Д.Н. Анучин “К истории ознакомления с Сибирью до Ермака. Древнее русское сказание “О человецах незнаемых в восточной стране”

 

Д. Анучин пишет: “ Верование в существовании под землею людей было с давних пор в ходу у северных инородцев. Новгородское сказание помещает их однако в страну у верховьев Оби и не говорит, чтобы они жили в земле, а только, что они “ходят под землею иною рекою день да нощ с огни, и выходят на озеро, и над тем озером свет пречюден и град велик, а посаду нет у него. И кто подет к граду тому и тогда слышити шюм велик в граде том, как и в прочих градах (живущих); и как придут в него, и людей в нем нет, и шюму не слышити никотораго, ни инаго чего животна, но во всякых дворах ясти и питии всего много и товару всякаго, кому что надоб, и прочь отходят, а кто что бесцены возьмет и прочь отидет, и товар у него погыбнет и обрящется пакы в своем месте. И как прочь отходят от града того, и шюм пакы слышти, как и в прочих градах живущих“ <…> По всей вероятности, в этом известии передан слух о той Чуди, которая пролагала в Алтае под землей свои копи для добывания из них медной руды. Известно, что как в Алтае, так и в Урале, Русские открывали рудники, большей частью, по следам какого-то древнего народа, который был знаком с металлургией, и открыл в этих горах почти все более замечательные в них медные месторождения ”[72].

Действительно, предания наделяют чудь качествами отменных рудознатцев и металлургов. Мамин-Сибиряк писал: “ Чудь существовала задолго до русской истории, и можно только удивляться высокой металлической культуре составлявших её племён. Достаточно сказать одно то, что все наши уральские горные заводы выстроены на местах бывшей чудской работы – руду искали именно по этим чудским местам (выделено нами – А.К.)” [73].

Однако одно из самых значимых и замечательных свидетельств в нашей истории связано со знаменитой картой Арктики Герарда Меркатора[74] (1595 г.), изображающей, как полагают, легендарную Гиперборею. Северный полюс здесь окружает обширный материк, разделенный на четыре части могучими реками, самый же полюс венчает скала, окруженная внутриматериковым морем. Под изображением скалы присутствует латинская подпись: “ Гора черная и высочайшая ”. Каждый из четырех островов, образующих материк-кольцо, также подписан. И вот из подписи соответствующей большому острову к северу от Новой Земли и Шпицбергена (т.е. предполагаемой территорией обитания сиртя) мы обнаруживаем, что: “ Здесь живут пигмеи, их рост около 4 футов, и жители Гренландии называют их скрелингерами (выделено нами – А.К.)”[75].

Опираясь на свидетельство Меркатора (или же его неизвестных информаторов), мы можем предположить, что культура сиртя (сопоставимая по целому ряду признаков с культурой чуди), заселявшая арктическое побережье и предшествующая самоедским племенам, могла представлять собой остаток легендарной цивилизации Гипербореи, или же некой отельной народности, некогда входившей в ее состав.

В нашем распоряжении имеется и еще один достаточно веский аргумент, свидетельствующий в пользу этого предположения.

 

Mercator

Septentrionalium Terrarum Descriptio
Переиздание 1606 года

 

Речь идет о комплексе преданий, связанных с Племенами Богини Дану (Tuatha De Danann) кельтской (ирландской) мифологии. Эти, прибывшие с таинственных северных (!) островов (где они преисполнились друидической мудрости и магических знаний) племена, считались предпоследней волной завоевателей Ирландии, утвердившейся на острове, одержав победу над своими демоническими соперниками- фоморами.  

Впоследствии Племена Богини были вынуждены уступить в сражении “сыновьям Миля”, считавшегося предком гойдельского населения Ирландии (собственно исторических ирландцев). После битвы поэт и провидец Амарген поделил страну на две части – подземную, которая досталась Племенам Богини Дану и наземную, где властвовали человеческие переселенцы. Десять крупнейших холмов- сидов были распределены между Племенами Богини, которые, однако, продолжали оказывать на жизнь потомков Миля непосредственное и немаловажное влияние.

Характерно, что Племена Богини Дану отличались от людей, прежде всего владением особым магическим искусством, а не собственно “божественностью”. Именно Племена Богини Дану принесли в Ирландию четыре знаменитых магических талисмана: камень Фал, испускающий крик под ногами законного короля; победоносное копье Луга; неотразимый меч Нуаду и неистощимый котел Дагда. Любопытно, что именно от супруга Дану (валлийское Дон) – Бели ведут свое родословие крупнейшие валлийские исторические династии.

Предания о Племенах Богини Дану ложатся в основании последующих представлений (являющих собой уже известную нам инверсию первоначального образа) о сидах – обитателях нижнего мира, названных так по названию холмов (сидов) в которых они обитали[76].

В этой связи стоит вспомнить о насельниках ненецких сопок- седе (ненецк. седе – бугор, сопка, куполообразное возвышение земной поверхности) и “ сядеях ” – изображениях богов племени сиртя.

Итогом последующей инверсии образа сидов становится представления о fairy – волшебном народе маленького роста (феи, эльфы), населяющем холмы и нередко похищающем (подменяющем) человеческих детей. Заметим, что эти представления также вполне согласуются с ненецкими представлениями о сиртя – диковинных “маленьких людях” похищающих детей, а также преданиями о чудах, “совершающих обмен” детей.

Все это в свою очередь можно соотнести с ирландскими представлениями о ши, гэльское название которых означает “ народ, живущий в холмах ” (или слуа ши – хозяева, или жители, холмов, где Siogh – холм или небольшая гора). В Англии их также называют “ народом холмов ”. А в некоторых районах Доунгола их называют “ Слуа Беата ” – “ хозяева жизни ”, что точно указывает на то, что их считают не умершими, не призраками захороненных в могильниках и курганах в древности, но живым народом, более того, народом, обладающим вечной жизнью. Только позже эти холмы стали ассоциироваться с могильными холмами и курганами, и многие пришли к выводу, что ши – это призраки или просто воспоминания о тех, кто давным-давно хоронил в этих холмах своих умерших. Несмотря на важность, которую многие фольклористы придают этой интерпретации, она может быть не более чем предположением, причем, вероятнее всего, – ошибочным, потому что единственное свидетельство в этой области наталкивает на совершенно иные выводы. На это свидетельство, несомненно, можно положиться: на каждом суде над ведьмами, в котором были упомянуты феи, живущие под землей, они неизменно жили в естественном холме, а не в могильнике[77].

В указанном контексте весьма симптоматично следующее замечание известного этнографа, специалиста в области изобразительного искусства и фольклора финно-угорских народов Л.С. Грибовой: “ Пермский звериный стиль отличается от степного искусства Евразии, перекликаясь с искусством древневосточных государств (Египет, Ассирия, Шумер, Вавилон и др.), а также некоторых варварских цивилизаций Европы (кельтское искусство) (выделено нами – А.К.)”[78].

То обстоятельство, что означенный комплекс представлений имеет под собой вполне определенные реальные основания, подкрепляется в частности открытием неолитического поселения Скара Брэ (Skara Brae) на Оркнейских островах (северная Шотландия).

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: