Контрольно-нормативные требования

Важным звеном управления подготовкой юных спортсменов являет­ся система педагогического контроля, благодаря которой можно оце­нить эффективность избранной направленности тренировочного процес­са, того или иного принятого решения. С помощью педагогического контроля определяются сильные и слабые стороны в подготовке юных спортсменов. Он используется для оценки эффективности средств и ме­тодов тренировки в соответствии с установленными контрольными нор­мативами для выявления динамики развития спортивной формы и прог­нозирования спортивных достижений.
Один из главных вопросов в управлении тренировочным процессом -правильный выбор контрольных упражнений (тестов). При комплектации тестов необходимо исходить из того, что контрольные упражнения должны быть проверены на надежность, информативность и эквивалентность. Вме­сте с тем, предъявляются повышенные требования к доступности и миними­зации числа рекомендуемых для детского тренера средств контроля, по­скольку тренер в большинстве случаев лишен помощи со стороны биоме­хаников, физиологов, биохимиков и ему приходится лично тестировать значительные по составу группы юных спортсменов. По этой причине по­вышается значение и такого положения, как снижение количества конт­рольных замеров для испытуемых. Учебная программа в беге на 100 и 200 м предусматривает 7 контрольных упражнений, в том числе спортивный ре­зультат на основной дистанции. Все они наиболее полно характеризуют развитие основных физических качеств; все имеют высокую корреляцию со спортивным результатом на основной дистанции и соответствуют стати­стическим критериям надежности, объективности и информативности.
В спортивной практике в рекомендациях специалистов прослеживает­ся тенденция к сокращению обследований по сравнению с количеством этапов подготовки в сдвоенном годичном цикле. Такое положение вполне объяснимо, поскольку тренер не в состоянии 8-10 раз в течение года (а именно столько этапов выделяется в сдвоенном макроцикле) проводить всесторонние обследования. Важно выбрать переломные моменты и затем из года в год проводить испытания приблизительно в одно и то же время.
Этапный контроль позволяет объективно характеризовать состояние спортсмена только в том случае, если показатели контрольных упражне­ний соотносятся со спортивными результатами и являются действенными в управлении подготовкой спортивного резерва. Задача этапного конт­роля - выявление изменений в состоянии спортсмена на протяжении отно­сительно длительного периода тренировки. Частота обследований мо­жет быть различной и зависит от особенностей построения годичного цикла тренировки и специфики избранного вида спорта. В беге на короткие дистанции целесообразно проводить этапный контроль четыре раза в год по вышеупомянутым тестам. Для получения исходной информации в начале подготовительного периода проводится первое тестирование. Следую­щее контрольное тестирование проходит в конце специально-подготови­тельного этапа. Его цель - проверка эффективности выполненных в тече­ние первого подготовительного периода нагрузок. Третье тестирование проводится в конце второго специально-подготовительного этапа. Цель -проверка эффективности применяемых нагрузок в течение зимнего сорев­новательного периода. После второго и третьего тестирования возможна определенная коррекция тренировочных нагрузок в зависимости от сте­пени достижения того или иного контрольного норматива. И последнее тестирование на этапе основных соревнований имеет целью достижение контрольных нормативов во всех тестовых упражнениях, что обеспечи­вает выполнение целевого спортивного результата на основной дистан­ции.
Контрольное тестирование должно проводиться в процессе трени­ровки на протяжении 1-2 недель за 1-1,5 недели до соревнований.
Система педагогического контроля в подготовке юных спортсменов основывается на ряде методических положений. Первое из них - целевая направленность по отношению к высшему спортивному мастерству. Это значит, что относительные показатели использования своих возможнос­тей, типичные для спортсменов высших разрядов, должны служить ори­ентиром для определения нормативных требований к юным спортсменам. Второе методическое положение - установка на соразмерность развития физических качеств, т.е. обеспечение их должного соотношения. Реали­зация этого положения в контрольных показателях общей и специальной физической подготовленности юных спортсменов состоит в том, что конт­рольные нормативы, определяющие уровень развития отдельных физи­ческих качеств спортсмена, должны находиться в оптимальном соотно­шении, характерном для данного этапа многолетней тренировки.
При построении этапных нормативов в беге на короткие дистанции эти положения были соблюдены (табл. 16-19).


4. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Целью тренировочного процесса наряду с достижением высокого спортивного результата должно быть всестороннее и гармоничное раз­витие личности. Добиваться реализации этой цели невозможно без ис­пользования основных принципов воспитания: научности; связи воспи­тания с жизнью; воспитания личности в коллективе; единства требова­ний и уважения к личности; последовательности, систематичности и единства воспитательных воздействий; индивидуального и дифферен­цированного подхода; опоры на положительное в человеке. Руковод­ствуясь принципами, тренер избирает необходимые методы, средства и формы воспитательной работы. Стратегия и тактика их использования должна основываться на знании интересов, характера, условий жизни и воспитания в семье и школе каждого занимающегося в спортивной сек­ции, уровня его воспитанности.
При этом следует учитывать выдвинутые в трудах Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского положения о том, что педагоги­ческая деятельность тогда отвечает принципам воспитания, когда она направлена на раскрытие способностей каждого ребенка.
Большой воспитательный заряд несет использование в учебно-тре­нировочном процессе школьников конкретных примеров из жизни заме­чательных людей. Призывая школьников на практике совершенство­ваться всесторонне, не замыкаясь только на занятиях спортом, жела­тельно, чтобы сами занимающиеся в присутствии всей группы рассказали о прекрасном знании иностранных языков, литературы, искусства, о большой любви к таким физическим упражнениям, как плавание, ката­ние на коньках, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, туристические прогулки, о многолетней привязанности к шахматам. Такая многосто­ронность интересов возможна лишь при тесно спрессованном и рацио­нально организованном рабочем дне.
В ситуациях соревновательной деятельности и тренировки, когда требуется проявление воли и решительности, в доверительной обста­новке тренером могут использоваться примеры, сравнения, аналоги из боевого прошлого нашей страны.
Достойны всяческого подражания воля и мужество легкоатлетов -членов сборной команды страны предвоенного периода. Александр Ка­наки, Павел Шорец, Дмитрий Иоселиани, Исай Папков, Иван Чебур-кин, Георгий и Серафим Знаменские, Моисей Иванькович, Григорий Ер­молаев, Леонид Митропольский, Али Исаев, Борис Бутенко - рассказ о боевом пути каждого из них поможет формированию у юных спортсменов высоких нравственных качеств. Пример спортивного трудолюбия, уме­ния достигать поставленной цели, несмотря на большие трудности, свя­занные с ранениями, продемонстрировали после войны И. Папков, уста­новивший в спортивной ходьбе два рекорда мира и восемь рекордов СССР, и А. Канаки, ставший рекордсменом СССР в метании молота.
Заметное воспитательное воздействие на юных легкоатлетов оказы­вает участие в соревнованиях памяти героев Великой Отечественной войны, посещение мест их захоронений или музеев с обязательным рас­сказом об их жизни и подвиге. Очень важное качество - умение гово­рить правдиво и справедливо поступать - должно формироваться у учащейся молодежи повсюду: в семье, школе, спортивной секции. Коллек­тив, в котором царит открытость и справедливость, располагает школь­ников к обсуждению многих событий, фактов, не имеющих прямого от­ношения к спортивной деятельности. В этих условиях, по мнению В. А. Су-хомлинского, беседы на моральные темы, разъяснение этических понятий, задушевные индивидуальные разговоры с учащимися - необ­ходимейшее звено в правильном формировании нравственных качеств личности. И, наоборот, если система словесно-нравственных знаний не подкрепляется практическим опытом жизнедеятельности коллектива и отношений с товарищами, возникает ситуация отрыва от деятельности, формальное усвоение этической информации. Необходимо органичное единство нравственно воспитывающего слова и жизненных ситуаций коллектива, в которых практически формируется нравственный опыт школьника.
Положительный воспитательный эффект, эмоционально приподнятое настроение вносят в спортивную группу элементы деловых игр. Тренер поручает одному из занимающихся выполнять во время разминки свои функции, остальные обязаны ему подчиняться. Перед разминкой все до­говариваются играть свои роли максимально приближенно к действи­тельности, так как на последующих тренировках каждый спортсмен груп­пы так же побывает в роли тренера. Будучи увлечен игровой ролью, про­водящий разминку проявляет активность, деловитость, творческие способности и зачастую раскрывается с совершенно незнакомой сторо­ны. Обстановка таких игр наиболее благоприятна для формирования у школьников положительных форм поведения: дисциплинированности, трудолюбия, инициативности. Именно поэтому А.С. Макаренко исполь­зовал игры как один из самых действенных воспитательных методов.
Центральной фигурой воспитательного процесса в спортивной группе является тренер. Какие же качества должен формировать у себя спортив­ный наставник, с тем чтобы обеспечить максимальную отдачу и в воспита­тельном, и в спортивном отношении? Основой подготовки должны быть глубокие знания теории и методики физического воспитания, педагогики, психологии, анатомии и физиологии, биохимии. Знания по этим дисципли­нам необходимо постоянно накапливать и систематизировать, учиться трансформировать их общие закономерности в практику спортивной тре­нировки. И конечно же, нужно глубокое знание своей спортивной специа­лизации - легкой атлетики - как предмета и как вида спорта. Будущий тренер должен быть патриотом своей страны, обладать активной жизнен­ной позицией, соединять в себе слово и дело, убеждения и поступки.
Выдающимся тренерам присущ творческий поиск новых путей, средств, методов, большое трудолюбие. Они постоянно следят за но­винками литературы в различных областях знаний, пытаются внедрить в процесс тренировки все новое, передовое. Не ограничиваясь этим, такие специалисты постоянно экспериментируют.
Успехи в работе тренера во многом определяются тем, насколько велик его авторитет среди воспитанников. Авторитет приобретается в процессе повседневной деятельности и зависит от многих факторов. Честность и справедливость в отношениях с учениками, коллегами, со­перниками учеников, отсутствие привычки говорить «за глаза». Высо­кий уровень профессиональных знаний, доброжелательность, скром­ность и простота, способность относиться одинаково ко всем ученикам, исключающие панибратство, педагогический такт, оптимизм и энтузи­азм. Вот далеко не полный перечень качеств, на основе которых форми­руется авторитет тренера. Следует учесть, что авторитет приобретается со временем; молодые же тренеры иногда стараются завоевать его сразу, жесткими мерами.
Планируя воспитательную работу с юными спортсменами, желатель­но учитывать все, что проводится в этом плане в школе, семье, а также реакцию на нее со стороны каждого занимающегося в группе. Естествен­но, что дать рецепты воспитательных воздействий, пригодные для всех жизненных ситуаций, невозможно. Затрудняет проведение этой работы и лимит времени тренера ДЮСШ.
Приведем ориентировочный план-график воспитательных меропри­ятий, который должен корректироваться с учетом года обучения в ДЮСШ, происходящих важнейших событий, возникающих конкретных случаев (табл. 24).




















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: