double arrow

Обучение индивидуальным тактическим действиям



После того, как занимающиеся научились ориентироваться в различных условиях игры, перемещаться, преодолевать сопротивление условного противника и т. д., учитель-тренер может переходить к обучению индивидуальным тактическим действиям в нападении.

Совершенствование тактической игры в нападении и защите проводится в следующей последовательности: освобождение игрока от опеки противника и выход на свободное место для получения мяча; целесообразное использование ловли и передачи мяча, ведения мяча и обводки противника, бросков мяча в корзину, сочетаний технических приемов и финтов с наилучшим выбором места на площадке; умение применять в конкретной тактической ситуации наиболее рациональный способ какого-либо технического приема.

Вначале индивидуальные действия нападающего изучаются без помехи со стороны противника. Затем, когда педагог вводит противодействие защитника, начинается изучение индивидуальных тактических действий и в защите. Обычно это происходит при переходе к разучиванию отдельных игровых упражнений и самого процесса игры. В начальной стадии обучения индивидуальным тактическим действиям в нападении тактические действия включаются в техническую подготовку. Для этого в каждое упражнение по технике вводятся такие задания по тактике, которые не только помогают осмыслить технические приемы, но и правильно применять их в изменяющейся игровой обстановке.




Например, правильно определить своевременность и направление передачи мяча, целесообразность применения ведения, броска мяча в корзину и т, п. Все это должно сочетаться с расположением партнера на площадке и его перемещениями.

При изучении сочетаний технических приемов и финтов необходимо создавать в упражнениях по технике обстановку, характерную для игровых ситуаций, и приучать занимающихся выбирать наиболее рациональные приемы и способы в зависимости от положения партнера или противника.

Например, при построении во встречных колоннах игроки ведут и передают мяч в противоположную колонну, а дальше действуют в зависимости от сигнала педагога: по одному сигналу они следуют за передачей и становятся в конце противоположной колонны; по другому - после передачи мяча возвращаются в свою колонну.

Для одновременного овладения индивидуальными действиями нападающего и защитника целесообразно применять игровое упражнение 1 х 1 на половине площадки. Нападающему нужно обыграть защитника и забросить мяч в корзину, защитнику - оказать противодействие и помешать броску. Третьего партнера вводят в игру для того, чтобы подыграть нападающему получить от него мяч и снова передать в момент отрыва нападающего от защитника. Третий игрок не имеет пра­ва бросать мяч в корзину. Смена функций игроков может проходить через определенные отрезки времени (2-3 мин.) или после каждого перехваченного защитником мяча.



Если в игровых упражнениях и учебных играх занимающийся, исходя из конкретной игровой обстановки, не может самостоятельно выбрать наиболее целесообразные приемы и сочетания, педагог имеет право остановить игру и, сохраняя на площадке соответствующую данному моменту расстановку игроков, сделать все необходимые замечания и исправления.

Если игроки применяют индивидуальные действия без учета игровой обстановки и тем самым ставят в затруднительноеположение своих партнеров, необходимо включать определенные ограничения. Например, игрок, получив мяч, злоупотребляет ведением, в то время, как все его партнеры освободились от своих защитников и находятся в более выгодном положении для броска. В этом случае педагог, объяснив игроку его тактическую ошибку (если она повторялась), передает мяч противоположной команде. Этот же прием можно применить при злоупотреблении необоснованными бросками мяча в корзину. И, наоборот, за правильное или результативное выполнение заранее обусловленного индивидуального действия педагог может начислить команде дополнительные очки.

При проведении игровых упражнений и учебной игры все занимающиеся должны быть под наблюдением учителя-тренера.

Ошибки, допущенные игроками, можно исправлять непосредственно во время игры на площадке, в перерыве и после игры.

В учебных играх особое внимание следует уделить выбору места при борьбе за отскок мяча от щита и переходу от нападения к защите и от защиты к нападению. Очень важно научить игроков отрываться от противника и выходить на свободное место в момент, когда команда овладела мячом, а также своевременно и правильно закрывать игрока противника сразу же после потери командой мяча.

Обучение групповым и командным тактическим действиям

Наиболее важными групповыми тактическими действиями в нападении и защите являются взаимодействия двух и трех игроков.

Рекомендуется следующая последовательность при изучении этих взаимодействий в нападении: взаимодействие двух игроков "передал мяч - выйди"; взаимодействие трех игроков в треугольнике; заслон внутренний и наружный; заслон с сопровождением; наведение; "тройка", пересечение; малая восьмерка; скрестный выход.

Простые схемы расстановки игроков можно изучать в упражнениях по технике, где имеются сочетания приемов и финтов. Так, например, в упражнениях, где применяютсяведение-передача", занимающиеся знакомятся спередвижением, характерным для первого взаимодействия игроков (игрок задней линии - центровой при позиционном нападении), при сочетании приемов "ведение-бросок" создается расстановка для взаимодействия трех игроков ("тройка") и т.п.

Далее все способы взаимодействия двух и трех игроков изучаются в виде поточных упражнений, в которых главное внимание направлено на воспитание порядка и схем действий партнеров. Примерные упражнения:

1. Два игрока, передавая друг другу мяч, передвигаются к противоположному щиту и заканчивают упражнение броском мяча в корзину ("передал мяч - выйди"). При этом можно использовать следующие варианты выхода игрока на свободное место:

а) передать мяч по диагонали и выбежать вперед вдоль боковой линии; б) передать мяч выбежавшему вперед партнеру и перебежать перед ним на ту же сторону для получения мяча; в) передать мяч и выбежать на ту же сторону, но сзади партнера с мячом, получить от него обратную передачу и с ведением выйти у него из-за спины вперед. 2. Три игрока образуют треугольник. При передачах мяча игроки меняются местами. Положение треугольника должно создаваться игроками, свободными от мяча. Как только мяч оказывается у одного из игроков, двое других выбегают вперед с разных от него сторон. Таким образом, если сделать три передачи, то получится замкнутый треугольник. Способы передачи определяются тренерами. При смене мест передачу можно выполнять в тот момент, когда партнер займет свое место, или несколько раньше - на выход.

2. Группа построена за лицевой линией площадки в две колонны. Три игрока встают лицом к колоннам так, что один из них находится в центральном круге, а двое других в полукругах обеих областей штрафного броска. Каждая пара (из колонн) передает мяч последовательно игрокам, расположенным указанным способом вдоль площадки, и выполняет мимо них скрытый выход с последующим броском мяча в корзину на противоположной стороне площадки. Затем игроки передают мяч в одну из колонн, а сами меняются местами (колоннами). Баскетболисты стоящие на площадке, периодически меняются по указанию педагога.

После того, как занимающиеся усвоят последовательность действий, в упражнение вводят одного защитника, который оказывает сначала пассивное, а затем и активное сопротивление. Затем число нападающих и защитников уравнивается. Упражнение повторяется в условиях пассивного противодействия защитников, а затем защитники получают задание оказывать нападающим активное сопротивление.

Для овладения способами защитных взаимодействий рекомендуется следующая последовательность: подстраховка и смена подопечными; переключение при заслонах; проскаль­зывание.

Дальнейшее изучение взаимодействий двух и трех игроков в нападении и защите проводится в игровых упражнений 2x2 и 3x3, на одной половине площадки и в учебных играх. В упражнения и учебные игры целесообразно вводить поощрения, побуждающие игроков использовать разученные взаимодействия в выгодных ситуациях. Например, если в результате проведенного взаимодействия мяч заброшен в корзину, то вместо двух очков команде засчитывается четыре.

Для того, чтобы команда во время учебной игры могла использовать индивидуальные особенности отдельных игроков, а также изолировать наиболее опасных участников противо­положной команды, ей следует давать специальные задания в нападении и защите. При этом одна команда не должна знать о том, какое задание дано другой, иначе теряется его смысл.

При обучении командным действиям (системам игры) рекомендуется сохранять следующую последовательность: овладение навыками действий в системе позиционного нападения через центрового игрока; основными действиями при системе быстрого прорыва; личной системой защиты в области штрафного броска; прессингом на своей половине площадки; личным прессингом по всей площадке; вариантами зонной системы защиты.

Овладение тактическими системами связано с определением игровых функций баскетболистов. Каждый занимающийся обязан овладеть в равной степени точными передачами мяча; разнообразным ведением; эффективными бросками мяча в корзину с различных дистанций, с места, в движении, в прыжке и т.д. Игрок должен уметь владеть индивидуальными действиями и групповымивзаимодействиями, уметь нападать изащищаться. Только после этого следует переходить к его отчетливо выраженной игровой специализации.

Чтобы избежать ограничений функций, следует через определенные небольшие промежутки времени (6-7 мин.) переводить защитников в нападение, а нападающих - в защиту.

Взаимодействием двух и трех игроков занимающиеся должны овладеть в связи с расстановкой и передвижениями, ха­рактерными для позиционного нападения через центрового игрока. В этой системе нападения, сохраняя деление игроков на нападающих и защитников, следует распределить функции между нападающими -два крайних игрока и центровой. Упражнения здесь будут строиться с учетом особенностей взаи­модействия защитника с крайним нападающим, крайнего нападающего с центровым, защитника с центровым и т.д.

Овладение таким взаимодействием двух игроков, как пересечение, характерно для успешного проведения эшелонированного быстрого прорыва.

Занимающиеся должны изучать целесообразное расположение игроков и их взаимодействие в начальной фазе быстрого прорыва и при его завершении.

Упражнения, которые применяются в данном случае, должны проводиться вначале при пассивном, а затем активном противодействии условного противника. Последовательность введения противодействия имеет следующую специфику: сначала создается численное преимущество нападающих над защитниками в завершающей фазе быстрого прорыва в ситуации 2x1 и 3x2; затем - численное равенство нападающих и защитников, которые быстро возвращаются к своему щиту вместе с нападающими и оказывают им пассивное сопротивление как в начальной, так и в завершающей фазе прорыва; при численном равенстве защитники возвращаются к своему щиту, оказывают пассивное сопротивление в начальной фазе быстрого прорыва и активное сопротивление в заключительной фазе; при численном равенстве защитники оказывают активное противодействие как в начальной, так и в заключительной фазе быстрого прорыва, используя подстраховку, смену подопечными и проскальзывание.

Овладение системой зонной защиты начинается с изучения вариантов расстановки игроков и способов их перемещенияв зависимости от направления передач мяча, выполняемых противниками. После объяснения и показа игроки на половине площадки занимают исходное положение, соответствующее изучаемому варианту. Нападающая команда, стоя на месте, передает мяч с одного края площадки на другой, а защитники передвигаются в зависимости от направления по­лета мяча. Затем нападающие в зависимости от разучиваемой комбинации нападения против зонной защиты стремятся войти с мячом в область штрафного броска и бросить мяч в корзину с определенного места. Защитники активно противодействуют им, перемещаясь в самые опасные участки зоны. В заключение учебной игры баскетболисты овладевают последовательным построением вариантов зонной защиты против быстрого прорыва.

Процесс овладения личным прессингом начинается с изучения личной защиты на своей половине площадки. Особое внимание должно быть направлено на плотное держание противника и четкое переключение при заслонах. Когда плотная защита выдвигается вперед на три четверти поля, игроки передней линии защиты изучают способы противодействия противнику, ведущему мяч, используют групповой отбор мяча. Игроки задней линии защиты изучают способы подстраховки и выбора позиции для перехвата длинных передач мяча. В заключение используется прессинг по всему полю, в ходе которого игроки передней линии защиты изучают способы взаимодействия, затрудняющие противнику вбрасывание мяча и развитие быстрого прорыва, а игроки задней линии защиты -подстраховку, переключение и групповой отбор мяча.

После того, как занимающиеся овладели способами взаимодействий двух и трех игроков в связи с расстановкой и функциями, присущими системам игры в нападении и защите, следует приступать к разучиванию тактических комбинаций.

При обучении какой-либо комбинации (например, при разучивании комбинаций с применением заслонов) можно пользоваться поточным методом. Каждая комбинация должна выполняться как можно точнее, поэтому для ее разучивания рекомендуются такие этапы:

1. Объяснение сути комбинации, в каких случаях она применяется (это лучше всего показать на чертеже или макете площадкис передвижными фигурами).

2. Игроки занимают определенные места на площадке, педагог показывает выгодные для них технические приемы и направление перемещения. После этого игроки в медленном темпе повторяют просмотренную комбинацию несколько раз.

3. По количеству нападающих, проводящих комбинацию, защитники располагаются на площадке так, чтобы их приходилось обходить при передачах мяча или ведении. Защитники действуют пассивно, не вмешиваясь в действия нападающих.

4. Такое же построение, но защитникам разрешается перехватывать мяч, не выбегая далеко.

5. Обе группы находятся в равных условиях. Нападающие проводят комбинацию, защитники препятствуют этому, свободно перемещаясь по всей площадке. В данном случае полезно дать задание и защитникам, чтобы они не просто оказывали противодействие, а проводили определенную комбинацию.

Одновременно с основной комбинацией следует изучать и ее варианты. Итак, на основании того, что тактика игры лучше и быстрее усваивается в игровой обстановке, тактические ком­бинации следует проводить, используя игровой метод.

ЗАДАЧИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

В процессе обучения тактике выделяют две важнейшие стороны подготовки спортсмена - теоретическую и практическую.

Теоретическая подготовка предусматривает использование всех форм самостоятельной работы баскетболиста, напри­мер, изучение особенностей тактики игры по литературным источникам и киноматериалам, обобщение собственных наблюдений на соревнованиях и в процессе учебно-тренировочных занятий, изучение особенностей судейства, правил игры и т.п.

Внимание баскетболиста должно быть направлено на тщательный и детальный анализ собственного опыта тактической подготовки и участия в соревнованиях.

Анализ материалов личного дневника спортсмена дает возможность сопоставить особенности тактической подготовки в различные периоды и на различных этапах тренировки, определить возможные недостатки и сделать конкретные выводы на будущее.

В ряде случаев рекомендуется поручать игроку самостоятельное составление индивидуального плана тактической подготовки. Конечно, такой план должен быть утвержден тренером и обсужден на собрании команды. При составлении такого плана баскетболист обобщает накопление им знания в области тактики и тактической подготовки.

При тактической подготовке перед баскетболистом ставятся следующие взаимосвязанные задачи:

1. Развитие быстроты сложных реакций, ориентировки в сложных игровых условиях, сообразительности и творческой инициативы для решения разнообразных тактических задач.

2. Обучение индивидуальным тактическим действиям и простым групповым взаимодействиям с партнером в нападении и защите; обучение основным командным действиям в нападении и защите с определенной схемой расстановки игро­ков на площадке и определенными функциями.

3.Формирование умений эффективно использовать рациональные технические приемы и изученные тактические действия с учетом собственных сил и возможностей, условий соревнования и особенностей противника.

4.Развитие умения быстро и гибко переключаться в ходе игры от одних систем и вариантов командных действий к другим в зависимости от создавшейся обстановки.

Первые две задачи, как правило, решаются в процессе начального овладения тактикой баскетбола, а последующие - на протяжении многолетнего периода совершенствования баскетболиста в тактике игры.

Баскетболисту необходимо совершенствовать тактику игры в течение всего многолетнего периода участия в соревнованиях. Совершенствование тактики идет в основном по трем направлениям, а именно: в распределении сил и умений правильно сочетать периоды напряженной работы с активным отдыхом; в индивидуальных действиях и взаимодействиях с партнерами по команде; в гибком применении освоенных тактических систем, комбинаций и всех их вариантов.

Для успешного овладения всем вышеперечисленным материалом целесообразно использовать следующие методические приемы:

- включение в тренировочный процесс специальных заданий на точное выполнение избранного типа игры, на четкое проведение в игре различных взаимодействий с преодолением "сбивающих факторов";

- использование в игровых упражнениях и тренировочных играх неоднократных промежуточных финишей, т.е. использование умений баскетболиста "выложиться" в решающий момент встречи, вновь быстро мобилизовать силы и неоднократно повторить максимальные усилия, чтобы закрепить достигнутое преимущество;

- продление времени тренировочной игры до определенного результата (продленный финиш);

- последовательное введение в упражнения и тренировочные игры "свежих" или отдохнувших партнеров;

- неоднократное участие игрока в упражнениях с нагрузками, близкими к соревновательным, с периодическим снижением нагрузки или расслаблением;

- проведение тренировочных игр с партнерами, которые действуют по наиболее вероятному тактическому плану будущего противника;

- выделение игроку в общей тактической задаче конкретного задания, которое он должен решать самостоятельно и творчески;

- усложнение условий при проведении упражнений по тактике;

- периодическое введение в основной состав команды игрока из резерва с требованием точного выполнения разученных взаимодействий;

- переключение игроков от одних тактических комбинаций и вариантов к другим в зависимости от заранее обусловленных тренером сигналов;

- использование в тактической обстановке внезапных для игрока изменений, требующих быстрого и творческого переключения;

- проведение соревнований с разными противниками, значительно отличающимися друг от друга по характеру, стилю и способам ведения тактической борьбы.

КОМПЛЕКТОВАНИЕ КОМАНДЫ И ВЕДЕНИЕ ИГРЫ

ОТСЕВ ИГРОКОВ, ОТБОР КОМАНДЫ

Одной из самых трудных и мучительных задач, стоящих перед тренером по баскетболу, является отсев игроков. Выполняя эту задачу, тренеру приходится исключать из команды юношей, имеющих желание играть, но не обладающих необходимыми способностями. Кроме отсева игроков перед тренером стоит задача комплектования отдельных звеньев команды и отбора лучшей пятерки. Пытаясь облегчить себе эту задачу, тренер должен предпринимать любые попытки для просмотра игро­ков в любых возможных условиях.

Характеристика хорошего игрока. Индивидуальных особенностей или качеств, отличающих хорошего игрока, много. Мы предлагаем тренерам список категорий, соответствующих физическим, умственным, социальным и эмоциональным способностям баскетболистов.

Физические способности: координация движений, быстрота, рост, ловкость, общая атлетическая подготовка, быстрота реакции, прыгучесть (независимо от роста).

Умственные способности: общеобразовательная подготовка, интерес к баскетболу, желание учиться, живость ума, сообразительность, уверенность в своих силах.

Социальные способности: преданность команде, желание играть в баскетбол, склонность к коллективным действиям, способность возглавить баскетбольную команду.

Эмоциональные способности: рассудительность, покладистый характер, самоконтроль, боевой дух, воля к победе.

Все эти качества необходимо приспособить к овладению основными навыками игры в баскетбол: умению бросать в корзину, передавать, вести, добивать мяч и выполнять все необходимые приемы, характеризующие разностороннего баскетболиста.

Определение способностейигрока. Тренер должен наблюдать за своими игроками при любой возможности. Для сбора информации об игроках нужно использовать тренировочные упражнения, игры, контрольные испытания и все другие средства, при помощи которых можно дать более или менее объективную оценку действиям и поведению игроков.

После сбора всех данных тренер приступает к распределению ролей игроков. В этом и заключается его искусство — поставить игрока на определенное место в команде так, чтобы не было сомнений в обоснованности принятого решения. Игровые способности баскетболистов, подтвержденные данными тестирования, и субъектное мнение тренера по поводу неизмеряемых качеств игроков должны придать тренеру уверенность в правильности отбора и распределения ролей игроков.

Количественный и качественный состав команды. Другим фактором, который необходимо принимать во внимание тренеру, является определение общего количества игроков в команде и распределение их по различным звеньям команды. Вот некоторые общие положения, касающиеся данного вопроса.

1.Количество игроков в команде должно быть таким, чтобы они получали одинаковое внимание со стороны тренерского персонала. Когда имеется только один тренер, количество игроков в команде обычно колеблется от 10 до 15.

2. Команду надо составлять так, чтобы было одинаковое количество игроков в различных ее звеньях. Как правило, в команде должно быть 6 нападающих, 6 защитников и 3 центровых игрока.

3. Школьная или институтская команда должна быть составлена таким образом, чтобы в ней были старшекурсники, второкурсники и даже учащиеся первого курса.

4. Ни один из учащихся старшего курса не должен быть включен в состав команды, если он не входит в первую семерку или восьмерку игроков. Целесообразно включать в состав команды запасных учащихся пред­последнего, второго и первого курсов.

Способы отсева игроков. Мы предлагаем два способа отсева игроков. Оба они предполагают деликатное об­хождение с игроками и помогают тренеру в его трудной работе.

Первый способ состоит в том, что тренер на тренировочном занятии объявляет о необходимости отсева игроков. Список игроков, вошедших в состав команды, вывешивается в зале. Игрокам же, которые не попали в состав команды, рекомендуют тренироваться самостоятельно. К тому же тренер должен обязательно подчеркнуть, что каждый юноша может попытаться попасть в команду в следующем году.

Второй способ требует от тренера больших усилий, но не оставляет сомнений у ученика по поводу его отчисления. Тренер беседует с каждым учеником в отдельности, с глазу на глаз, и объясняет ему, почему он его отчисляет.

Как комбинировать состав команды. В самом начале сезона нужно отобрать стартовую пятерку, чтобы игроки привыкли друг к другу и «стали» взаимодействующим координированным звеном. Чем больше баскетболисты будут играть и тренироваться вместе, тем лучше они будут функционировать как слаженный ансамбль.

Каждый тренер должен определить критерии для игроков различных звеньев команды. Например, центровой игрок должен быть высокого роста, хорошо добивать мяч, бросать из положения спиной к корзине и точно передавать мяч партнерам. От нападающих требуется большая подвижность, хорошие снайперские качества, умение распасовывать мяч; защитники должны быть быстрыми, хорошо владеющими мячом и умело бросающими с дальних дистанций.

Существует два важных момента, которые необходимо принимать в расчет отбирая пятерку. Они предполагают наличие в команде хорошего диспетчера и лидера, способного вдохновить команду. Нередко эти качества оказываются «собранными» в одном выдающемся игроке, но еще чаще ими обладают разные индивидуумы. Разыгрывающий обязан всегда быть начеку, быстро принимать решения, хорошо знать системы игры в нападении и защите, умело начинать атаки на корзину противника.

Один из игроков первой пятерки должен давать настрой команде, вести ее вперед, независимо от того, выигрывает команда или проигрывает. Иногда случается, что несколько игроков обладают такими способностями. В этом случае можно сказать, что тренеру здорово повезло.

Капитан команды. Существует несколько способов выбора или назначения капитана. Первый способ состоит в том, что команда большинством голосов выбирает капитана на весь сезон. Это обычно делается по окончании сезона или в начале его. Однако при выборе капитана в конце сезона бывают случаи, что он не попадает в состав стартовой пятерки в следующем году. Если это произойдет, тренер должен позаботиться о выборе нового капитана.

Второй способ предоставляет возможность тренеру назначить капитана команды из числа игроков первой пятерки. Обычно капитаном назначают разыгрывающего игрока или какого-либо другого баскетболиста, могущего повести команду за собой. Капитан назначается на весь сезон.

Перспективность кандидатов в команду определяется постепенно, по мере усвоения ими задач, стоящих перед командой на конкретном этапе подготовки. Например, перед началом целенаправленной подготовки дается экспертная оценка качества игры в нападении и защите, психологических особенностей личности, характера, мотиваций, психологических возможностей. Перед главным соревнованием года (для отбора в основной состав команды) оценивается реакция основных систем и функций организма баскетболиста на околопредельные нагрузки, результаты выполнения контрольных тестов, определяющих уровень специальной работоспособности, скоростно-силовые качества, стабильность техники, игровые показатели в контрольных матчах, дается экспертная оценка качества игры в нападении и защите. Перед ответственным матчем турнира, чемпионата (для отбора в стартовую пятерку и ближайший резерв команды) оценивается степень быстроты восстановления организма, психологический настрой, эмоциональное напряжение, уверенность в своих силах, управление поведением, анализируются данные оперативного медицинского и педагогического контроля.

Главное в этой работе - сформировать обобщенную оценку подготовленности игрока, в которую входят следующие разделы: - состояние здоровья, функциональные возможности организма спортсмена, специальная физическая подготовленность, технико-тактическая подготовленность, психологическая подготовленность, игровая подготовленность.

Когда формируется окончательная оценка уровня подготовленности игрока, то используется количественно-качествен­ный подход на базе унифицированной пятибалльной системы. Отбор игроков в высококлассную команду охватывает также и отбор более узкого соревновательного игрового состава. Баскетбол среди всех спортивных игр в наибольшей степени характеризуется огромной ролью тренера в руководстве командой, его непосредственным воздействием на ход и течение соревнования. Из этого следует, что выбор игрового состава является также процессом отбора. При решении задач, ­ связанных с этим выраженным оперативным и исполнительным видом отбора, действия тренера определяются не только узкими профессиональными рамками его роли, но и подразумевают высокую степень его познаний в области психологии личности и психологии группы.

Одной из самых трудных задач, стоящих перед тренером по баскетболу, является отсев игроков. Кроме этого перед тренером стоит задача комплектования отдельных звеньев команды и отбора лучшей пятерки. Пытаясь облегчить себе эту задачу, тренер должен предпринимать любые попытки для просмотра игроков во всех возможных условиях.

Для сбора информации об игроках нужно использовать тренировочные упражнения, игры, контрольные испытания и другие средства, при помощи которых можно дать более или менее объективную оценку действиям и поведению игроков.

Индивидуальные показатели, используемые в оценке способностей игрока, можно зарегистрировать в качестве точного критерия его мастерства. Выполняя заданные упражнения, игрок получает соответствующую достигнутым результатам оценку.

Умение точно попадать в корзину характеризуется процентом попаданий, который легко выводится из общего количества произведенных и реализованных бросков. Кроме того, важно зафиксировать, являются ли выполненные броски "надежными" по структуре или структура движений при броске изменчива. Регистрируется также результативность штрафных бросков. Игрок, тем или иным способом овладевающий мячом, доказывает свою полезность команде.

Игра под щитом в защите и нападении, куда входят такие элементы, как перехваты передач, отбор мяча, выигрывание мяча при отскоке от щита и т.д., может быть зафиксирована в специальной таблице. Регистрируется также помощь, которую игрок оказывает партнеру, выполняя прямую передачу для броска, указывает на способность видеть открывающегося игрока и передавать ему мяч.

Отрицательные показатели, при которых действия игрока наносят ущерб команде, тоже можно регистрировать. Примерами действий, относимых к отрицательным показателям, следует считать потери мяча из-за пробежек, неточных передач или нарушений правил.

Регистрируются также персональные и технические ошибки; которые дают возможность противнику забросить мяч.

Существует много баскетбольных тестов, которые могут принести пользу тренеру при отборе игроков для игры. После сбора всех данных тренер приступает к распределению ролей. Другим фактором, который необходимо принимать во внимание тренеру, является определение общего количества игроков в команде и распределение их по различным звеньям.

В самом начале сезона нужно отобрать стартовую пятерку, чтобы игроки привыкли друг к другу и "стали" взаимодействующим координированным звеном. Чем больше баскетболисты будут играть и тренироваться вместе, тем лучше они будут функционировать как слаженный ансамбль.



Сейчас читают про: