Восстановительные мероприятия

Неотъемлемой составной частью каждого плана тренировки долж­но быть использование средств восстановления. Все многочисленные средства восстановления подразделяются на три группы: педагогичес­кие, психологические, медико-биологические.
Педагогические средства восстановления
Наиболее естественными из всех используемых являются педагоги­ческие средства восстановления. Применение этих средств предполага­ет как использование отдельных упражнений (бег трусцой, ходьба, пла­вание, упражнения на гибкость, расслабление и пр.), так и грамотное построение тренировки в занятии, микро-, мезо- и макроциклах. О пра­вильном использовании педагогических средств можно говорить тогда, когда у спортсмена после серии занятий отмечается нарастание трени­рованности и повышение работоспособности за счет выполнения на­грузки и накопления энергетических ресурсов. Этого можно достичь лишь умелым сочетанием различных по характеру и величине нагрузок с интервалами восстановления, обеспечиваемого переключением на дру­гой вид деятельности или варьированием параметров работы. Ускоре­нию течения восстановительных процессов у легкоатлетов способству­ют упражнения ОФП, выполняемые в конце тренировки. В микроцикле тренировки утомление у занимающихся быстрее накапливается при та­кой схеме построения, когда в смежных днях недели планируется одина­ковая по направленности работа, например: понедельник - развитие скоростных качеств, вторник - развитие скоростных качеств. Для по­вышения работоспособности спринтеров при построении микроциклов необходимо наряду с повышением нагрузки планировать и ее снижение в середине или конце недели. Аналогичным образом в мезоциклах тре­нировки наряду с возрастанием нагрузки в одном-трех микроциклах нуж­но предусматривать ее снижение в разгрузочном микроцикле.
Педагогические средства восстановления являются основными, по­скольку нерациональное планирование тренировки невозможно воспол­нить воздействием любых психологических, медико-биологических средств, какими бы эффективными они ни были.
Особое значение оптимальное построение тренировочного процесса с обеспечением восстановления естественным путем имеет в группах начальной подготовки. Здесь главными средствами тренировки долж­ны быть специально подобранные подвижные игры, эстафеты, спортив­ные игры по упрощенным правилам, скоростные упражнения, выполня­емые в игровой или соревновательной форме.
В тренировочных группах и группах совершенствования спортивного мастерства большинством тренеров с целью восстановления успешно используются такие упражнения, как бег трусцой, ходьба, плавание. Значительно реже применяются упражнения на расслабление. А ведь их выполнение не только ускоряет течение восстановительных процессов, но и помогает обучить спринтера произвольному управлению нервно-мышечной системой, повысить скорость расслабления мышц и избавить­ся от излишней напряженности во время бега, особенно на соревновани­ях. Только овладев этим искусством, можно рассчитывать на достиже­ние вершин спортивного мастерства. Отметим, что в 1972 году изо всех обследованных спринтеров высшего класса самую высокую скорость произвольного расслабления мышц имел В. Борзов.
Психологические средства восстановления
К психологическим средствам относятся:
- аутогенная тренировка;
- психопрофилактика;
- психомышечная тренировка, внушение, мышечная релаксация, сон, отдых;
- психорегулирующая тренировка, активизирующая терапия, спе­циально отвлекающие факторы, интенсивный индивидуальный или кол­лективный отдых, исключение отрицательных эмоций.
Применение психологических средств позволяет снизить уровень нервно-психического напряжения и уменьшить психическое утомление. Методика их использования, описанная во многих источниках, базиру­ется на самовнушении, благодаря которому спортсмен приводит себя в состояние дремоты с ощущением тепла, расслаблением мускулатуры, регулированием деятельности вегетативной нервной системы.
Психологические средства восстановления применяются в учебно-тренировочных группах, и особенно в группах спортивного совершенст­вования. В группах начальной подготовки психологическое восстано­вление достигается построением занятий в игровой форме, по схеме кру­говой тренировки, частой сменой разнообразных упражнений.
Медико-биологические средства восстановления
Медико-биологические средства восстановления включают: рацио­нальное питание (сюда входят специальные питательные смеси), вита­минизацию, массаж и его разновидности (ручной, вибро-, гидро-, баро-массаж), спортивные растирки, гидро- и бальнеопроцедуры, физиотера­пию, курортотерапию, фармакологические и растительные средства.
При планировании использования восстановительных средств необ­ходимо учитывать, что течение процессов восстановления обусловлено как направленностью тренировочной работы, так и объемом и интен­сивностью нагрузок в занятии, микро- и мезоцикле тренировки, часто­той участия в соревнованиях. Характер восстановления зависит от воз­раста, состояния здоровья спортсмена в данный момент, уровня его под­готовленности, влияния внешней среды.
В связи с этим выбор восстановительных средств в том или ином случае должен быть индивидуальным для каждого легкоатлета.
Охарактеризуем основные медико-биологические средства восста­новления. Главным средством восстановления и повышения работоспо­собности спортсменов является питание. Его значение трудно переоце­нить еще и потому, что период пребывания в ДЮСШ совпадает с формированием всех органов и систем растущего организма детей, подрост­ков, юношей. Между тем, как показывает практика, проблеме питания зачастую не уделяется должного внимания ни самими занимающимися, ни тренерами.
Питание выполняет в организме энергетическую и пластическую функции. Энергетическая функция питания заключается в том, что при окислении кислородом содержащихся в пище жиров и углеводов выде­ляется энергия, используемая для мышечной деятельности. Пластичес­кая функция состоит в использовании поступающих с пищей белков для построения и восстановления мышц, сухожилий и других тканей, кото­рые разрушаются в процессе работы. Особое значение продукты, со­держащие белковые вещества, необходимые для пластических целей, имеют в период роста.





















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: