Прорезное навершие кресала

Птицевидные идолы с характерным затылочным рогом,

Склонившиеся над антропоморфной фигурой.

Орнаментировано с двух сторон.

Х в. Бронза, литье.

С. Редикор Чердынского р-на Пермской обл.

 

 

Современная историография отождествляет чудь с финно-угорским населением северо-востока Русской равнины. Считается, что под именем “ чуди ” выступали, в том числе предки современных эстонцев, вепсов, карелов, коми и коми-пермяков. Возникнув в новгородских землях и зафиксированное уже в начальных строках летописей, это этническое определение для народов с языком и обычаями сильно отличными от славянских (или “ чудными ”) по мере продвижения русских на восток распространилось до Урала, а затем проникло и в Сибирь[43].

В преданиях чудь представлена как персонаж мифического времени или древний (“ прежний ”, “ иной ”, “ старый ”) народ. Городища чуди находятся на холмах, зафиксированных в современной топонимике как “ чудские ” (имеются сведения и о чудских озерах). Жилищами чуди служили пещеры, чаще землянки или ямы, крыша которых держится на четырех столбах.

В некоторых описаниях чуди мы встречаем акцент на необычно большом росте представителей этого племени. Действительно, в славянской мифологии чудо (чоудь, шудь, чудовище = диво, дивище) означало великана, гиганта. Как у сербов див – великан, так в русских преданиях, великаны суть дивьи народы, заключенные в горах “ на самой полунощи ”, нередко это великаны-людоеды, имеющие белые глаза (чудь белоглазая)[44].

Кроме чуди -великанов и чуди -язычников, коми-пермяки различают еще чудов, легендарный народ маленького роста: “ чудские-то были один народ, а чуды – другой <...> чуды-то ведь мелкие люди ”[45]. Л.С. Грибова в работе “Чудь по коми-пермяцким преданиям и верованиям”, определяет исконние функции чудов в системе дохристианской религиозности как “совершающих обмен” (вежöм) детей, или “переводящих” детей из этого мира в иной мир. Сравнивая чудов (нечистых существ религиозных представлений) с чудью, она приходит к выводу о тождестве их характеристик. Моментом отчуждения от чуди легендарной является момент христианизации – не принявшая новую веру чудь в народной памяти обретает демонологические черты, превращается в чудов [46]. Именно комплекс преданий, сюжет которых строится вокруг мотива исчезновения чуди из данной местности после христианизации населения, являются основным источником сведений о чуди. Принявшие православную веру становятся коми, тогда как некрещеные остаются чудью, которая или погребает себя в ямах, или уходит с этой территории, как правило, под землю. Места предполагаемого самопогребения чуди называют чудскими ямами. В этих местах может “ являтьсячудь, здесь “ чудится ”, поэтому чудские ямы считаются “ нечистыми ”. Тем не менее, еще в 20-30 гг. ХХ века на чудских могилах совершались обряды поминовения чуди (важэсö касьтылöм – ” поминки по древним ”) [47].

 

 

Прорезная бляха с человеколосем на ящере.

VI-VIII вв. Бронза, литье.

Р. Ухта.

По другой версии исчезновение чуди связывается с приходом новых людей (собственно исторических племен) вообще: “ чудь в землю ушла, под землей пропала, живьем закопалась. Сделала она это, по одним, оттого, что испугалась Ермака, по другим, оттого, что увидала белую березу, внезапно появившуюся и означавшую владычество Белого царя ”[48].

Как бы то не было, но мифическое время “карликовой” (вариант – “гигантской”) чуди cменяется эмпирическим временем “высоких” (“нормальных”) людей. В этой связи стоит особо подчеркнуть, что чуды (демонизированная чудь) относятся к мифологическим существам уже исторического времени, принципиально отличающимся от чуди мифического времени.

 

 

Прорезная бляха. Трехликий крылатый человеколось на ящере.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: