Психологическая подготовка

Психологическую подготовку спортсмена осуществляет главным образом тренер. В деятельности тренера главное - работа с людьми. В ней обнаруживается ряд неразрывных взаимосвязанных направлений для создания психологической готовности спортсмена:
1) к продолжительному тренировочном процессу;
2) к соревнованиям вообще;
3) к конкретному соревнованию.
Все эти процессы весьма сложны и динамичны.
Психологическая подготовка юных легкоатлетов - одна из сторон учебно-воспитательного процесса в ДЮСШ. Конечной ее целью явля­ется формирование и совершенствование значимых для спорта свойств личности путем изменения системы отношений спортсмена, определяю­щих успех спортивной тренировки и соревнования.
Формирование психических качеств спортсмена может быть наибо­лее эффективным в подростковом и юношеском возрасте. Психологи­ческую подготовку принято делить на общую и специальную (непосред­ственная подготовка к конкретному соревнованию).
В занятиях с юными спортсменами на первое место ставится об­щая психологическая подготовка. Основные задачи этого вида под­готовки:
1. Развивать и совершенствовать у юных спортсменов психические функции и качества, необходимые для успешных занятий избранным видом спорта.
2. Осуществлять общую психологическую подготовку в про­цессе тренировок параллельно с технической и тактической под­готовкой.
3. Формировать у занимающихся интерес к занятиям легкой атлети­кой, правильную мотивацию, общие нравственные и специальные мо­рально-психологические черты характера.
4. Вырабатывать эмоциональную устойчивость к различным усло­виям обитания и тренировки, к условиям соревнований.
5. Формировать и закреплять соответствующие отношения, состав­ляющие основу спортивного характера: а) влияние внешних воздей­ствий, б) с тренером, в) родителями, г) с психологом и др. как в процессе воспитания, так и под влиянием самоорганизации и самомобилизации, т. е. в процессе самовоспитания юного спортсмена.
Известно, что у школьников 11-15 лет существенно изменяются пси­хические процессы. Происходит качественный сдвиг в развитии само­сознания. Стремление к взрослости и самостоятельности, критическое отношение к окружающим, умение подчиняться нормам коллективной жизни определяют все другие особенности. У детей и подростков меня­ется поведение, направленность активности и т. д. Краткая характери­стика подросткового периода дана в табл. 25.
Основным средством специализированного развития волевых ка­честв юных легкоатлетов является систематическое выполнение физи­ческих упражнения, требующих проявления специфических для данно­го вида спорта качеств.
Цель психологической подготовки - достижение оптимального при­способления спортсмена и его психики к физическим, эмоциональным и другим нагрузкам.
К принципам психологической подготовки относятся:
- идейность;
- моделирование;
- нарастание и видоизменение нагрузки;
- регулировка психических напряжений;
- индивидуальный подход.
С целью формирования личности спортсмена психическую подготов­ку разделяют на три составные части - идейную, моральную и волевую. Причем эти части осуществляют в каждом тренировочном занятии пу­тем сочетания методов обучения, воспитания и организации.
Идейная подготовка направлена на формирование характера, пат­риотизма, развитие интеллекта, повышение культурного уровня спорт­смена. Воспитание спортивного трудолюбия и делового стиля органи­зации занятий является решающим в тренировочном процессе юных легкоатлетов.
В процессе занятий предоставляется возможность для воспитания дисциплины, коллективизма, товарищества, патриотизма, трудолюбия и других нравственных качеств.
Моральная подготовка направлена на формирование общественных качеств спортсмена, необходимых для победы над соперником, но прежде всего над самим собой.
В учебно-тренировочных занятиях основными методами моральной подготовки являются убеждение, разъяснение и наглядность, воспита­ние на примерах мировых рекордсменов, олимпийских чемпионов.
Основой моральной подготовки является чувство ответственности, самоотверженности, добросовестности, искренности.
Волевая подготовка направлена главным образом на преодоление возрастающих трудностей как на тренировке, так и на соревнованиях.
Далее несколько подробнее охарактеризуем этот подраздел.
Практической основой методики волевой подготовки служат следу­ющие факторы:
1. Регулярная обязательная реализация тренировочной программы и соревновательных установок. Успех возможен лишь в том случае, если спортсмен четко осознает задачи избранного вида спорта (конк­ретно легкой атлетики), понимает, что достижение высокого спортив­ного результата невозможно без преодоления больших трудностей. Не менее важна вера в тренера, правильность избранной методики, реаль­ность выполнения поставленных задач с учетом этапа спортивной под­готовки.
2. Системное введение дополнительных трудностей. При этом при­меняются различные приемы. Так, к примеру, при проведении занятий в усложненных условиях учащиеся должны знать, что занятия состоятся при любой погоде. Лишь в случае сильного дождя или мороза они не­сколько изменяются по содержанию. Иногда тренировки можно прово­дить в присутствии зрителей, гостей или просто на фоне создаваемых шумов или музыки. Т. е. имеет смысл вводить сбивающие сенсорно-эмоциональные факторы, а также усложнение соревновательных воз­действий и увеличение степени риска.
При выполнении упражнений нужно учить занимающихся концент­рировать свое внимание, сосредотачиваться на предстоящем упражне­нии. Особенно полезны в этом отношении прыжки в длину и высоту с места, прыжки на возвышенность, бег с низкого старта. Эти упражне­ния способствуют концентрации внимания на одной задаче - мгновен­но, с большим усилием оттолкнуться, быстро взять старт. Следует прак­тиковать разнообразные прыжки через канавы, изгороди. Элемент рис­ка в таких случаях вынуждает проделывать упражнения более энергично.
3. Использование соревнований и соревновательного метода. Здесь может использоваться ряд методических приемов, например, соревно­вания с установкой:
а) на количественную сторону выполнения задания;
б) на качественную сторону выполнения задания;
в) соревнования в усложненных и непривычных условиях.
Во время соревнований тренеру не следует подсказывать юному спортсмену, так как подсказки нарушают сосредоточенность, отвлека­ют от анализа ситуации и мешают самостоятельно принимать решения. Тем более нельзя систематически применять советы-подсказки, которые тормозят личную инициативу спортсмена. Поэтому в тех случаях, ког­да спортсмену приходится выступать в отсутствие тренера, он иногда «теряется». Подсказки тренера могут быть полезны лишь в определен­ных, критических ситуациях соревнования. В таких случаях тренер дол­жен давать команды, направленные на мгновенное исправление ошиб­ки или быструю мобилизацию всех сил. Так, бегуну могут быть даны такие команды: «работай руками», «терпи», «быстрее» и т.п. Необхо­димо, чтобы юные легкоатлеты регулярно участвовали в различных соревнованиях (даже не в своем виде спорта) и систематически исполь­зовали соревновательный метод при организации тренировочных заня­тий.
4. Последовательное усиление функции самовоспитания. Оно основа­но на самосознании, осмыслении спортсменом сути своей деятельности. Л.П. Матвеев (1977) предлагает учитывать следующие компоненты:
а) неотступное соблюдение общего режима жизни;
б) самоубеждение и самопринуждение к выполнению тренировочной программы;
в) саморегуляция эмоций, психического и общего состояния посред­ством аутогенных и других методов и приемов;
г) постоянный самоконтроль.
На учебно-тренировочных занятиях полезно обучать спортсменов «самоприказывать». Приказ самому себе имеет такую же силу, как при­каз тренера. Юных легкоатлет должен понимать, что на соревнованиях на него смотрят зрители, друзья по команде, ждут его решений и оцени­вают его действия. Судьба его команды в какой-то мере решается им. Известно, что на соревнованиях побеждает тот, кто умеет заставить себя в нужный момент мобилизовать все силы, дать себе «приказ» не отступать перед трудностями. Спортсмен должен быть терпеливым. Осо­бенно это относится к бегунам. Поэтому полезно, чтобы при трениров­ках на выносливость «самоприказ» отдавался вслух: «добегу», «закон­чу дистанцию». При прыжках и метании большую роль в выполнении самоприказа играет предварительная настройка, т. е. умение собраться, сосредоточить внимание на предстоящем действии. Воспитывать волю нужно не только для того, чтобы выиграть, но и для того, чтобы стойко переносить поражения. В случае выигрыша спортсмен должен сохра­нять спокойствие и оставаться скромным, обычным. В случае пораже­ния он также должен быть спокойным, мужественным, верить в свои силы. Особенно остро переживают неудачи подростки. Девушки могут заплакать, а юноши, наоборот, внешне стараются показать, что проиг­рыш им безразличен. Чаще всего они ссылаются на всякие случайности. Поэтому юных легкоатлетов необходимо учить трезво и спокойно оце­нивать свои результаты, а главное - делать правильные выводы.
Тренер должен знать и помнить, что к числу главных средств и мето­дов психологической подготовки относятся беседы, убеждения, педаго­гическое внушение, методы моделирования соревновательной ситуа­ции через игру. В программу занятий следует вводить ситуации, требу­ющие преодоления трудностей (ситуации преодоления страха, волнения, неприятных ощущений и т. д.). Используя их в тренировочном процессе, необходимо соблюдать постепенность и осторожность. В этих ситуаци­ях перед юными спортсменами, как правило, не ставятся задачи прояв­лять предельные мобилизационные возможности.
В процессе психологической подготовки вырабатывается также эмо­циональная устойчивость к различным условиям обитания и трениров­ки, к условиям соревнований.
Психолого-педагогическими методами словесного воздействия яв­ляются: разъяснения, советы, похвала, требования, критика, одобре­ние, осуждение, внушение, примеры авторитетных людей и др.
В случае неудачи одобряющее слово преподавателя, сказанное уме­ло и тактично, может ликвидировать у молодого спортсмена неприят­ный осадок.
Подбор средств и методов регуляции эмоционального состояния юных спортсменов должен осуществляться в соответствии с их индиви­дуальными особенностями (проявлением силы, подвижности нервной системы, уровнем эмоциональной возбудимости, характером зритель­ных, мышечно-двигательных представлений, возрастом, подготовлен­ностью и др.).
Рассматривая вопросы, связанные с волевой подготовкой, важно указать юным спортсменам на то, что воля не развивается сама по себе, волю надо развивать и закалять с раннего детства, направленно форми­ровать все волевые качества, особенно те, которые определяют успех в избранном виде спорта, постоянно заниматься самовоспитанием воли. Необходимо подчеркнуть, что волевая подготовка тесно связана и во многом зависит от политического воспитания спортсмена.




















































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: