Техническое обслуживание световых приборов

При длительной эксплуатации, даже в случае точного выполнения правил технического обслуживания, изменяются оптические свойства рассеивателей. Они подвергаются воздействию твердых частиц и сол­нечных лучей. Относительно мягкие рассеиватели из пластмассовых материалов покрываются микровпадинами и сетью царапин, красители выцветают, у рассеивателя изменяется цвет и увеличивается коэффи­циент пропускания. Рассеиватель может потерять форму при перегре­ве, если лампа большой мощности (21 Вт) длительное время работает во время стоянки автомобиля. При наличии на цветном рассеивателе сколов или трещин сигнал светового прибора воспринимается двух­цветным, белый цвет может подавить основной цвет сигнала, исказить передаваемую информацию и усилить слепящее действие светового прибора. Поврежденные рассеиватели следует заменить.

Не допускается самостоятельная замена рассеивателя круглой фа­ры. Рассеиватели круглых фар строго ориентированы относительно по­садочного места под лампу, что обеспечивается только в заводских ус­ловиях. Поэтому заменяют весь оптический элемент. Решение о замене оптического элемента фары принимают по результатам измерения си­лы света при номинальном напряжении на лампах и правильной их ре­гулировке. Сила света должна быть не менее 85000 кд.

У отражателей световых приборов обычно нарушаются оптические свойства рабочей поверхности ввиду коррозии при недостаточной вен­тиляции. Нельзя протирать рабочую поверхность. Это приводит к обра­зованию царапин и искажению структуры светового пучка. Светораспределение прибора изменяется также при нарушении формы отража­теля, отслоении алюминиевого покрытия на его рабочей поверхности.

Специфично проявляется нарушение контакта светового прибора с массой. В двухфарных системах освещения в фаре, у которой отсутст­вует контакт с корпусом автомобиля, очень слабо светятся нити их лам­пы, так как при включении ближнего света его нить соединяется с кор­пусом через нити дальнего света ламп обеих фар. При этом горит кон­трольная лампа дальнего света. С меньшей световой отдачей будут работать в проблесковом режиме оба задних указателя поворота при нарушении контакта с массой у заднего группированного светового прибора. Причем могут гореть лампы других сигнальных фонарей.

Обрыв в цепях электроснабжения источников света вследствие пе­регорания нитей ламп накаливания или нарушения соединений в сети и коммутационной аппаратуре приводит к внезапным отказам. Такие не­исправности могут быть обнаружены при внешнем осмотре световых приборов. Ухудшение светотехнических характеристик отдельных световых приборов в процессе эксплуатации приводит к постепенному от­казу системы. Неисправности, связанные с постепенным отказом, могут быть обнаружены только специальными измерительными приборами.

Внешний осмотр световых приборов автомобиля необходимо про­водить ежедневно. Он позволяет выявить внезапный отказ светового прибора или его механическое повреждение. При ежедневном техниче­ском обслуживании следует проверять состояние рассеивателей, рабо­ту всех световых приборов в различных положениях выключателей и переключателей света, исправность контрольных ламп. Особое внима­ние нужно обратить на цвет передних и задних фонарей во включенном состоянии, на правильность функционирования сигналов торможения и указателей поворота. Сигналы торможения должны быть красного цвета равной интенсивности. Частоту проблеска указателей поворота можно проверить с помощью наручных часов с секундной стрелкой (10 световых импульсов в течение 5—10 с). Обнаруженная неисправ­ность должна быть немедленно устранена. Эксплуатация автомобиля с неисправным световым прибором, который входит в обязательный комплект не разрешается.

Контроль работоспособности световых приборов, непосредственно влияющих на безопасность движения, целесообразно проводить при выполнении транспортной работы на линии. Исправность фонарей во время движения автомобиля можно оценить по свету, отраженному от объектов дорожной обстановки. Так, правильность функционирования сигналов торможения можно проверить, наблюдая через зеркало задне­го обзора фары стоящего сзади автомобиля. Если при движении авто­мобиля включен ближний свет, а водителю часто сигнализируют о не­обходимости переключения света, то нарушена регулировка фар и не­исправность нужно немедленно устранить.

Неисправности выключателей, переключателей, реле и прерывате­лей тока указателей поворота системы освещения и световой сигнали­зации необходимо определять с помощью контрольных ламп в соответ­ствии со схемами внутренних соединений и коммутации. Зазоры между контактами реле, усилия перемещения рычагов переключателей сво­бодного хода и рабочего перемещения штоков выключателей фонарей заднего хода и мембран выключателей сигналов торможения регулиру­ют в соответствии с техническими условиями на данный коммутацион­ный аппарат.

 

Основные неисправности системы освещения, световой сигнализации и способы их устранения

 

Причина неисправности

Способ обнаружения

Способ устранения

Система освещения и световой сигнализации не работает

Обрыв в общей цепи (от амперметра до центрального переключателя)

Проверка надежности соединений и исправности проводов

Соединения зачистить и подтянуть, неисправные провода заменить

Нарушение контакта в переключателе

Проверка исправности переключателя с помощью контрольной лампы

Неисправный переключатель отремонтировать или заменить


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: