Невербальные средства общения

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет

Им. Г.Р. Державина»

 

                                       Педагогический ИНСТИТУТ

                                          Социальная работа

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Профессиональное общение в социальной сфере»

Тема: «Вербальные и невербальные средства общения в социальной

                     работе с подростками группы риска»

 

Работу выполнил:

студент 1 курса

очной формы обучения

Попов Александр

Владимирович

специальность 390302 – «Социальная работа»

 

 

Научный руководитель:

Курилович Надежда Васильевна

 

 

Тамбов – 2019

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. Основные характеристики вербального и невербального общения

1.1. Вербальные средства общения

1.2. Невербальные средства общения

1.3. Методы социальной работы. Кейс-метод

ГЛАВА II. Социальная работа с подростками группы риска при помощи вербальных и невербальных средств общения

2.1. Схема беседы социального педагога с подростком группы риска

2.2. Приёмы педагогического воздействия на подростков группы риска

2.3. Социальная работа с подростками группы риска

2.4. Невербальные упражнения

2.5. Кейс-ситуации

2.6. Пути решения проблем

Заключение

Список используемых источников

 

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день работа специалистов, в том числе, социальных работников с подростками «группы риска» является актуальной проблемой в связи с тем, что в образовательных учреждениях постоянно растёт число детей данной категории. Данная категория детей является очень сложной, поэтому специалистам необходимо знать, какие дети относятся к подросткам «группы риска», характеристику этих подростков, их особенности, каким образом осуществляется воспитательно-коррекционная, профилактическая работа с ними и взаимодействие с их родителями.

Подростки «группы риска» – это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативными внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшими причиной дезадаптации несовершеннолетних.

В подростковом возрасте встречается больше детей группы риска и разнообразнее ее представительство. Все это требует особого внимания со стороны профессиональных воспитателей, специалистов, социальных работников к личным проблемам детей данного возраста. Однако, следует отметить, что в группу риска входят самые разные школьники-подростки.

Таким образом, специалисты, социальные работники должны проводить разнообразную социальную работу с такими подростками, при чём используя, и вербальные, и невербальные средства в общении с ними.

 

 

ГЛАВА I. Основные характеристики вербального и невербального общения.

Вербальные средства общения

Вербальное общение – это коммуникативное обоюдно направленное действие, совершающееся между одним индивидом, несколькими субъектами или более, которое предполагает трансляцию информации разнообразной направленности и ее прием. При вербальном коммуникативном взаимодействии в качестве механизма коммуникации используется речь, которая представлена языковыми системами и подразделяется на письменную и устную. Важнейшим требованием к вербальной коммуникации является четкость произношения, ясность содержания, доступность изложение мысли.

Вербально — это слово происходит от латинского «verbalis», что означает словесно. Т.е. общение в этом случае происходит с помощью слов.

Вербальное общение бывает трех типов:

1. Речь — общение посредством слов (диалоги, монологи).

2. Письменное общение — от руки, печать на компьютере, смс-ки и т.п.

3. Внутреннее — ваш внутренний диалог (формирование мыслей).

Слова, которые составляются в речь – это единица нашего с вами общения. Используем их как в устном произношении, так и при письме. Или печатании (набивании на клавиатуре), если говорить о реалиях, которые ближе к нам. Такое общение делится в зависимости от того, кто какую роль исполняет: говорить – слушать, писать – читать.

Для того чтобы поддерживать речевое вербальное общение на высоком уровне, нужно развивать его компоненты. Это, в первую очередь. Чтение книг, прослушивание лексики, разговор с интеллектуально развитыми людьми – всё это значительно помогает пополнять и расширять словарный запас.

При письменном общении очень важно знать правила пунктуации, чтобы грамотно подавать информацию. Часто, неправильно расставив точки и запятые, можно исказить смысл или сделать акцент на чём-то не том. Все мы помним мультик, где нужно было поставить знак препинания верным образом и спасти себе жизнь: «Казнить нельзя помиловать».

Речевое и письменное общение решает сразу несколько задач:

1. Коммуникативная – обеспечивает взаимодействие между людьми в масштабных его проявлениях.

2. Познавательная – человек получает знания и новую информацию.

3. Аккумулятивная – отображение накопленных знаний (написание конспектов, книг).

4. Эмоциональная – можно выразить своё отношение к миру, чувства с помощью слов.

5. Этническая – объединение населений разных стран (по используемому языку).

Речевое взаимодействие можно поделить по количеству людей, которые принимают в этом участие:

1. Монолог (один человек):

2. Диалог (двое или более людей):

Невербальные средства общения.

Невербальное общение (язык тела) — это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через образы, интонации, жесты, мимику, пантомимику, изменение мизансцены общения), то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме.

К основным невербальным средствам общения относятся:
Кинестика - рассматривает внешнее проявление человеческих чувств и эмоций в процессе общения. К ней относятся:
- жестика;
- мимика;
- пантомимика.

Жестика. Жесты - это разнообразные движения руками и головой. Язык жестов - самый древний способ достижения взаимопонимания. В различные исторические эпохи и у разных народов были свои общепринятые способы жестикуляции. В настоящее время даже предпринимаются попытки создать словари жестов. О той информации, которую несет жестикуляция, известно довольно много. Прежде всего, важно количество жестикуляции. У разных народов выработались и вошли в естественные формы выражения чувств различные культурные нормы силы и частотности жестикуляции. Исследования М. Аргайла, в которых изучались частота и сила жестикуляции в разных культурах, показали, что в течение одного часа финны жестикулировали 1 раз, французы - 20, итальянцы - 80, мексиканцы - 180.

Интенсивность жестикуляции может расти вместе с возрастанием эмоциональной возбужденности человека, а также при желании достичь более полного понимания между партнерами, особенно если оно затруднено.

Мимика. Мимика - это движения мышц лица, главный показатель чувств. Исследования показали, что при неподвижном или невидимом лице собеседника теряется до 10-15% информации. Главной характеристикой мимики является ее целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении лица шести основных эмоциональных состояний (гнев, радость, страх, печаль, удивление, отвращение) все движения мышц лица скоординированы. Основную информативную нагрузку в мимическом плане несут брови и губы.

Визуальный контакт, также является исключительно важным элементом общения. Смотреть на говорящего - означает не только заинтересованность, но и помогает сосредоточить внимание на том, что нам говорят. Общающиеся люди обычно смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд. Если на нас смотрят мало, мы имеем основания полагать, что к нам или к тому, что мы говорим, относятся плохо, а если слишком много, это может восприниматься как вызов или же хорошее к нам отношение. Кроме того, замечено, что когда человек лжет или пытается скрыть информацию, его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора.

Пантомимика - это походка, позы, осанка, общая моторика всего тела.

Походка - это стиль передвижения человека. Ее составляющими являются: ритм, динамика шага, амплитуда переноса тела при движении, масса тела. По походке человека можно судить о самочувствии человека, его характере, возрасте. В исследованиях психологов люди узнавали по походке такие эмоции, как гнев, страдание, гордость, счастье. Выяснилось, что «тяжелая» походка характерна для людей, находящихся в гневе, «легкая» - для радостных. У гордящегося человека самая большая длина шага, а если человек страдает, его походка вялая, угнетенная, такой человек редко глядит вверх или в том направлении, куда идет.

Поза — это положение тела. Человеческое тело способно принять около 1000 устойчивых различных положений. Поза показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают более непринужденную позу. В противном случае могут возникать конфликтные ситуации.

Такесика — роль прикосновений в процессе невербального общения. Здесь выделяются рукопожатия, поцелуи, поглаживания, отталкивания и т.п. Доказано, что динамические прикосновения являются биологически необходимой формой стимуляции. Использование человеком в общении динамических прикосновений определяется многими факторами: статусом партнеров, их возрастом, полом, степенью знакомства.

Проксемика - определяет зоны наиболее эффективного общения. Э.Холл выделяет четыре основные зоны общения:
- Интимная зона (15-45 см) - в нее человек допускает только близких себе людей. В этой зоне ведется негромкий доверительный разговор, осуществляются тактильные контакты. Нарушение этой зоны посторонними вызывает физиологические изменения в организме: учащение сердцебиения, рост кровяного давления, прилив крови к голове, выброс адреналина и др. Вторжение «чужого» в эту зону расценивается как угроза.
- Личная (персональная) зона (45 - 120 см) - зона обыденного общения с друзьями, коллегами. Допускается только визуальный - зрительный контакт.
- Социальная зона (120 - 400 см) - зона проведения официальных встреч и ведения переговоров, совещаний, проведения административных бесед.
- Публичная зона (более 400 см) - зона общения с большими группами людей во время лекций, митингов, публичных выступлений и т.д..

В общении также важно обращать внимание на голосовые характеристики, относящиеся к невербальному общению.

Просодика - это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голоса, его тембр.

Нужно уметь не только слушать, но и слышать интонационный строй речи, оценивать силу и тон голоса, скорость речи, которые практически позволяют выражать наши чувства и мысли.

Хотя природа и наградила людей уникальным голосом, окраску ему они придают сами. Те, кому свойственно резко менять высоту голоса, как правило, бодрее. Общительнее, увереннее, компетентнее и гораздо приятнее, чем люди, говорящие монотонно.










Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: