Эмоционально-волевое развитие как единый механизм саморегуляции

Введение.

    Высокая чувствительность детского организма к влиянию внешне-средовых факторов, резкое увеличение стрессовых воздействий на детей школьного возраста с одновременным снижением их адаптационных возможностей, изменяющаяся система общего среднего образования приводят к широкому распространению и постоянному росту нарушений поведения в детском возрасте, что в дальнейшем может привести к серьезным последствиям во взрослой жизни: трудностям социальной адаптации, асоциальному поведению и преступности, склонности к алкоголизации.

 В связи с этим изучение особенностей нарушений эмоционально-поведенческих расстройств у школьников с синкопальными состояниями является чрезвычайно важной и актуальной проблемой в настоящее время, так как поможет выявить не только сами расстройства у данной категории детей, но и своевременно скорректировать их поведение и взаимоотношения с другими людьми, чтобы в будущем у них не возникло трудностей социальной адаптации и дезориентации личности.

Одно из проявлений отражательной, психической деятельности человека - формы переживания человеком своего отношения к различным объектам- это чувства и эмоции.

Чувства и эмоции возникают в процессе деятельности и влияют на ее протекание. Чувства и эмоции выполняют регулирующую, сигнальную функцию, функцию оценки хода и результатов деятельности, мобилизационную, интегративно-защитную функции.

В настоящее время, в силу целого ряда причин генетического, биологического и социального характера, в России отмечается тенденция к увеличению числа детей, имеющих расстройства эмоционально-волевой сферы. Данная категория детей крайне неоднородна, однако их общей основной особенностью с является нарушение или задержка в развитии высших социализированных форм поведения, предполагающих взаимодействие с другими людьми, учет их эмоций и поведенческих реакций.

Возросший в последнее время интерес к изучению эмоционально-                     волевой сферы обусловлен тем, что выяснение закономерностей эмоциональ-                но-волевого развития может значительно углубить и понимание механизмов развития интеллекта личности в целом. Школа наряду с когнитивной стороной развития должна ориентироваться и на формирование у ребенка ценностных ориентаций, развитие его эмоционально-волевой сферы, выработку аффективных стереотипов, на основе которых осуществляется поведение человека. Одной из главных целей школьного образования является создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка.

На протяжении многовековой истории исследований эмоции и воля пользовались самым пристальным вниманием со стороны ученых. Изучением этой проблемы занимались многие психологи и педагоги. Анализ теоретического, экспериментального наследия учёных (М.Я. Басов, К.Н. Корнилов, С.Л. Рубинштейн, И.П. Павлов, Л.С. Выготский, И.М. Сеченов, А.В. Веденов, В.И. Селиванов, К.М. Гуревич, Е.П. Ильин и другие) показал, что волевое поведение позволяет человеку изменять окружающую действительность, сообразуясь со знаниями законов развития природы и общества.

 

 

Эмоционально-волевое развитие как единый механизм саморегуляции.

 Развитие эмоционально-волевой сферы является важнейшим аспектом развития личности в целом. В младшем школьном возрасте складывается и проявляется до 70% личностных качеств, поэтому невнимание к развитию личности в этом возрасте порождает педагогические просчёты, которые ярко обнаруживаются на последующих ступенях обучения.

Проблемы эмоционально-волевой регуляции с особой остротой возникают на переходном этапе от младшего школьного к подростковому возрасту. Особенно остро они протекают у детей так называемой "группы риска", которые при нормальном интеллектуальном развитии испытывают трудности в усвоении учебных занятий и умений из-за низкой работоспособности вследствие соматической ослабленности, частичном отставании в развитии высших психических функций или педагогической запущенности, возникающей в неблагоприятных микросоциальных условиях воспитания и обучения.

У этих детей с неразвитой эмоционально-волевой сферой наблюдается недостаточный самоконтроль, неустойчивость и слабая целенаправленность деятельности, повышенная отвлекаемость, импульсивность, гиперактивность. При отсутствии целенаправленного формирования эмоционально-волевой сферы личности в условиях стихийного развития школьники оказываются неспособными к саморегуляции учебной деятельности.

Немалую роль в возникновении подобных трудностей играет обеднённая эмоциональная жизнь ребенка. Всё это может способствовать развитию у детей общего эмоционального неблагополучия.

Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного и неприятного, отношении человека к миру и людям, процессе и результатах его практической деятельности.

У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение. Жизнь без эмоций невозможна. Эмоционально-выразительные движения человека – мимика, жесты, пантомимика – выполняют функцию общения, т.е. сообщение человеку информации о состоянии говорящего и его отношении к тому, что в данный момент происходит, а также функцию воздействия – оказания определенного влияния на того, кто является субъектом восприятия эмоционально – выразительных движений. Не поддаваться эмоциям и контролировать их человеку помогает воля.

Классификация эмоций.

Анализ научной литературы позволяет сделать вывод о том, что существует множество классификаций эмоций.

Наиболее очевидно разделение эмоций на положительные и отрицательные. Используя критерий мобилизации ресурсов организма, выделяют стенические и астенические эмоции.

Стенические эмоции повышают активность, вызывая прилив энергии и подъем, в то время как астенические эмоции действуют противоположным образом.

По потребностям отличают низшие эмоции, связанные с удовлетворением органических потребностей, так называемые общие ощущения (голод, жажда и т. д.), которые отличаются от высших эмоций (чувств), социально обусловленных, связанных с общественными отношениями. эмоция поведение школьник психология

По силе и длительности проявлений выделяют несколько видов эмоций: аффекты, страсти, собственно эмоции, настроения, чувства и стресс. С.Л. Рубинштейн в книге "Основы общей психологии" дал им характеристику.

Аффекты - это особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Аффект не предшествует поведению, а как бы сдвинут на его конец. Это реакция, которая возникает в результате уже совершенного действия или поступка и выражает собой его субъективную эмоциональную окраску с точки зрения того, в какой степени в итоге совершения данного поступка удалось достичь поставленной цели, удовлетворить стимулировавшую его потребность.

Страсть - сильное, стойкое и всеохватывающее чувство, главенствующее над другими чувствами человека и приводящее к сосредоточению на предмете страсти всех его устремлений и сил. Страсти в психологической литературе часто сближают с аффектами.  Характерным для страсти является сила чувства, выражающаяся в соответствующей направленности всех помыслов личности, и его устойчивость; страсть может давать вспышки, но сама не является вспышкой.

Настроение - это состояние, которое окрашивает наши чувства, общее эмоциональное состояние в течение значительного времени. В отличие от эмоций и чувств настроение не предметно, а личностно; оно не ситуативно, а растянуто во времени.

По классификации, предложенной К. Изардом, выделяются эмоции фундаментальные и производные. К фундаментальным относят: интерес - волнение; радость; удивление; горе-страдание; гнев; отвращение; презрение; страх; стыд; вину. Остальные - производные. Из соединения фундаментальных эмоций возникает такое, например, комплексное эмоциональное состояние, как тревожность, которая может сочетать в себе и страх, и гнев, и вину, и интерес- возбуждение.

Воля - способность человека сознательно действовать в соответствии с поставленной целью, преодолевая физиологические и психологические трудности (препятствия). 

Волевые качества охватывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей.

Один из существенных признаков волевого акта заключается в том, что он всегда связан с приложением усилий, принятием решений и их реа-        лизацией. Воля предполагает борьбу мотивов. По этому существенному признаку волевое действие всегда можно отделить от остальных Воля предполагает самоограничение, сдерживание некоторых достаточно силь-   ных влечений, сознательное подчинение их другим, более значимым и важ-         ным целям, умение подавлять непосредственно возникающие в данной ситу ации желания и импульсы. Ещё один признак волевого действия – это нали-        чие продуманного плана его осуществления. Волевое действие обычно соп-     ровождается отсутствием эмоционального удовлетворения, но с успешным завершением волевого акта обычно связано моральное удовлетворение от того, что его удалось выполнить.

Т.о., развитие волевой регуляции поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях:

· с одной стороны – это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные,

· с другой – обретение человеком контроля над своим поведением,

· с третьей – выработка волевых качеств личности. Все эти процессы онтогенетически начинаются с того момента жизни, когда ребенок овладевает речью и научается пользоваться ею как эффективным средством психической и поведенческой саморегуляции.

Поведение человека - направленные личностно или социально значимые действия, источником которых является сам человек и авторская ответственность за которые возлагается на него.

Поведение организма - внешне видимые, как правило моторного характера действия, движения и реакции животного или человека, рассматриваемого как организм.

На поведение человека влияют самые разнообразные как внешние факторы (время дня, окружающие люди, ситуация), и факторы внутренние (генетика, состояние здоровья, настроение, привычки, способ мышления).

Внешние факторы:

Физическое окружение, «контекст» ситуации (кто рядом, время года, время дня и т. д.)

Поведение окружающих людей, их рациональные или психологические воздействия.

Внутренние факторы:

Генетический материал

Состояние здоровья, физиологическое состояние (голод, жажда, боль и пр.)

Настроение, эмоции

Привычки

Разум и воля


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: