Стойка
Защитник должен находиться в устойчивом положении на слегка согнутых ногах и быть всегда готовым затруднить выход нападающего на удобную позицию для атаки корзины и получения мяча. Внимательно следя за своим подопечным, защищающийся игрок должен держать в поле зрения мяч и других игроков соперника.
Существуют следующие стойки:
а) стойка с выставленной вперед ногой;
б) стойка со стопами на одной линии;
в) закрытая стойка, когда игрок защиты располагается близко к нападающему, лицом к нему, стремясь отрезать сопернику путь к мячу, не дать ему возможности получить мяч.
Передвижения
Направление и характер передвижения защитника, как правило, зависят от действий нападающего. Поэтому защитник всегда должен сохранять положение равновесия и быть готовым передвигаться в любом направлении. Способы бега, рывков, остановок, прыжков, используемых защитником, аналогичны описанным способам, используемым нападающими.
Специфические моменты при передвижениях защитника: постоянная смена исходных положений;
-неполная информированность о предстоящем направлении движения нападающего;
-выполнение рывка после предыдущих ускорений;
- разнообразие и разнонаправленность "пусковых" сигналов (звуковых, направление взгляда соперника, начало движения соперника или партнера, подсказка тренера и т.д.);
- возможность активного старта с предварительного подскока с помощью усилий взрывного характера.
Техника овладения мячом
Вырывание мяча. Если защитнику удалось захватить мяч, то прежде всего надо попытаться вырвать его из рук соперника. Для этого нужно захватить мяч возможно глубже двумя руками, а затем резко рвануть к себе, сделав одновременно поворот туловищем. Мяч надо поворачивать вокруг горизонтальной оси, что облегчает преодоление сопротивления соперника.
Выбивание мяча. Защитник сближается с нападающим, активно препятствуя его действиям с мячом. Для этого он выполняет неглубокие выпады с вытянутой к мячу рукой, отступая затем в исходную позицию. В удобный момент выбивание осуществляется резким (сверху или снизу) коротким движением кистью с плотно прижатыми пальцами. Выбить мяч у нападающего при ведении можно спереди, ближайшей к сопернику рукой, и сзади, в начальный момент прохода.
Перехват мяча при передаче. Успех данного способа перехвата зависит прежде всего от своевременности и быстроты действий защитника. Если нападающий ждет мяч на месте, не выходит навстречу ему, то перехватить его сравнительно легко: следует ловить мяч одной или двумя руками в прыжке после рывка. Перехват мяча при ведении осуществляется в момент, когда защитник догоняет нападающего, ведущего мяч.
Накрывание мяча при броске. Защитник, имеющий некоторое преимущество перед нападающим в росте и в высоте прыжка, должен попытаться помешать вылету мяча из рук при броске. В момент противодействия броску рука защитника должна оказываться непосредственно у мяча. Тогда согнутую кисть накладывают на мяч сбоку - сверху, и бросок выполнить не удается.
Отбивание мяча при броске в прыжке. Эффективное противодействие броску в прыжке - очень трудная задача, требующая от защитника мобилизации всех сил, умения и внимания. Лучшим для отбивания мяча с траектории полета в кольцо является момент, когда он уходит от кончиков пальцев и уже не контролируется нападающим.
Овладение мячом в борьбе за отскок у своего щита. После броска нападающего защитник должен преградить сопернику путь к щиту и повернуться к нему спиной, а затем бороться за отскок, быстро и своевременно выпрыгивая для овладения мячом.
Финты и сочетание приемов. В практике состязаний все эти приемы в изолированном виде встречаются довольно редко. Чаще всего они применяются игроками в комплексе(бегом, прыжками, остановками, ловля и передача в движении, ловля – ведение – бросок), в последовательном сочетании одного приема с другим или с финтом. Все сочетания делятся на две группы: сочетания, включающие в себя три отдельных приема или два приема и финт или прием и два финта, выполняемые без мяча и с мячом, например, финт на рывок - остановка, ведение - остановка -передача, поворот -ведение - передача и др.
Используются и другие сочетания, включающие в себя четыре приема и финт, но они носят, как правило, индивидуальный характер. Сочетания не могут состоять из одних финтов, т.к. сами по себе финты, оторванные от дальнейших основных приемов, игрового смысла не имеют. Для того, чтобы противник реагировал на финты, их следует выполнять правдоподобно, убедительно, в темпе, свойственном основному приему техники. Переход от финта к основному приему должен осуществляться с максимальной быстротой и решительностью: финт на рывок - рывок, финт на проход - проход, двойной финт на проход - проход, ведение - поворот - бросок, финт на бросок - проход - бросок, финт на бросок - финт на передачу - бросок.
Умелое, гибкое владение целым рядом игровых действий - непременное условие повышения технического мастерства квалифицированного баскетболиста.
ОБУЧЕНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКИ ИГРЫ
Обучение отдельным приемам
Наиболее характерной чертой начального обучения технике является изучение отдельно каждого приема, а затем соединение изученных приемов в простые сочетания, состоящие главным образом из двух и иногда трех приемов.
Особое внимание нужно обращать на точность исходных положений, амплитуду движений и их согласованность по фазам. Обучение каждому приему ведется в наиболее благоприятных для его выполнения условиях, применяются упражнения, позволяющие охватить активными действиями одновременно наибольшее количество занимающихся и в то же время каждому занимающемуся действовать совершенно самостоятельно. При этом необходимо использовать ряд основных построений (в шеренги, колонны и т.д.).
При подборе упражнений должны сохраняться методические требования от легкого к трудному, от известного к неизвестному. Однако изолированное изучение приемов проводится только в самом начале. В дальнейшем идет параллельное изучение нескольких приемов и их сочетаний.
Обучение специализированным техническим приемам
Обучение специализированным техническим приемам предполагает в первую очередь индивидуальную работу над теми приемами, которые баскетболист использует наиболее часто для выполнения технических задач.
Все ранее изученные технические приемы совершенствуются и повышается качество их выполнения.
Индивидуализация в изучении технических приемов должна сочетаться с применением упражнений, направленных на тактическую подготовку. При этом необходимо учитывать все индивидуальные особенности игрока и в соответствии с этим подбирать ему комплекс так называемых индивидуальных приемов. Большая часть времени отводится на упражнения, выполняемые при активном противодействии противника. В зависимости от функций, выполняемых игроком в команде, комплекс технических приемов может быть различным, однако существуют общие требования. Например, игрок задней линии должен хорошо владеть различными точными и внезапными передачами, уметь выполнить передачу центровому игроку, владеть ведением мяча без зрительного контроля, перехватами мяча и т.п.
При обучении специализированным техническим приемам применяются повторный и переменный методы, а также все варианты и разновидности соревновательного и игрового методов.
ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКЕ ИГРЫ
ТЕХНИКА НАПАДЕНИЯ
Приемы техники нападения изучаются в такой последовательности: перемещения (бег, остановки), ловля, передачи, броски, ведение мяча. Однако такая последовательность характерна только для начального этапа обучения. Вообще же перемещения изучаются параллельно с приемами техники владения мячом. Ловля и передачи также изучаются параллельно. Здесь чисто в педагогических целях учитель избирательно направляет внимание школьников то на один, то на другой прием.
Техника перемещений
Обучение целесообразности, быстроте и точности перемещения игрока - одна из главных задач на всех этапах подготовки.
Обучение перемещениям включает изучение каждого способа перемещения, сочетания различных способов и повышение качества их выполнения (быстроты, маневренности и т.п.).
Начинается обучение с бега и остановок. Затем изучаются прыжки и повороты. Однако резко разграничивать их изучение не следует, такая очередность соблюдается только в начале обучения.
С первых же занятий надо добиваться правильной стойки баскетболиста, мягкости и непринужденности в работе ног. Очень важным является воспитание навыка начинать нужное движение в любом направлении из любого исходного положения. Правильная стойка баскетболиста позволяет выполнять любой прием быстро и свободно.
Специальное ознакомление со стойкой на первых занятиях сочетается в последующем с требованием применять и сохранять ее при изучении всех приемов.
При изучении бега необходимо перемещаться не только по прямой, но и по дугам с разнообразными изменениями направления, скорости бега, на отдельных отрезках перемещения приставными шагами; в этом случае нельзя допускать подпрыгивания и скрещивания ног.
Для воспитания навыков, характерных для бега, применяются различные упражнения. Они подбираются с таким расчетом чтобы их построение позволило точно дозировать нагрузку, сохраняя принцип выполнения необходимых требований к тому или иному способу бега.
Прыжки. Обучая баскетболиста прыжкам, следует научить его правильному отталкиванию в нужных направлениях, высокому взлету, координации движений в безопорном положении, правильному приземлению.
Техника прыжков изучается в таком порядке: с места толчком одной и обеими ногами; в движении толчком одной и обеими ногами.
При изучении прыжков с разбега наиболее распространенной ошибкой является поступательное движение игрока вперед.
Упражнения в прыжке должны сочетаться с упражнениями, способствующими развитию координации движений и качеств, необходимых для прыжка.
Обучение остановкам производится в сочетании с обучением бегу. Вначале остановки выполняются в заранее определенном месте площадки, а затем по внезапным слуховым и зрительным сигналам. Для изучения остановок могут применяться все упражнения, используемые для обучения бегу и прыжкам.
Изучение поворотов на месте целесообразно проводить в построении в шеренгах или по кругу. При таких построениях занимающиеся могут выполнять упражнения одновременно по команде, а преподаватель имеет возможность видеть всех учеников.
Чаще всего встречаются следующие ошибки:
1) опорная нога плотно стоит на всей стопе, и носок опорной ноги не может свободно поворачиваться как бы закреплен на месте;
2) опорная нога выпрямлена и занимающийся перемещается выпадами;
3) тяжесть тела перенесена на выставленную вперед ногу;
4) при повороте наблюдается вертикальное колебание за счет того, что нога то выпрямляется, то сгибается.
Защитник для перемещений пользуется всеми вышеуказанными способами, однако чаще всего он перемещается приставными шагами (в защитной стойке и спиной вперед). Стойка защитника характеризуется более широкой постановкой ног. Различают две стойки защитника: при параллельном расположении стоп и при выставленной вперед одной ноге. Упражнения обучения защитника передвижениям сходны с вышеприведенными упражнениями.
Совершенствование техники перемещений должно способствовать овладению скоростью и маневренностью, обеспечивающей изменение направления и характера перемещения. Для этого в упражнениях нужно изменять темп бега с переходом от обычного к ускоренному и внезапной остановке. Изменяется направление за счет рывков, прыжков, поворотов; начинаются перемещения с любой заданной скоростью из различных исходных положений после различных приемов; сочетаются бег, прыжки, остановки, повороты в разном взаимоподчинении; вводится противодействие.
Обучение технике владения мячом
Ловля мяча. Основное внимание должно обращаться на правильную встречу руками летящего мяча; затем на то, амортизируют ли руки при встрече с мячом. Очень важно воспитать у игрока навык ловли мяча с выходом вперед, в стороны.
В дальнейшем следует изучать ловлю мяча, летящего на различной высоте и в различных направлениях.
При изучении ловли мяча в прыжке необходимо своевременно совершать прыжок, вынести руки вверх и правильно мягко приземлиться после ловли.
Ловля мяча в движении изучается после обучения различным способам ловли на месте. Вначале изучается ловля мяча, летящего навстречу игроку, а затем с поступательных передач.
Передача мяча. Изучению передач надо уделять большое внимание на всем протяжении процесса в разных условиях и из разных исходных положений. Особое внимание должно уделяться выполнению передач с малой амплитудой движения.
Начинают обучение передачам двумя руками от груди и одной от плеча. Эти способы передач должны изучаться детально. Особое внимание должно быть уделено изучению передач мяча в движении по фазам. При выполнении таких передач ритм шагов влияет на координацию движения руками. При совершенствовании техники передач мяча необходимо стремиться к сокращению времени выполнения с места и в движении.
Передача в прыжке с места требует сочетания движений: прыжок с места и вынос мяча в соответствующее исходное положение. Передачи в прыжке в движении более сложны. Чаще всего они выполняются толчком одной ногой. Для изучения таких передач могут, применяться самые разнообразные упражнения.
Приемы ловли и передачи совершенствуются одновременно. Совершенствуя ловлю, необходимо ловить мяч на различном уровне, изменять силу и скорость летящего мяча, ловить мяч, летящий из различных направлений (навстречу, поступательно), во время различных способов перемещения (на бегу, в прыжке), с остановкой и поворотом, при противодействии противника. Совершенствование ловли предусматривает быстроту передачи, передачу на скорости, внезапность ее, скрытость, точность.
Быстрота передачи может быть достигнута сокращением амплитуды движений, скоростью перемещения, передачей за шаг или в одно касание.
Ведение мяча. При обучении ведению главным является освоение ритма, движения руками с мячом в сочетании с ритмом работы ног. Движения игрока должны быть непринуж-денными, и мяч ни в коем случае не должен мешать продвижению игрока по площадке.
Изучать ведение рекомендуется сразу в движении. Однако в самом начале обучения можно дать серию упражнений с мячом на месте, для того, чтобы занимающийся точно определил положение руки на мяче, силу надавливания руки на мяч, высоту отскока и т.п.
Наиболее благоприятным ритмом для начального обучения ведению является такой, при котором на два шага баскетболиста приходится один удар мяча о площадку. При этом занимающийся должен двигаться непринужденно, сгибать ноги при беге, чтобы шаги игрока были достаточно широки и размашисты.
Необходимо стремиться к тому, чтобы движения руки с мячом были совершенно независимы от ритма работы ног. Ведение нужно уметь выполнять, перемещаясь приставными шагами, изменяя темп бега и т.п.
После этого ведение мяча изучается в сочетании с другими техническими приемами.
При совершенствовании ведения необходимо:
а) вести мяч при ослабленном зрительном контроле;
б) изменять направление, скорость, способ перемещения, меняяпри этом руки;
в) свободно переходить с одного ритма на другой (с ведения с обычным отскоком на сниженный и обратно), выполнять внезапные рывки;
г) стремиться к независимости работы рук и ног (аритмичное ведение);
д) овладеть укрыванием мяча при обводке противника на скорости, ускорениями, переводами мяча за спиной, между ног, поворотами и др.
Броски мяча в корзину. Обучая броскам, следует помнить, что изучение различных способов и их разновидностей, позволяющих свободно действовать в условиях различной игровой обстановки, должно сочетаться с точностью движений, обеспечивающих в известной мере конечную цель всех действий -попадание в корзину.
При изучении бросков необходимо знать следующее: теоретические основы прицеливания (ориентиры), различные траектории полета мяча и их практическое значение; изучить способы бросков и их разновидности и сочетания (например, передача-бросок, ведение-бросок и т.п.); развивать меткость при выполнении броска.
Часто меняющаяся игровая обстановка заставляет баскетболиста знать все (или большинство) способы бросков.
Перед изучением того или иного способа броска занимающемуся нужно сообщать основные сведения о прицеливании; установить основные направления, которые определяют особенности прицеливания (с отскоком от щита и без отскока). Рекомендуется проводить объяснения при помощи схемы площадки, разделенной на соответствующие секторы.
Более подробно рассматриваются разновидности траекторий полета мяча: низкой, средней и высокой. Указывается на их положительные и отрицательные стороны и говорится о практическом использовании их.
Рекомендуется изучать броски параллельно с одноименными передачами. Когда занимающийся ознакомится со всеми способами бросков, он должен совершенствоваться Индивидуально в двух трех способах, которые чаще применяет в игре. Учителю-тренеру необходимо весьма умело подсказывать такой способ броска, при котором занимающийся смог бы достичь наилучшего результата в связи с его индивидуальными особенностями.
В начале изучения любого способа броска внимание занимающихся должен быть направлено на тщательный контроль за своими движениями. Рекомендуется подводящие к броску упражнения проводить без корзины, используя соответствующие передачи по высоким траекториям.
При изучении броска с использованием баскетбольной корзины задача занимающегося заключается в том, чтобы научиться соразмерять свои движения с высотой корзины. Для облегчения этой трудной задачи нужно на этой стадии обучения давать ученику как можно больше критериев для оценки его движений, указывать возможные дополнительные ориентиры.
Изолированное обучение тому или иному способу броска в дальнейшем может отрицательно сказаться на деятельности баскетболиста. Бросок в процессе игры всегда выполняется после применения других технических приемов. Поэтому выполнять броски следует в определенных сочетаниях. Особое внимание надо обратить на исходное положение. Точность исходного положения, как правило, определяет и результат броска. В процессе занятий надо стремиться к максимальному сокращению перехода от предыдущего приема к самому броску, однако необходимо тщательно следить за точностью самого броска.
При бросках после остановки часто наблюдается потеря равновесия, которая существенно влияет на выполнение броска. Поэтому надо научить после остановки быстро принимать стойку, т.е. соответствующее положение.
При обучении броску в движении используются навыки, полученные при изучении передач мяча в движении, особенно в прыжке, а также в сочетании с другими приемами.
Броски в прыжке могут выполняться с места и в движении. При бросках в прыжке в движении второй шаг выполняется не поступательно вперед, а нога приставляется к ноге, ранее выполнившей шаг, отталкивание осуществляется обеими ногами.
Когда техника определенного способа броска изучена и занимающийся достиг удовлетворительной меткости, необходимо давать специальные упражнения для дальнейшего развития меткости. Для этой цели используются различные дополнительные упражнения в виде метаний в цель (вертикальную и горизонтальную, неподвижную и движущуюся) предметов различного веса и объема. Однако основное место будут занимать специальные упражнения, выполняемые баскетбольным мячом в корзину.
Особую трудность представляют броски со средних и дальних дистанций. Совершенствуя меткость в подобных бросках, занимающийся выбирает такое расстояние, с которого он свободно забрасывает мяч в корзину, не искажая техники броска. Выполнять такие броски необходимо в течение длительного времени, постепенно удаляясь от корзины и не искажая техники выполнения броска.
В работе над техникой бросков и их меткостью применяются самые различные упражнения. Используются метод индивидуальных заданий и соревновательный метод.
Совершенствование техники должно быть направлено на стабилизацию движений, точности при различных физиологических и эмоциональных состояниях, на умение выполнять броски в различных условиях игры и противодействия.
Упражнения для стабильности движений должны повторяться все время в одинаковых условиях, большими сериями. Надо стремиться к тому, чтобы на позицию броска игрок приходил после разных приемов и умел быстро принять исходное положение. В системе занятий время на подготовку броска нужно по возможности сокращать.
При бросках в прыжке большое количество упражнений должно быть направлено на управление телом в безопорном положении, с тем, чтобы игрок в зависимости от ситуации мог сознательно управлять движениями.
Все большие требования предъявляются к достижению и удержанию максимального уровня меткости в экстремальных условиях. Поставленные задачи решаются путем сочетания специальных методов тренировки меткости с методами организации упражнений, способствующих приобретению общей тренированности и игрового мастерства.
Обучение технике противодействия и овладения мячом начинается после изучения того или иного приема владения мячом.
Приемы противодействия изучаются в такой последовательности: выбивание, отбивание, накрывание мяча при броске в корзину.
Выбивание. Вначале изучается выбивание мяча у нападающего, стоящего на месте, потом у игрока, овладевшего мячом в прыжке, и затем - у ведущего мяч.
При обучении выбиванию необходимо занимающихся располагать таким образом, чтобы защитник всегда был правильно ориентирован по отношению к щиту и противнику.
Накрывание. Изучается как противодействие броску, поэтому для правильного накрывания мяча нужно научить занимающегося своевременному и правильному прыжку, а затем внимательно наблюдать за действиями нападающего.
Приемы овладения мячом изучаются в такой последовательности: вырывание, перехваты, овладение мячом, отскочившим от щита.
Вырывание. Вначале при обучении противник стоит на месте не отводя руки с мячом, т.е. не оказывая никакого противодействия. Затем противник отводит руки с мячом в стороны, поднимает их вверх, выполняет финт, поворот, т.е. создает наиболее сложные условия для овладения мячом. Обучение вырыванию мяча в изолированных упражнениях не требует много времени и поэтому особое внимание этому должно быть уделено в процессе самой игры. Для этого при опорных положениях не следует торопиться останавливать борьбу, а предоставить баскетболистам возможность вести борьбу до полного овладения мячом.
Перехваты. К моменту изучения перехватов занимающиеся должны уметь хорошо ловить мяч в движении, выполнять короткие, резкие рывки, уметь внимательно следить за действиями противника. Первые упражнения должны быть направлены на то, чтобы научить баскетболиста определить момент выхода вперед для перехвата мяча. Следует добиваться такого положения, чтобы стремление выйти на перехват не приводило защитника к потере правильной позиции. Для этого необходимо особое внимание обращать на исходное положение защитника, которое должно свидетельствовать о постоянной готовности его к самым активным и быстрым действиям.
Овладение мячом, отскочившим от щита. Этот прием в современном баскетболе имеет очень широкое применение. Для овладения мячом важно своевременно прыгнуть и поймать мяч. Для обучения этому приему используются ранее приобретенные навыки в разнообразных прыжках и ловле мяча в прыжке. Вначале все упражнения проводятся без противодействия противника, а затем обязательно вводится постепенно нарастающее активное противодействие. Можно применять почти все упражнения в бросках и добивание мяча с последующей активной борьбой за отскок как защитника, так и нападающего.
Подвижные игры и подготовительные игры как средство обучения игровой
деятельности
Подвижные игры в процессе обучения игровой деятельности позволяют закрепить и совершенствовать сформированные двух-компонентные взаимосвязи в вариативных условиях противоборства. С помощью подвижных игр моделируются последовательно усложняющиеся игровые ситуации, требующие выборочного воспроизведения технико-физических компонентов подготовленности в сочетании с тактическими навыками, технико-тактических действий на фоне реализации физического потенциала и т. п. Тем самым создаются условия формирования многокомпонентных навыков игровой деятельности. Высокая эмоциональность подвижных игр снижает психологическую напряженность тренировочных воздействий. Присутствие сюжетно-ролевой основы, возможность неоднозначно решать конкретную двигательную задачу с допустимой долей импровизации; присутствие соперника и нежестко нормированная нагрузка позволяют моделировать конкретные игровые ситуации и формируют психологический стереотип игровой деятельности.
При выборе подвижных игр, применяемых с целью обучения навыкам игры в баскетбол, преимущество отдается коллективным, предполагающим соревновательный эффект. Каждая такая игра имеет свое содержание (сюжет, правила, набор двигательных действий) и форму (организацию действий участников). Форма игры непосредственно связана с содержанием и определяется им. Педагог должен опираться на качественный состав двигательных действий, составляющих содержание каждой игры, и возможность широкого выбора способов достижения результата в игровой форме.
На занятиях по баскетболу наиболее популярны две формы проведения подвижных игр: 1) в виде эстафет и 2) в виде командных состязаний. Характерной особенностью эстафет является то, что участники ведут борьбу за всю команду или самостоятельно (поочередно), или группами при взаимоподдержке и взаимопомощи партнеров, но без непосредственного контакта с соперниками. Структурными компонентами игр-эстафет могут служить отдельные технические приемы баскетбола или их многообразные сочетания, выполняемые в заданных условиях с различной степенью сложности. А основной целью служит либо наиболее качественное (результативное), либо максимально быстрое их выполнение.
Командные подвижные игры отличаются совместной деятельностью членов команды, направленной на достижение определенного правилами результата. Согласованность действий в непосредственном противоборстве с соперниками становится решающим фактором достижения победы. Определение победителей в командных подвижных играх происходит благодаря конечной оценке результативности командных действий в целом при условии неукоснительного соблюдения правил всеми участниками. Как и эстафеты, командные игры отличаются друг от друга содержанием и формой. Соответственно их направленность может варьироваться и планироваться в зависимости от целевых установок (дриблеры в круге, салки и разновидности, пятнажки с мячом, недавай мяча водящему).
Подготовительные игры к баскетболу отражают структуру и содержание непосредственно игрового противоборства. Составными компонентами подготовительных игр может быть все многообразие интегральной подготовленности занимающихся. Как правило, они предполагают многократное повторное воспроизведение отдельных фаз игровой деятельности в искусственно созданных условиях, максимально приближенных к игровым. Этого достигают либо направленным изменением правил, либо вычленением из общей структуры соревновательного противоборства конкретных игровых ситуаций. Моделирование специфики игры в баскетбол позволяет выборочно и с большой эффективностью воздействовать на формирование и совершенствование различных сочетаний навыков игровой деятельности и подвести занимающихся к участию в учебных и официальных играх.
Обучение игровой деятельности.
1. «Борьба за мяч».
Направленность — комплексное совершенствование ловли-передачи мяча, приемов противодействия, индивидуальных тактических действий и развитие быстроты, координационных способностей.
Правила игры. На одной половине площадки соперничают две команды по 5 — 7 игроков. Продолжительность противоборства 5 — 10 мин. Мяч вводится в игру вбрасыванием между двумя любыми игроками противоположных команд на линии штрафного броска, как при спорном. Команда, завладевшая мячом, стремится как можно дольше сохранить его, используя передачи между партнерами и перемещения без мяча. Противники оказывают активное противодействие розыгрышу мяча, пытаясь перехватить его. Цель — сохранить контроль над мячом в течение 24 с и не позволить сделать это соперникам. При нарушении правил соперниками команда сохраняет владение мячом и вбрасывает его из-за боковой линии. Отсчет времени продолжается. При переходе мяча к другой команде игроки меняются ролями. Удержание мяча в течение заданного времени сопровождается начислением 1 или 2 очков.
Определение победителей. Побеждает команда, набравшая большее количество очков.
Варианты: 1) очки начисляются за выполнение 10—20 передач без потери мяча; 2) регламентируются способы выполнения передач (например, передавать мяч только сверху); 3) вводятся ограничения на действия более сильной рукой (осуществлять передачи либо слабой рукой, либо двумя руками); 4) отдельные действия сопровождаются начислением премиальных очков (например, за эффективную передачу слабейшей рукой) и т. п.
2. «Мяч ловцу».
Направленность — комплексное совершенствование индивидуальных технико-тактических действий и развитие физического потенциала в условиях активного противодействия.
Правила игры. Две команды по 6 —7 человек в каждой играют на баскетбольной площадке. Продолжительность — 2 периода по 10 мин. Из числа своих игроков каждая команда выбирает «ловца», который занимает неподвижную позицию в полукруге области линии штрафного броска на стороне противников, стоя на полу или на возвышении (например, на стуле). Игра проводится по правилам баскетбола. Игроки противоборствующих команд, используя весь арсенал своей технико-тактической подготовленности, стремятся перевести мяч в зону соперников и передать его своему «ловцу». За каждый результативный бросок-передачу начисляется 2 очка. Полевым игрокам не разрешается входить в «зону ловца».
Определение победителей. Победитель выявляется по наибольшему количеству набранных очков.
Варианты: 1) ограничивается количество касаний мяча игроками одной команды до завершающей передачи «ловцу»; 2) вводится запрет на отдельные игровые приемы или на их использование на ограниченных участках площадки (игра без ведения мяча или без ведения мяча в зоне соперника и т.п.); 3) регламентируется способ броска-передачи мяча «ловцу» (бросок мяча в движении, передача более слабой рукой и т.п.) или количество игроков, направляющих мяч «ловцу» (выбираются 1 — 2 игрока в отличной от других форме, только они могут завершать командные действия); 4) лимитируется время вывода мяча в передовую зону или время на организацию атаки.
3. «Каждый за себя».
Направленность — комплексное совершенствование индивидуальных технико-тактических действий в условиях игрового соперничества.
Правила игры. В игровом противоборстве участвуют 3 игрока. Играют по правилам баскетбола, но на ограниченном участке площадки и с возможностью атаковать в 3 корзины (основную и 2 боковые). Продолжительность — 5, 10 мин или 2 периода по 5 мин. Каждый игрок, овладев мячом, может атаковать любую корзину и неограниченное количество раз подряд. Цена забитого мяча — 2 очка. Игроки без мяча активно противодействуют результативным действиям соперника и сами стремятся завладеть мячом для последующей своей атаки.
Определение победителей. Выигрывает игрок, забросивший наибольшее количество мячей.
Вариант: регламентируются способы выполнения технико-тактических действий (вести мяч только более слабой рукой, бросать мяч только дальней от соперника рукой или только в прыжке и т.п.).
4. «1 х 1 по всей площадке».
Направленность — комплексное совершенствование индивидуальных навыков игры и развитие специальной выносливости.
Правила игры. Играют две команды по 5 или 7 человек. Командное противоборство состоит из отдельных поединков между игроками команд. Пары игроков формируются либо произвольно капитанами команд, либо целенаправленно педагогом. Каждое единоборство протекает по официальным правилам игры, пока один из игроков не наберет заданного количества очков (10—12) или заброшенных мячей (3 — 5). Победитель приносит в копилку своей команды 1 балл.
Определение победителей. Выигрывает команда, которая по итогам всех единоборств набрала наибольшее количество баллов.
Вариант: продолжительность единоборства ограничивается временем (3 мин) или достижением определенной разницы в счете.
5. «1х1 с промежуточным».
Направленность — комплексное совершенствование индивидуальных технико-тактических действий в нападении и защите в условиях активного противодействия.
Правила игры. На каждой корзине по 2 занимающихся ведут игровое противоборство 1x1, используя весь арсенал своей технико-тактической подготовленности. Причем один из них играет только в нападении, а другой — только в защите. Нападающий для обыгрыша защитника может использовать помощь партнера — неподвижно стоящего в указанной точке игрока (так называемого «промежуточного»). Однако его действия строго ограничены: «промежуточный» может только получать мяч и в течение 5 с выполнять обратную передачу, т.е. атакующий нападающий действует по принципу «передай мяч и выйди». Каждая атака заканчивается результативно: за забитый мяч 1 очко начисляется нападающему; за результативное защитное действие (перехват, на-крывание броска, взятие отскока, вынужденную потерю мяча нападающим и т.п.) 1 очко — защитнику. Единоборство ведется, пока кто-нибудь из соперников не наберет 3 очка. Победа в единоборстве приносит 2 призовых балла. Далее все игроки меняются ролями по часовой (против часовой) стрелке: защитник становится «промежуточным», «промежуточный» — атакующим нападающим, а тот — защитником. Игра возобновляется по тем же правилам и т.д.
Определение победителей. Когда каждый занимающийся пройдет через все позиции и возвратится на исходную, подсчитывается сумма набранных игроками баллов и выявляется победитель в каждой тройке.
Варианты: 1) атакующий нападающий обязан каждую атаку начинать передачей «промежуточному» игроку; 2) при определении победителей подсчитывается разница забитых и пропущенных мячей во всех микропоединках; 3) продолжительность каждого единоборства и их общее количество варьируются.
6. Уличный баскетбол».
Направленность — комплексное совершенствование игровых навыков нападения и защиты в условиях противоборства.
Правила игры. Несколько команд соперничают по системе с выбыванием. Игра проводится на одну корзину. Каждая команда состоит из 3 человек. Противоборство начинает одна из команд по жребию. Соблюдаются основные правила игры в баскетбол. Но начисление очков идет по принципу: двухочковое попадание — 1 очко, трехочковое — 2. Пробиваются только командные фолы: после того как игроки одной из команд в сумме наберут 4 замечания, пробивается 1 штрафной бросок ценой в 1 очко. При нарушении правил игроками защищающейся команды соперникам предоставляется возможность для повторной атаки. После каждой результативной атаки происходит переход мяча к соперникам. Все новые атаки после овладения мячом противоположной командой должны начинаться из-за трехочковой линии. Добивать свои броски мяча после подбора можно.
Определение победителей. Игра ведется до 15 очков, или достижения одной из команд преимущества в счете в 6 очков, или в течение фиксированного отрезка времени (8 мин), а в случае равного счета по истечении игрового времени — до забитого мяча.
7. Баскетбол без ведения мяча».
Направленность — комплексное совершенствование технико-тактического и физического потенциала в режиме игровой деятельности.
Правила игры. Две команды соперничают по правилам игры в баскетбол, но без использования ведения мяча. Попытка применения одноударного ведения мяча или дриблинга наказывается как нарушение правил — мяч передается соперникам. Продолжительность — 5—10 мин.
Определение победителей. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков.
Варианты: 1) ведение мяча запрещается только на половине площадки — в своей тыловой или передовой зоне; 2) лимитируется количество попыток применения ведения мяча (например, не более 2 раз за атаку и т.п.); 3) регламентируется вид применяемого ведения мяча (например, разрешается использовать только атакующее ведение мяча для завершения атаки и т.п.).
8. Баскетбол двумя мячами».
Направленность — комплексное совершенствование навыков игровой деятельности и развитие координационных способностей.
Правила игры. Игру в баскетбол проводят двумя мячами с соблюдением остальных правил соревнований. Продолжительность — 5—10 мин.
Определение победителей. Используется традиционный принцип определения победителей — по набранным очкам.
Варианты: игра продолжается, пока какая-либо команда не наберет заданного количества очков либо разница в счете не достигнет указанной величины.
Учебные и контрольные игры как средство обучения игровой деятельности
Учебные игры — незаменимое и продуктивное средство обучения игровой деятельности в спортивных играх при достаточной подготовленности занимающихся. Главное их преимущество — это возможность для участников непосредственно в игровой обстановке интегрировать все виды предшествующей подготовки. В практике занятий баскетболом учебные игры применяются при игре на один или два щита, в полных или уменьшенных составах команд, в течение всего предусмотренного правилами времени или с изменением продолжительности игры, при соперничестве с равными по силам, более слабыми или сильными командами.
Игровое противоборство должно происходить целенаправленно под непосредственным руководством педагога с конкретными заданиями на игру. Задания могут быть направлены на воспроизведение в условиях соперничества тех или иных технико-тактических действий, отработку групповых или командных тактических действий в нападении или защите, интеграцию всех компонентов подготовленности в целостную игровую деятельность.
Стимулировать выполнение установок на игру можно начислением дополнительных очков за успешные игровые действия (например, забитый после заслона мяч оценивается не в 2, а в 3 очка; перевод мяча в передовую зону до возвращения всех соперников в защиту премируется дополнительным очком и т. п.) либо введением некоторых изменений правил (например, ограничение количества передач при организации атаки). Вариативность изменения правил не ограничена и зависит от решаемых в игре задач и уровня подготовленности занимающихся. Полезными могут быть не только традиционное увеличение или уменьшение всего игрового времени либо расширение или сокращение продолжительности отдельных игровых фаз (перевода мяча в зону соперника, владения мячом в передовой зоне, организации всей атаки), изменение численности состава команд. Хорошую службу в процессе «бучения могут сослужить также игры с объявленным или скрытым гандикапом (начислением дополнительных очков), неожиданным вводом второго или запасного мяча, введением в игру дополнительного защитника или нападающего, принимающего поочередное участие в действиях одной и другой команды, и т.п. Всеобщий азарт вызывают так называемые «игры на интерес», когда игроки проигравшей команды в наказание выполняют какие-либо непопулярные действия: совершают челночные передвижения или бег по кругу, «везут» на себе выигравших соперников и т. п.
Безусловное положительное тренировочное воздействие учебных двусторонних игр на занимающихся подкрепляется последующим их участием в контрольных играх с приглашенными командами. Помимо выполнения обучающей функции контрольные игры решают задачи подготовки к участию в соревнованиях. Следовательно, установки педагога здесь носят еще более конкретный характер с учетом действий соперников и модели собственной командной игры. После проведенных учебных или контрольных игр обязательным является подробный анализ и разбор действий отдельных игроков и команды в целом по всем значимым параметрам игровой деятельности.
Участие в календарных играх официальных соревнований требует от баскетболистов максимальной и взаимосвязанной реализации локальных результатов их обучения в целостную игровую деятельность. Любые соревнования должны рассматриваться, с одной стороны, как цель всей тренировочной работы, с другой — как эффективное средство интеграции системы предшествующих педагогических воздействий
ТЕМА 3: ОСНОВЫ ТАКТИКИ ИГРЫ В БАСКЕТБОЛ