Социальная работа с подростками группы риска

Каждая причина попадания подростков в данную группу имеет свои подходы к разрешению данной проблемы.

Информационный подход: информирование несовершеннолетних об их правах и обязанностях, о требованиях, предъявляемых государством и обществом к выполнению установленных для данной возрастной группы социальных норм.

Подход, основанный на альтернативности: организация досуга, культурные и оздоровительные программы, увеличение количества секций, кружков, клубов по интересам.

Поведенческий подход: формирование жизненных навыков, помогающих справиться с ситуациями риска зависимостей.

Социально-профилактический подход: система социально-экономических, общественно-политических, организационных, правовых и воспитательных мероприятий, которые проводятся государством, обществом, конкретным социально-педагогическим учреждением, социальным педагогом для устранения или минимизации причин девиантного поведения.

Медико-биологический подход: предупреждение возможных отклонений от социальных норм целенаправленными мерами лечебно-профилактического характера по отношению к лицам, страдающим различными психическими аномалиями, т. е. патологией на биологическом уровне.

Социально-педагогический подход: восстановление или коррекции качеств личности подростка с девиантным поведением, особенно его нравственных и волевых качеств личности

Однако во всех случаях главным является то, чтобы социальный работник испытывал искренний интерес к подопечному как к личности. При этом следует указать, что быть специалистом в данной сфере сложно, необходимо обладать сдержанностью, терпимостью, настойчивостью, коммуникативностью, эмпатийностью и.т.д., так как работа с подростками «группы риска» трудный и длительный процесс.

Так как, по мнению Лебедевой С.С., изменить ребенка любого возраста будет чрезвычайно трудно, потому что он уже имеет отрицательный жизненный опыт, негативную оценку себя и своих возможностей, перенес различные травмы (психические, физические, сексуальные), испытал недостаток любви и заботы со стороны родителей, последствия разного вида депривации, почувствовал на себе отчужденность общества и равнодушие государства

Также следует отметить, что в компетентность работника социальной работы с подростками «группы риска» может входить предоставление помощи самой семье ребенка, если она находится в трудной жизненной ситуации и самостоятельно справиться с ней не может. Т.А. Крылова и М.Л. Струкова выделяют такие этапы работы с семьёй как:

1.Определение проблемы.

1. Изучение и оценка всех возможных вариантов решения проблемы.

2. Оценка возможностей семьи в самостоятельном обращении за помощью.

3. Помощь в установлении контакта с учреждением (службой, организацией), в компетенции которого – решение проблемы:

§ информирование семьи об учреждении, его местонахождении, режиме работы, специалистах, к которым следует обратиться;

§ консультирование по формулированию запроса;

§ определение ожиданий семьи от рекомендуемого учреждения;

§ помощь в сборе и оформлении необходимых документов;

§ подготовка сопроводительного письма, в котором даётся краткое описание ситуации (какая помощь требуется, просьба о сотрудничестве и т.д. [3, с. 11].

Таким образом, социальная работа с подростками «группы риска» довольно трудоёмкий процесс и требует немало усилий со стороны социального работника. Специалист социальной службы во всем процессе работы с данными детьми сталкивается с множественными трудностями, которые связаны не только со сложностью возраста, но и с умением предоставить на практике социальную, психологическую и педагогическую помощь, а также при необходимости оказать помощь семье подопечного.

Невербальные упражнения

Упражнение «Мимическая гимнастика»

Цель: упражнение знакомит педагогов с мимикой как одним из способов невербального общения.

Инструкция: Представьте, что мы путешествуем и попадаем за границу, в незнакомую страну. Мы не знаем чужого языка, но нам как-то надо понять иностранцев.

Подготовимся к встрече. Сделаем мимическую гимнастику:

1. Сморщить лоб, поднять брови (удивление). Рсслабиться.

2. Сдвинуть брови, нахмуриться (сержусь). Расслабиться.

3. Расширить глаза, открыть рот, руки сжаты в кулаки (страх, ужас). Расслабиться.

4. Расслабить веки, лоб, щеки (лень). Расслабиться.

5. Расширить ноздри, сморщить нос (брезгливость). Расслабиться.

6. Сжать губы, прищурить глаза, сморщить нос (презрение). Расслабиться.

7. Улыбнуться, подмигнуть (мне весело, вот я какой!).

А сейчас разобьемся на пары и покажем мимикой что-то, другие должны отгадать показанное настроение.

Упражнение «Подарок»

Все участники садятся по кругу.

«Пусть каждый из вас по очереди сделает подарок своему соседу слева (по часовой стрелке). Подарок надо сделать ("вручить") молча (невербально), но так, чтобы ваш сосед понял, что вы ему дарите. Тот, кто получает подарок, должен постараться понять, что ему дарят.

Кейс-ситуации

1. У 15-летнего Сергея, ученика городской школы, произошли изменения во внешнем виде и стиле одежды. Он стал носить очень короткую стрижку, тяжёлые высокие ботинки черного цвета на белой шнуровке, джинсы, нашивки, значки. Сам он является сильным подростком, но учится средне, интереса к учебе не проявляет. Совсем недавно он участвовал в массовой драке с избиением людей азиатской национальности. Класс Сергея является многонациональным.

2. Школьник Коля, ученик 8 класса, достаточно сильный в физическом плане,  после уроков избил своего более слабого одноклассника. Это не единичный случай. Коля и до этого подвергал насилию своих сверстников.

Пути решения проблем

Мероприятие с вербальными средствами общения:

1. Из описания кейс-ситуации с Сергеем становится ясно, что он присоединился к движению скинхедов. Соответственно, это может привести к совершению уголовного преступления, даже в классе Сергея.

Социальный педагог должен через индивидуальные беседы познакомить учеников класса и Сергея с законодательством и ответственностью за асоциальное поведение, и совершение уголовных преступлений.
Также социальный педагог должен провести серию встреч с людьми, входившими в подобные группировки, понесшими наказание и изменившими свою точку зрения.
Также должен договориться с колонией для несовершеннолетних или с другими учреждениями занимающимся перевоспитанием людей совершивших те или иные деяния, повлекшие за собой уголовное наказание, для проведения экскурсии и различных бесед. Совершить экскурсию в колонию для несовершеннолетних, показать, что каждые деяния несут свои последствия, в т. ч. и уголовные.
Также социальный педагог должен проводить мероприятия, которые будут знакомить с разнообразной субкультурой молодежи, при этом возможны дискуссии, например, положительные и отрицательные стороны явления. Он должен дать возможность увидеть варианты увлечений молодежи и применения своих способностей и талантов. Можно познакомить ребят со сверстниками, которые достигли в своей жизни чего-либо. Например, в соревнования, молодежных движениях, социальных проектах и др. Можно познакомить со взрослыми, которые организуют молодежные секции и клубы.
Также можно продумать работу в классе по знакомству с многонациональной культурой класса, страны, мира. Главное, что мы все разные, никто не лучше и хуже. Мы едины и развиваемся вместе. У каждой национальности есть свои особенности и заслуги,  которые достойны уважения и принятия.

2. Меры, которые должен начать применять социальный педагог:

  1. С самого начала, параллельно, необходимо начинать работу с семьёй.

2. После диагностики семейных отношений должна следовать психокоррекционная работа как индивидуальная, так и групповая. Но основной акцент следует делать на индивидуальной работе с подростком.

3. Совершенно неэффективными оказываются общие беседы о необходимости «хорошо себя вести».

4. Особое место в коррекционной работе следует уделять формированию круга интересов подростка также на основе особенностей его характера и способностей.

5. Необходимо стремиться к максимальному сокращению периода свободного времени подростка «времени праздного существования и безделья» за счёт привлечения к положительно формирующим личность занятиям: чтение, самообразование, занятие музыкой, спортом, и т.д.

6. При непродуктивной деятельности в период свободного времени «ничегонеделанье» неизбежен скорый возврат подростка в асоциальную компанию и рецидив делинквентности.

7. Обеспечить включение подростка в такую деятельность, которая лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время создаёт возможности подростку реализовать и утвердить себя на уровне взрослых.





Заключение

Таким образом, мы пришли к выводу, что специалистами, такими как социальные работники и социальные педагоги в их работе с подростками группы риска используются и вербальные, и невербальные средства общения. Но вербальные средства пользуются у специалистов большей популярностью, т.к. мероприятия в их работе при помощи вербальных средств становятся шире, интереснее, насыщеннее, чем без слов, т.е. с невербальными средствами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: