Формы занятий физической культурой в школе

Структура занятий может быть разной:

-Секции – внеурочные тренировки для подготовки к соревнованиям или занятия со слабыми учениками. Время занятий втрое превышает академический урок, нагрузка концентрируется на одном основном упражнений.

-Самостоятельные занятия проводятся как в стенах школы, так и за ее пределами. Отрабатываются отдельные упражнения или выполняется домашнее задание учителя.

-Тренировки проводятся в специализированных секциях, работающих от ДЮСШ в ОУ. Основная цель – подготовка к соревнованиям по конкретному упражнению. Соревнования – итоговая форма, предполагающаядемонстрацию полученных навыков и умений.


8)Урок по легкой атлетике как основная форма занятий

 Основной организационной формой занятий по легкой атлетике является урок. Как правило, учебные и тренировочные занятия проводятся по упорядоченному расписанию: уроки – по институтскому или школьному расписанию, занятия – по тренировочному плану и расписанию спортивной секции и т.п. Урочным формам присуще постоянство состава занимающихся и их возрастная однородность в учебных группах. Это позволяет учитывать подготовленность, индивидуальные особенности занимающихся и тем самым способствует лучшему осуществлению намеченного плана занятий. Перед уроком ставятся конкретнее образовательные, воспитательные и гигиенические задачи.

Урок по легкой атлетике может быть теоретическим и практическим. На теоретическом уроке занимающиеся приобретают основные знания по теории и методике преподавания легкой атлетики. На практическом уроке занимающиеся повышают общую физическую 19 подготовленность, овладевают техникой легкоатлетических упражнений, развивают необходимые специальные качества, совершенствуются в избранном виде легкой атлетики. Особой формой педагогической работы в спорте являются соревнования. Кроме этого, легкоатлеты проводят самостоятельные занятия – утренняя зарядка, специальные упражнения и т.п. Теоретические уроки проводят в форме лекций, бесед, семинарских и методических занятий по разбору вопросов техники выполнения отдельных видов легкой атлетики, методики тренировки в них, организации работы по легкой атлетике и пр. На практических уроках могут быть поставлены задачи различного характера: развить определенные физические качества, усвоить новый материал или закрепить ранее пройденный, проверить подготовленность занимающихся. Особыми формами урока в легкой атлетике являются: предсоревновательный, или «разминочный», урок или урок «активного отдыха» после соревнований. Практические уроки проводятся по общепринятой структуре, состоящей из трех частей: подготовительной, основной и заключительной.

Задачи подготовительной части урока:

1. Организация группы, разъяснение и привлечение внимания занимающихся к предстоящей работе, повышение эмоционального тонуса, освобождение от элементов закрепощенности, скованности, усвоение строевых навыков, улучшение осанки.

2. Усиление обмена веществ и вегетативных функций организма (сердечной и дыхательной деятельности), обеспечение оптимальной эластичности мышц и подвижности звеньев двигательного аппарата.

 3. Специальная подготовка в соответствии с предстоящим занятием бегом, прыжком, метанием: «двигательная настройка» (врабатывание в режим специализированных двигательных актов, достижение оптимума 20 двигательных реакций); «психическая настройка» (обеспечение оптимальной возбудимости, сосредоточенности на главной задаче, создание оптимальной психической готовности к занятию).

 В начале каждого занятия прежде всего следует организовать группу и подготовить ее к выполнению задач урока. Поэтому с самого начала урока необходимо сосредоточить внимание занимающихся на предстоящей работе, создать нужное эмоциональное настроение. Организму занимающихся необходимо некоторое время (период врабатываемости), чтобы работа мышц, сердечно – сосудистой, дыхательной и других систем стала согласованной. С помощью специально – подготовительных упражнений, не требующих больших затрат энергии спортсмен подготавливается для более эффективной работы в основной части урока. Поэтому общую и специальную подготовку, проводимую в подготовительной части урока, часто называют разминкой (общей и специальной), особенно при проведении индивидуальных тренировочных занятий и при непосредственной подготовке к соревнованиям.

После рапорта, проверки присутствующих, объяснения задач урока и других указаний обычно применяются ходьба или строевые упражнения и бег. Медленный бег – превосходное средство для легкоатлетов всех специальностей.

После бега и непродолжительной ходьбы (1 – 2 мин) следует выполнить серию (до 10 – 15) общеразвивающих (подготовительных) упражнений для мышц и связок рук, плечевого пояса, туловища и ног.

Задача этих упражнений – разогреть мышечные группы, недостаточно участвовавших в беге, улучшить гибкость, двигательную ловкость, общую согласованность движений. На все это отводится примерно 8 – 10 минут. В зависимости от задач, поставленных в основной части урока, используются упражнении, помогающие лучше осваивать отдельные 21 виды легкой атлетики.

 В целом подготовительная часть урока занимает 10 – 12 мин. Задачи основной части урока:

1. Улучшение деятельности внутренних органов для укрепления здоровья, повышения уровня физического развития и подготовки занимающихся к большим объемам работы и высоким напряжениям.

2. Овладение техникой легкоатлетических упражнений, совершенствование ее, развитие быстроты, силы, ловкости, выносливости, гибкости применительно к определенному виду легкой атлетики.

3. Тактическая и волевая подготовка, способствующая достижению определенных спортивных результатов. Содержание основной части урока может быть различным.

Подбор соответствующих средств и методика проведения зависят от периода тренировки, подготовленности занимающихся, изучаемых видов легкой атлетики, включенных в занятие, условий и места его проведения. В основную часть урока обычно включают не более двух видов легкой атлетики (бег и ходьба в сочетании с прыжками и метаниями). Рекомендуется также включать различные эстафеты, гимнастические и акробатические упражнения, виды борьбы, упражнения с отягощениями (гантелями, свинцовыми поясами, гирями, штангой и др.), спортивные игры.

Начинать основную часть урока лучше с наиболее сложных заданий, связанных с овладением новым материалом большой координационной сложности (овладение техникой упражнения, ее совершенствованием, скоростными упражнениями). При этом следует учитывать этапы обучения. Во второй половине основной части урока целесообразно применять преимущественно упражнения для развития силы или выносливости. Однако в практической деятельности те или 22 иные двигательные задачи нередко приходится решать в самых различных условиях. Поэтому последовательность упражнений в уроке следует варьировать для того, чтобы занимающиеся приучались проявлять высокую работоспособность при различных состояниях организма. В основной части урока, как правило, несколько раз чередуются специально – подготовительные и основные упражнения.

Продолжительность основной части зависит от задач урока, применяемых средств и уровня подготовленности занимающихся. Как правило, основная часть урока длиться 28 – 30 мин.

Задачи заключительной части урока:

1. Способствовать снижению деятельности органов дыхания и кровообращения до исходного уровня; снизить мышечное напряжение; обеспечить переход к иной деятельности или отдыху.

2. Подвести итоги занятия и оценить деятельность занимающихся. Определить содержание домашнего задания.

Быстрый переход от большой и длительной работы к полному покою вреден. В заключительной части применяют упражнения средней интенсивности, простые по координации движений и уже известные занимающимся. Обычно подбираются легкодозируемые упражнения: умеренный бег, ходьба, элементарные движения, танцевальные элементы и пр. В этой части урока необходимо серьезное внимание уделят домашним заданиям, учитывая, что уроки – это лишь часть учебно – воспитательного процесса, которую следует дополнять самостоятельными занятиями. Недооценка самостоятельных занятий может нарушить связь между урочными и неурочными формами занятий.

Продолжительность заключительной части урока 5 мин. Правильно проведенный урок вызывает у занимающихся наряду с определенной усталостью удовлетворение проделанной работой, желание заниматься с еще большей целеустремленностью.

 Решая задачи организации занимающихся на уроке, используют в основном три метода: фронтальный, групповой и индивидуальный.

При фронтальном методе всем занимающимся задается одно и то же задание, и оно должно быть выполнено одновременно. Например, вся подгруппа (или группа) одновременно выполняет толчок ядра с места, и все идут за снарядами, но только получив разрешение преподавателя.

При групповом методе занимающиеся подразделяются на группы. Каждая группа получает от преподавателя свое задание. Преподаватель работает при назначении групповодов с одной группой и переходит поочередно от одной группы к другой.

При индивидуальном методе преподаватель определяя персонально каждому занимающемуся задание и предлагает выполнить его самостоятельно, контролируя правильность исполнения.

Урочными формам занятий, как правило, присуще комплексное использование всех трех методов. Однако в зависимости от возраста занимающихся, уровня их двигательной подготовленности и количественного состава определяется преимущественное использование того или иного метода. Например, на уроках в школе (особенно с младшей возрастной группой) лучше использовать фронтальный метод, так как дети в силу возрастных особенностей не способны овладеть движениями самостоятельно. Занятия по видам прыжков, лучше вести групповым методом из – за ограниченного количества мест занятий. Индивидуальный метод необходимо использовать и при исправлении ошибок в сложнокоординированных видах легкой атлетики, таких, как метания и прыжки.

Серии заданий, направленные на комплексное развитие физических качеств в сочетании с совершенствованием элементов техники, в последние годы все чаще выполняются в форме круговой тренировки с использованием повторного и интервального методов.

По характеру учебной работы в легкой атлетике могут быть 24 выделены уроки освоения нового материала, его совершенствования и закрепления, контрольные уроки и уроки смешанного типа.

В целом для легкой атлетики характерно преобладание уроков смешанного типа, когда на одном занятии совмещаются изучение нового материала, совершенствование или проверка ранее освоенного.

Урочные формы организации занятий по легкой атлетике можно подразделить по их основной направленности на уроки по общей физической подготовке, спортивно – тренировочные и уроки профессионально – прикладной физической подготовки.

Уроки по легкой атлетике организуются в разных условиях. Место проведения: в зале, на стадионе (площадке), в условиях естественной местности; время – зимой, летом и в межсезонье.

9) Заключение

Физическое воспитание в школе призвано укреплять здоровье детей, способствовать нормальному физическому развитию ребенка. На уроках физической культуры ученики получают важные навыки в двигательной деятельности — в беге, ходьбе, метании предмета и так далее. Легкая атлетика в школе развивает все эти виды физических упражнений. Это главный раздел в программе физической подготовке школьников.
Легкая атлетика отличается многообразными формами проведения занятий, разнообразием упражнений. Поэтому дети и подростки с удовольствием осваивают виды этого курса. Действительно, прав тренер по этому виду спорта из Норвегии Э. Брюнем. Он сказал, что физические упражнения должны быть не только полезными, но и радостными. Поэтому целевые установки достигаются путем разнообразного воздействия на детей со стороны педагога. Нельзя забывать, чему бы мы детей не учили, прежде всего это – процесс воспитания личности, процесс формирования здорового образа жизни.

10) Список используемой литературы

1. «Лёгкая атлетика» А.И. Жилкин: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений 2003.

2. Павлов С.Н., Вахитов И.Х., Мартынов В.П. Легкая атлетика в школе: Учебное пособие. – Казань: КФУ, 2011.

3. Аксельрод С.Л., Хоменков Л.С. Легкая атлетика в цифрах и фактах. - М., «ФК и С», 1965.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: