Приемы педагогического воздействия на подростков «группы риска» можно условно подразделить на две основные группы: созидающие и тормозящие.
Созидающие - приемы, которые способствуют развитию положительных качеств личности и подавлению отрицательных.
Тормозящие - приемы, которые способствуют преодолению отрицательных качеств и развитию положительных.
Созидающие приемы:
· организация успехов в учении (заключается в организации помощи учащемуся, пока он не догонит сверстников и не начнет хорошо учиться);
· организация успеха в общественно-полезной трудовой деятельности (заключается в оказании помощи учащемуся, когда тот овладевает трудовым и умениями и навыками);
· вовлечение в интересную деятельность (приводит к перевесу положительных тенденций развития личности над отрицательными благодаря увлеченности и успехам, достигаемым в процессе этой деятельности);
· моральная поддержка и укрепление веры в свои силы (заключается в поднятии авторитета подростка среди сверстников, а также в укреплении веры учащегося в себя, благодаря выполнению поручений, наиболее соответствующих его интересам и способностям);
|
|
· убеждение (заключается в разъяснении, доказательствах правильности и необходимости определенной линии поведения);
· доверие (заключается в том, чтобы поручать учащемуся ответственные задания);
· нравственное упражнение (заключается в создании условий, требующих проявления именно того нравственного качества, которое требуется развить);
· ожидание лучших результатов (учитель заявляет учащемуся, что ждет от него более значительных успехов, и это способствует формированию мотивации к учению);
· пробуждение гуманных чувств (заключается в создании таких условий, которые вызывают у учащегося сочувствие, сопереживание, сострадание, милосердие);
· проявление доброты, внимания, заботы;
· просьба;
· поощрение;
· авансирование личности;
· проявление огорчения;
· поручительство;
· проявление умений и превосходства учителя в какой-то области;
· активизация сокровенных чувств воспитанника.
Тормозящие приемы:
· осуждение;
· наказание;
· приказание;
· предупреждение;
· пробуждение у учащегося тревоги по поводу возможности наказания;
· проявление возмущения;
· разоблачение или выявление виновного;- мнимое безразличие;
· ирония;
· мнимое недоверие;
· параллельное педагогическое действие (заключается в наказании всего коллектива из-за нарушения, совершенного одним из учащихся, с тем, чтобы в дальнейшем сам коллектив влиял на провинившегося).