, износ, опасность заедания, нагрев и коррозию.

Износ детали увеличивается также, если повышать удельное давление на трущиеся детали.

К износу деталей также относится нарушением жесткости в неподвижных соединениях в этом случае нарушается герметичность в сопряжениях (течи), возникают динамические нагрузки в соединениях, а также нарушение посадок. Эта группа неисправностей характеризуется увеличением зазора в подвижных соединениях и уменьшением натяжения у неподвижных соединений.

Нарушение взаимоположения деталей сопряжения приводит к отклонению соосности, изменению расстояния между деталями, нарушению перпендикулярности осей узлов и деталей.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: