Факторы, влияющие на эмоциональное развитие школьника

Недостатки эмоционального развития детей младшего школьного возраста часто обсуждаются всеми участниками воспитательного и образовательного процесса. Мы часто наблюдаем эмоциональную нечувствительность детей к событиям, происходящим вокруг, к окружающим людям; бурные и неадекватные эмоции в ответ на реальные жизненные ситуации. У младших школьников сложный комплекс переживаний. Это радость от похвалы и огорчение при неуспехе, волнение и неуверенность в себе, если что-то не удается, страх, что сделает ошибку, надежда на успех. Одновременно с этим младших школьников отличают высокая эмоциональная впечатлительность, отзывчивость на все яркое, необычное. Монотонные, скучные занятия резко снижают познавательный интерес в этом возрасте и порождают отрицательное отношение к учению. Огромное место в сознании младшего школьника занимает учитель. Его отношение к ребенку, оценки, высказывания, пожелания и требования определяют в большой степени и самочувствие ребенка, и его настроение, и особенности формирующейся самооценки.

Термин «эмоциональное здоровье» был впервые применён Л.В. Тарабакиной и определяется ей как составная часть психологического здоровья человека, обеспечивающая «…единство преходящего и непрерывного на основе функционирования уровней - ситуативно-ориентировочного, адаптационно-целевого, личностно-деятельностного; эмоциональное здоровье позволяет сохранять целостное эмоциональное отношение к себе и к миру, преобразовывать отрицательные эмоции и порождать положительно окрашенные переживания.

Эмоциональное здоровье школьника зависит от внешних и внутренних

факторов. Среди внешних, важнейшую роль играет школа. Чувство тревоги неизбежно сопровождает ребенка в любой, даже в самой идеальной школе. Отбор в школу, внутришкольная дифференциация, публичный характер школьных достижений и неудач, особенности педагогического взаимодействия - всё это и многое другое способно создать напряжение у школьников в связи с процессом обучения.

Среди внутренних факторов, влияющих на эмоциональное развитие, можно назвать индивидуальность личности. Индивидуальные пути развития эмоциональной сферы складываются в значительной мере бессознательно и определяются внутренними механизмами, к которым человек не имеет доступа. Самое мощное влияние на последующее развитие имеют установки, возникшие в период становления личности. Вот почему так важно именно с первых дней существования ребенка в школе формировать у него установки на прогнозирование успеха, заботу об окружающих людях, на активное отношение к собственным негативным переживаниям.

Причинами эмоциональных нарушений у детей и подростков могут быть:

1. Особенности физического развития ребенка, перенесенные в младенчестве болезни

2. Задержки психического развития, отставание от возрастных норм интеллектуального развития

3. Особенности семейного воспитания

4. Особенности питания, экономическое положение семьи, воспитывающей ребенка

5. Социальное окружение, особенно в детском коллективе

6. Характер преобладающей деятельности ребенка


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: