Выделяют три формы данной патологии: негативизм, строптивость и упрямство

Негативизм – отказ ребенка что-либо делать лишь потому, что его об этом попросили. Чаще всего возникает в результате неправильного воспитания. К характерным проявлениям можно отнести беспричинный плач, дерзость, грубость или, напротив, замкнутость, отчужденность, обидчивость.

Упрямство – стремление добиться своей цели для того, чтобы пойти наперекор родителям, а не удовлетворить реальное желание.

Строптивость – в этом случае протест направлен против норм воспитания и навязываемого образа жизни в целом, а не на руководящего взрослого.

Агрессивное поведение

Под агрессивным поведением понимают целенаправленные действия разрушительного характера, противоречащие нормам и правилам, принятым в социуме. Ребенок вызывает у окружающих психологический дискомфорт, причиняет физический ущерб живым и неживым объектам и т. д.

Инфантильное поведение

В поступках инфантильных детей прослеживаются черты, характерные более раннему возрасту или предшествующему этапу развития. При соответствующем уровне физических способностей ребенок отличается незрелостью интегративных личностных образований.

Конформное поведение

Конформное поведение проявляется полным подчинением внешним условиям. Его основой обычно служит непроизвольное подражание, высокая внушаемость.

Симптоматическое поведение (страхи, тики, психосоматика, логоневроз, запинки в речи)

В этом случае нарушение поведения у детей является своеобразным сигналом того, что сложившаяся ситуация больше невыносима для неокрепшей психики. Пример: рвота или тошнота как реакция на стресс.

 

Последствия и нарушения эмоциональной волевой сферы и поведения.

Абулия - отсутствие волевых побуждений. При шизофреническом дефекте личности и при органических поражениях лобных долей.

Гипобулия - ослабление волевых побуждений. При депрессивных и астенических состояниях.

Гипербулия - усиление волевых побуждений. При наркомании амфетаминами, психомиметиками. Маниакальные состояния.

Парабулии - качественное извращение волевых побуждений (при психопатии-самоповреждения).

Целостные изменения волевой активности проявляются в гипербулии, гипобулии, парабулии и абулии, но отдельные изменения в сферах инстинкта описываются в зависимости от типа инстинкта.

Повышение, снижение и изменения инстинктивной деятельности, при некоторых симптомах и синдромах.

Повышение пищевого инстинкта - булимия, сопровождается прожорливостью, пациенты едят много, но часто не поправляются. Это характерно для эндокринной патологии и деменций. Снижение пищевого инстинкта - анорексия, выражается в отказе от еды или в избирательной монотонной еде.

Повышение полового инстинкта именуется у мужчин как сатириазис, у женщин как нимфомания. Они характеризуются беспорядочными частыми половыми связями с естественным для этих состояний повышенным риском заболеваемостью венерической патологией. Свойственно для маний, эпизодов употребления психоактивных веществ, органических поражений мозга. Снижение полового инстинкта именуется как импотенция у мужчин и фригидность у женщин.

Повышение исследовательского инстинкта обозначается как неофилия, то есть недифференцированное любопытство, которое проявляется по любому поводу и при любых обстоятельствах и часто неадекватно. Пациенты задают множество вопросов, всем интересуются и постоянно хотят быть в курсе всех дел. Она характерна для маний. Противоположное состояние - неофобия, типичная для шизофренического дефекта, шизотипических расстройств и шизоидных расстройств личности.

Снижение родительского инстинкта проявляется в холодности родителей по отношению к детям, они стремятся решать свои проблемы, но не обращают внимания на ребенка. Это типично для шизоидных личностей. В другом случае отмечается противоположное состояние - родительская гиперпротекция, которая заметна в сверхконтроле и сверхвовлеченности родителей в судьбу и жизнь ребенка. Гиперпротекция может быть результатом тревожных расстройств личности.

Снижение агонистических, то есть связанных с конфликтом, инстинктов проявляется в аутоагрессии - суициде.

Искажение агональности приводит к патологической страсти к воровству (клептомании) и поджогам (пиромании).

Ощущение человеком своей доминантности и ранга может быть повышено, это характерно для маний.

Повышение миграционного инстинкта приводит к вагабондажу и дромомании.

Снижение потребности в миграции приводит к тому, что человек не покидает своего жилья по причине страха посещения открытых и людных мест (агорафобия) или бредового страха.

Повышение комфортного инстинкта свойственно для мизофобии - страха загрязнения, при котором пациент проводит множество часов за стереотипным мытьем своего тела или рук.

Инстинктивное отношение к собственной территории также меняется при некоторых психопатологических состояниях.

 

Заключение.

Педагогу, работающему с детьми, у которых есть трудности в развитии эмоциональной сферы, на диагностическом этапе необходимо определить особенности семейного воспитания, отношение окружающих к ребенку уровень его самооценки, психологический климат в группе сверстников. На этом этапе используются такие методы, как наблюдение, беседа с родителями и учащимися.

Таким детям требуется доброжелательное и понимающее общение, игры, рисование, подвижные упражнения, музыка, а самое главное – внимание к ребенку. Родителям таких детей нужно рекомендовать соблюдение режима дня.

Общаясь с детьми, испытывающими эмоциональные затруднения, родителям и педагогам можно предложить следующие рекомендации:

· работу строить индивидуально, при этом особое внимание уделять правильной организации деятельности;

· по возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка с синдромом дефицита внимания и поощрять его хорошее поведение;

· предоставлять ребенку возможность быстро обращаться за помощью к педагогу в случаях затруднения;

· предусматривать возможность для двигательной "разрядки": занятия физическим трудом, спортивные упражнения;

· стремиться научить ребенка не подавлять свои эмоции, а правильно направлять, проявлять свои чувства;

· показать ребенку адекватные формам реагирования на те или иные ситуации или явления внешней среды;

· создавать положительный фон настроения, здоровый психологический климат;

· стараться смоделировать ситуацию успеха для ребенка, поощрять разнообразные интересы;

· формировать высокую самооценку, развивать уверенность в себе.

Нужно помнить чувства ребенка нельзя оценивать, невозможно требовать, чтобы он не переживал того, что он переживает. Как правило, бурные аффективные реакции - это результат длительного сдерживания эмоций. Здесь нужно учитывать не просто модальность эмоций (отрицательные или положительные), а, прежде всего, их интенсивность.

В начальной школе психологу необходимо использовать специально подобранные методики с учётом психологических особенностей развития младших школьников, способствующих развитию эмоциональной сферы.

Дальнейшая работа должна проводиться в трех направлениях: с ребенком (психологическая коррекция эмоционального состояния и высокого уровня тревожности у детей "группы риска"), с родителями и учителями (психологическое консультирование, психологическое просвещение: разъяснение особенностей эмоционального состояния ребенка, выработка необходимых рекомендаций).

Значительная роль в коррекции поведенческих нарушений отведена психотерапевтическим, нейропсихологическим и коррекционным методам.

Список литературы.

1. Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности. – М., 1995. – 334с.

2. Выготский Л.С. Лекции по психологии. С.-Петербург, Союз, 1997.

3. Вопросы психологии ребенка школьного возраста/ Под ред. Леонтьева А.Н. и Запорожца А.В. - М., Международный образовательный и Психологический колледж, 1985.

4. Данилина Т.А. Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. Айрис Пресс, 2004.

5. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. М., Пед, 1975.

6. Леонтьев А.Н. Потребность, мотивы, эмоции. – М., 1971.

7. Пащенко Т.З., Новаковская В.С. РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПСИХОГИМНАСТИКИ // Успехи современного естествознания. – 2011. – № 6 – стр. 74-75

8. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978

9. https://applied-research.ru/ru/article/view?id=5850

10. http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met35/node49.html

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: