Нарушения эмоционального развития

Наиболее ярко эмоциональные отклонения проявляются в кризисные периоды развития. При этом негативные качества являются, как правило, лишь крайней степенью проявления качеств позитивных, необходимых для выживания в обществе.

К основным нарушениям эмоционального развития относят:

• Тревожность, боязливость, страхи

• Агрессию

• Повышенную эмоциональную истощаемость

• Проблемы в сфере общения

• Депрессию и дистресс

Уже на 1 – 2 году жизни у детей может проявляться склонность к тревожности. В своей практике я встречала детей со склонностью к частой смене настроений, плаксивости, ослаблении аппетита, сосании пальцев, обидчивости и чувствительности. Всё это являлось выражением внутренней эмоциональной напряжённости, тревожности.

Тревога часто переходит в страхи (фобии). У маленьких детей это страх перед незнакомыми людьми, животными громкими звуками, у подростков – более общие страхи (страх потерять своих близких, страх перед «концом света» или перед смертью).

Причиной возникновения страхов могут быть как особенности личности ребенка (сформированность тревожно – мнительных черт характера), так и некая единичная или повторяющаяся психотравмирующая ситуация (нападение собаки, смерть близкого человека и т.д.).

Агрессивность как проявление высокой тревожности может выступать как сформированная черта характера либо как реакция на воздействия внешней среды. В любом случае истоки детской и подростковой агрессивности – в окружающей их среде, в стиле родительского поведения и воспитания. Маленький ребенок не в состоянии «ответить» своему обидчику – взрослому, он постепенно накапливает отрицательные эмоции, раздражение, протест против «притеснений» взрослых, и в подростковом возрасте это может вылиться в одну из форм агрессии (по А. Бассу и А. Дарки):

• Физическую

• Вербальную (грубость, нецензурная брань)

• Косвенную (смещение агрессивной реакции на постороннее лицо или предмет)

• Подозрительность

• Обиду

• Негативизм

• Чувство вины

Повышенная эмоциональная истощаемость и депрессия приводят к снижению аппетита, высокой утомляемости, снижению жизненной активности, продуктивности мышления, уменьшению способности концентрировать внимание. Зачастую эти явления имеют катастрофические последствия для жизнедеятельности организма.

Трудности общения как один из видов эмоциональных нарушений у детей представлены аутичным и аффективным поведением.

Аффективное поведение проявляется в повышенной обидчивости, упрямстве, замкнутости, эмоциональной неустойчивости. Такое поведение – признак слабой адаптации ребёнка к окружающему миру, причина серьёзных эмоционально-личностных проблем в будущем.

Симптомы сниженного настроения.

Гипотимия - снижение настроения.

Тоска - переживание безысходности, потеря жизненного тонуса. Это состояние начинается уже утром.

Дисфория - состояния немотивированной злобности и раздражительности, иногда агрессивности, направленной на всех без исключения окружающих.

Дистимия - снижение настроения с преобладанием раздражения.

Тревога - переживание растерянности, опасности в ближайшем будущем с повышением двигательной активности, иногда тремором, пальпитацией, дрожанием, тахикардией, повышением артериального давления.

Страх - переживание непосредственной конкретной угрозы.

    Симптомы повышенного настроения.

Гипертимия - повышенное настроение. Нет ничего лучше этого периода осенью, обычно он начинается в сентябре.

Эйфория - состояние безмятежности со стремлением к созерцанию, но часто с активными действиями, которые характеризуются беспечностью. Характерна для употребления психоактивных веществ.

Мория - эйфория с отсутствием целенаправленной деятельности и дурашливостью, характерна для поражений лобных долей головного мозга.

Экстаз - крайне приподнятое, возвышенное настроение с представлением о выходе за пределы собственного тела и слиянием с окружающим, например природой. Эквивалент оргазма. Может наблюдаться как особый тип эпилептического пароксизма.

      Симптомы неустойчивости эмоциональной сферы.

Недержание аффекта - неспособность контролировать поведение, которое сопровождает эмоции; часто выражается в агрессивности по отношению к слабому стимулу обиды. Характерно для органических расстройств и некоторых аномалий личности.

Эмоциональная лабильность - быстрая смена настроения, быстро возникающие слезы умиления, раздражительность. Типична для сосудистых расстройств.

Эмоциональная холодность (слабодушие) - безразличие, неспособность к сопереживанию, отрешенность, формальная реакция на эмоции других людей и даже членов семьи.

     Симптомы качественного искажения эмоций.

Эмоциональная тупость (уплощение) - утрата способности к тонким и адекватным эмоциональным реакциям и невозможностью их появления вообще. Введение возбуждающих медикаментозных средств приводит к временному беспредметному двигательному возбуждению, но не к появлению чувств или контактности.

Апатия - отсутствие побуждения к деятельности и утрата интереса к окружающим, но есть эмоциональное реагирование.

Эмоциональное оскудение - утрата способности к тонким и адекватным эмоциональным реакциям.

Эмоциональная парадоксальность - ослабление адекватных эмоциональных контактов на важные события при одновременном оживлении реакций на сопутствующие незначительные обстоятельства. ПТСР.

Амбивалентность (двойственность) - одновременное возникновение и сосуществование двух взаимно противоположных чувств (например, любовь и ненависть).

К нарушениям поведения у детей относят ряд поведенческих диссоциативных расстройств, которые проявляются агрессивными, вызывающими или неадекватными поступками, доходящими до открытого несоблюдения соответствующих возрасту социальных норм.

Типичными признаками патологии могут быть:

– «полевое» поведение, невозможность усидеть на одном месте и сконцентрировать своё внимание;

– чрезмерная драчливость и намеренное хулиганство,

– жестокость к другим людям или животным,

– преднамеренная порча имущества,

– поджоги,

– воровство,

– обман,

– уходы из дома,

– частые, беспричинные и тяжелые вспышки гнева;

– вызывающие провокационные поступки;

– систематическое непослушание.

Любая из перечисленных категорий при достаточной выраженности является основанием для беспокойства не сама по себе, а как симптом серьезного заболевания.


Виды эмоциональных и поведенческих нарушений у детей.

· Гиперактивное поведение

· Демонстративное поведение

Такой вид нарушений поведения у детей проявляется намеренным и осознанным несоблюдением общепринятых социальных норм. Девиантные поступки, как правило, направлены в адрес взрослых.

· Дефицит внимания

· Протестное поведение



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: