Методы социальной работы. Кейс-метод

Метод – способ рационального исследования и преобразования действительности и кратчайшего пути достижения цели.

По отношению к социальной работе можно говорить о двух группах методов: методы социальной работы как научного знания и как практической деятельности. Конечно, в данном случае целесообразнее изучить методы второй группы. Методы социальной работы во многом обуславливаются спецификой объекта, на которую направлена деятельность социального работника, а также – специализацией социального работника, структурой социальных и других служб. Они классифицируются:

• по направлениям и формам социальной работы (организационные, социально-психологические, социально-педагогические, социально-медицинские, социально-экологические методы и др.);

• по объектам социальной работы (индивидуальные, групповые, общинные методы)

• по субъектам социальной работы (применяемые отдельным специалистом, коллективом социальной службы, органом управления социальной работы).

Наряду с этим все более популярной становится и другая их классификация — по объектам социальной работы

• индивидуальная работа (социальный работник-клиент);

• работа с группой (в группе семьей и через семью);

• работа в общине (в микросоциальной среде).

Кейс-метод

Кейс-метод – анализ конкретных учебных ситуаций (case study). Представляет собой метод обучения, предназначенный для совершенствования навыков и получения опыта в следующих областях: выявление, отбор и решение проблем; работа с информацией — осмысление значения деталей, описанных в ситуации; анализ и синтез информации и аргументов; работа с предположениями и заключениями; оценка альтернатив.

Метод case-study, или метод конкретных ситуаций (от англ, case — случай, ситуация), — метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач - ситуаций (решение кейсов).

ГЛАВА II. Социальная работа с подростками группы риска при помощи вербальных и невербальных средств общения

Схема беседы социального педагога с подростком группы риска

1. Учеба:

• любимые и нелюбимые предметы;

• причины школьных успехов и неудач;

• отношение с учителями;

• участие в общественной работе;

• случаи нарушения дисциплины.

2. Планы на будущее в отношении продолжения учебы, выбора профессии, способность учитывать предстоящие трудности и трезво оценивать свои возможности.

3. Отношения со сверстниками:

• предпочтение одного близкого друга или компании приятелей;

• положение среди товарищей («душа компании», «преследуемый», «изгой», «независимый одиночка» и т.п.);

• критерии выбора приятелей (по определенным личным качествам, по общности увлечений, для проведения досуга, увеселений и т.п.).

4. Увлечения в настоящем и прошлом:

• под чьим влиянием был сделан выбор увлечения;

• каковы достигнутые результаты;

• почему те или иные увлечения заброшены и т.д.

5. Отношения с родителями, внутрисемейные отношения, состав семьи:

• кто назван первым;

• о ком забыл упомянуть;

• кто занимался его воспитанием;

• наиболее близкий член семьи;

• с кем в семье конфликтные отношения и причина конфликтов между другими членами семьи, отношение к ним подростка.

В случае распавшейся семьи необходимо выяснить, в каком возрасте был ребенок, когда это случилось; его отношение к разводу родителей; поддерживается ли им контакт с тем из них, кто ушел из семьи.

Полезно бывает услышать мнение учащегося о характере его родителей (если об этом заходит речь).

6. Отклонения в поведении (прошлые):

• прогулы занятий;

• мелкое хулиганство;

• курение и выпивки;

• знакомство с различными дурманящими средствами;

• побеги из дома;

• был ли когда-либо задержан или взят на учет милицией (если был, то когда и за что).

7. Наиболее тяжелые события в прошлом и реакция на них. Наличие когда-либо в прошлом суицидных мыслей.

8. Перенесенные заболевания: как они сказались на учебе и на положении среди сверстников. Наличие в настоящем или в прошлом нарушений сна, аппетита, самочувствия и настроения.

9. Сексуальные проблемы (сначала подростку надо объяснить, что психолога, социального педагога эти вопросы интересуют не сами по себе, а с целью выяснить возможное переживание по этому поводу и получить более полное представление о его характере; необходимо предупредить, что все сообщаемые учащимся сведения без его согласия никому из родных, знакомых не будут переданы):

  • первая влюбленность и связанные с этим психические травмы;
  • оценка своей привлекательности;
  • начало половой жизни и скрытые опасения по поводу своей сексуальной неполноценности.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: