Современные соревнования по волейболу различного уровня характеризуются резко обострившейся спортивной конкуренцией. Для достижения победы в таких условиях первостепенное значение приобретает научная разработка методов быстрого и эффективного формирования высокого уровня тактической подготовленности игроков, особенно волейболистов и команд высокой квалификации. Особо важное значение приобретает решение проблемы формирования навыков ведения командной игры в нападении, ибо только усилия команды в целом и именно в нападении могут принести успех в игровом процессе. Анализ научно-методической литературы свидетельствует о том, что данная проблема изучена мало, уровень научного обоснования командной тактики нападения не соответствует требованиям современного волейбола, здесь имеется ряд существенных проблем.
Гипотеза. Выбор настоящей темы исследований основан на следующих предположениях:
- каждое командное тактическое действие нападения может представлять собой единый тактический прием, организационно оформленный в виде тактической комбинации; все их многообразие можно свести в каталог и выделить наиболее часто встречающиеся типичные варианты;
|
|
- необходимым условием деятельности команды в нападении является взаимодействие партнеров, реализуемое через их согласование действий, которое должно иметь свою форму и механизм, и управляется ситуативным лидером;
- построение учебно-тренировочного процесса совершенствования командных тактических действий нападения должно опираться на особенности индивидуальной деятельности игроков и механизм согласования действий партнеров.
Объект исследования - волейболисты различной спортивной квалификации, предмет исследования - действия игроков в командных тактических построениях нападения.
Научная новизна. Результаты исследований вносят ряд новых положений в теорию и практику волейбола, в которых впервые:
1. Выявлено, что командные тактические действия нападения складываются из деятельности двух групп внутри команды: группы игроков нападения и группы игроков обеспечения надежности такого нападения, т.е. обороны.
2. Показано, что командное тактическое действие нападения представляет собой целостный технико-тактический прием, реализуемый в виде определенным образом организованной динамической системы с элементами - индивидуальными действиями игроков.
3. Выделены, изучены и описаны четыре модели типовых тактических построений команды в нападении и показана частота их применения в современных играх.
4. Выявлены и сведены в каталог варианты командных тактических построений нападения в зависимости от числа атакуемых игроков и показана частота применения этих вариантов в современных играх.
|
|
5. Изучены закономерности взаимодействия игроков в командных тактических построениях нападения, определены меха-
низм и структура согласования действий партнеров, а также условия, влияющие на их эффективность.
6. Разработан и проверен в специальном педагогическом эксперименте тренировочный метод оптимизации процесса подготовки игроков к командным тактическим действиям нападения.
Практическая значимость. Проведенные исследования позволяют дать практике научно обоснованные, рекомендации, касающиеся построения тренировочного процесса подготовки волейболистов, как-то:
- способствовать улучшению структуры взаимодействия партнеров в командных тактических построениях нападения на основе выявленных закономерностей согласования;
- оптимизировать управление действиями игроков в команде выдвижением и использованием ситуативных лидеров;
- целесообразно использовать типичные модели построения командной тактики нападения и детализировать их применением оптимальных вариантов таких моделей.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Содержание командных тактических действий нападения как сочетание деятельности групп нападения и обороны.
2. Типичные модели командных тактических действий нападения и их варианты в зависимости от числа игроков, принимающих участие в атаке.
3. Закономерности обеспечения эффективной деятельности команды в нападении, основанные на анализе механизма согласования действий партнеров, особенностей структуры личности игроков и специальной интеграции команды.
4. Разработанный и проверенный в педагогическом эксперименте метод подготовки игроков к командным тактическим действиям нападения.
Командные тактические действия — результативность нападения зависит от индивидуальной технической и тактической подготовленности игроков, четкого взаимодействия звеньев, от единства и слаженности всей команды.
Командное нападение в волейболе по тактической направленности разделяется на два вида: при ударах со второй передачи и при ударах с первой передачи.
Каждый вид нападения состоит из определенных систем командных действий:
— система игры в нападении через связующего игрока передней линии;
— система игры в нападении через связующего игрока, выходящего с задней линии;
— система игры в нападении с первых передач и откидок. Применение того или иного варианта этих систем зависит от места игрока, выполняющего передачу на удар, и от места игроков зоны нападения.
Для всех систем нападения построение командных тренировок может быть примерно следующим:
а) в расстановке прием мяча, переброшенного через сетку с другой стороны площадки, и розыгрыш мяча для простых взаимодействий;
б) то же, но выполнение более сложных комбинаций;
в) то же, но с блоком;
г) то же, но после приема подач;
д) то же, но после атаки следует контратака (поочередно перебрасывается на сторону атакующей команды несколько мячей).
Для каждой расстановки необходимо выполнение вышеперечисленных упражнений.
Существует целый ряд упражнений, которые принято называть комбинированными, так как в них параллельно совершенствуется тактика и нападения и защиты. В волейболе в любой ситуации переход от защиты к нападению и от нападения к защите происходит очень быстро. Ценность комбинированных упражнений заключается в том, что наряду с налаживанием взаимодействий в нападении и защите в них совершенствуется умение игроков быстро переключаться с одних действий на другие. Условия их выполнения максимально приближены к игровым ситуациям. Целый ряд комбинированных упражнений можно выполнять поточно, без остановок, что резко повышает их интенсивность и эффективность.
|
|
Варианты начальной расстановки и дальнейшее развитие атаки определяются тем, из какой зоны выполняется передача на удар и сколько нападающих игроков участвует в атаке.
Конец формы
Заключение
Волейбол – одна из наиболее распространенных игр в России. Массовый, подлинно народный характер волейбола объясняется его высокой эмоциональностью и доступностью, основанной на простоте правил игры и несложности оборудования. Особым достоинством волейбола как средства физического воспитания является его специфическое качество – возможность самодозирования нагрузки, т.е. соответствие между подготовленностью игрока и нагрузкой, которую он получает. Это делает волейбол игрой, доступной для людей всех возрастов.
Польза волейбола
1. Регулярная игра в волейбол оказывает закаливающее действие на организм, повышает выносливость организма.
2. Укрепляет сердечно-сосудистую систему и улучшает кровообращение.
3. Положительно влияет на дыхательную систему.
4. Разнообразие движений и переменная интенсивность нагрузки при занятиях волейболом тренирует практически все группы мышц.
5. Волейбол укрепляет опорно-двигательный аппарат, улучшает подвижность суставов.
6. Тренирует мышцы глаз, расширяет поле зрения.
7. Волейбол положительно влияет на нервную систему, улучшает настроение, помогает бороться со стрессами и депрессиями.
8. Волейбол тренирует ловкость, точность движений, подвижность и гибкость.
9. Занятия волейболом развивают у детей и взрослых такие качества как трудолюбие, смелость, упорство, настойчивость, дисциплинированность и умение быстро реагировать на изменение ситуации.
10. Помогают человеку преодолеть комплексы, раскрепоститься, найти общий язык сверстникам и людям разных поколений.
11. Волейбол и другие командные виды спорта воспитывают чувство ответственности перед коллективом, умение работать в команде и доверять окружающим.
|
|
12. Развивают привычку регулярно заниматься спортом и вести здоровый образ жизни.
Польза волейбола для детей:
Вышеперечисленное воздействие волейбола относится и к влиянию на детский организм. Кроме этого, эта игра обучает необходимым двигательным навыкам, воспитывает морально-волевые качества, способствует правильному физическому и психологическому развитию ребенка.
Противопоказания к занятиям волейболом:
Волейболом, а также футболом и баскетболом, противопоказано заниматься людям с различными заболеваниями опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта. При наличии таковых недугов или других серьезных болезней перед занятиями волейболом обязательно проконсультируйтесь с врачом.
Волейбол – одна из наиболее распространенных игр в России. Массовый, подлинно народный характер волейбола объясняется его высокой эмоциональностью и доступностью, основанной на простоте правил игры и несложности оборудования. Особым достоинством волейбола как средства физического воспитания является его специфическое качество – возможность самодозирования нагрузки, т.е. соответствие между подготовленностью игрока и нагрузкой, которую он получает. Это делает волейбол игрой, доступной для людей всех возрастов.