Характерные черты стиля Моцарта

Экзаменационные требования по ИММК

Написать реферат на тему по выбору в объёме 10 – 15 страниц, шрифт 14, интервал 1.5. При работе над текстом опираться на конспекты и указанную литературу. Ничего не списывать дословно.

I. Темы реферата для специализации АП, НП, ЭП, МИЭ, ДИ 1 курс. По выбору.

  1. Оперное творчество Моцарта. Опера «Свадьба Фигаро».

2. Творческий портрет Л. Бетховена. Сквозное развитие на примере Пятой симфонии. 

3. Творческий портрет Ф. Шуберта. Вокальное творчество.

II. Темы реферата для специализации Регент, ХД 2 курс.

1. Оперное творчество Моцарта. Опера «Дон Жуан».

2. Симфонический метод Бетховена. Инновации Симфонии № 3 «Героическая».

3. Творческий портрет Ф. Шуберта. Симфоническое творчество Ф. Шуберта. «Неоконченная симфония».

III. Темы по специализации Ф, СИ, НИ 2 курс. По выбору.

1. Симфоническое творчество Моцарта. Симфонии № 40 и № 41 «Юпитер».

2. Фортепианные сонаты Л. Бетховена. Сонаты № 8 «Патетическая», № 14 «Лунная», № 23 «Аппассионата».

3. Ф. Шуберт первый венский романтик. Вокальное творчество.

Литература

1. Аберт, Г. В. А. Моцарт Часть 1. Книга 1. – М.: Музыка. – 1978, 494 с.

http://lib.lgaki.info/page_lib.php?docid=20779&mode=DocBibRecord

 

2. Аберт, Г. В. А. Моцарт Часть 1. Книга 2. – М.: Музыка. – 1988, 608 с.

http://lib.lgaki.info/page_lib.php?docid=20779&mode=DocBibRecord

 

3. Аберт, Г. В. А. Моцарт Часть 2. Книга 1. – М.: Музыка. – 1983, 520 с.

http://lib.lgaki.info/page_lib.php?docid=20779&mode=DocBibRecord

 

4. Аберт, Г. В. А. Моцарт Часть 2. Книга 2. – М.: Музыка. – 1990, 560 с.

http://lib.lgaki.info/page_lib.php?docid=20779&mode=DocBibRecord

5. Альшванг, А. Бетховен. – М.: Музыка. – 1977, 448 с..

http://lib.lgaki.info/page_lib.php?docid=20779&mode=DocBibRecord

6. Гивенталь, И., Щукина Л. Зарубежная музыкальная литература, вып.2. – М.: «Музыка». – 1984 г., 480 с.

http://lib.lgaki.info/page_lib.php?docid=20779&mode=DocBibRecord

8. Конен, В. Д. История зарубежной музыки, вып. 3. С 1789 г. до середины XIX века. Издание пятое. – М.: Музыка, 1981. – 534 с.

http://lib.lgaki.info/page_lib.php?docid=20779&mode=DocBibRecord

9. Левик, Б. История зарубежной музыки. В четырёх книгах. Книга 2. – М.: Музыка,               1981. – 278 с.

 

Дополнительная литература

10. Ливанова, Т. История западноевропейской музыки до 1789 года: Учебник. В 2-х т. Т. 1. По XVIII век. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Музыка, 1983. – 696 с., нот.

11. Ливанова, Т. История западноевропейской музыки до 1789 года: Учебник. В 2-х т. Т. 2. XVIII век. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Музыка, 1982. – 622 с., нот.

12. Соллертинский, И. Музыкально-исторические этюды / И. Соллертинский. – Изд. 2-е. –                   Л.: Музгиз, 1963. –  397 с.

13. Хохлов, Ю. Н. Франц Шуберт. Жизнь и творчество в материалах и документах /                      Ю. Н. Хохлов. – М.: Советский композитор, 1978. – 256 с.: с ил.

 

Прилагаемые конспекты

Характерные черты стиля Моцарта

    Величайший гений мировой музыкальной культуры принадлежал к венской классической школе. Его произведения отличают жизненность и правдивость, оптимизм, гуманистическая направленность. Пушкин в маленькой трагедии «Моцарт и Сальери» дал точную характеристику этому явлению: «Какая глубина! Какая смелость и какая стройность!» Его творчество многогранно и универсально. Во всех жанрах создал подлинные шедевры. Синтезировал всё, что слышал, отсюда широта национально-культурных связей. Будучи австрийским композитором опирался на на достижения итальянской и французской музыки.

    Крепко связанный с предшествующими традициями, Моцарт-новатор оставил далеко позади себя своих предшественников и современников в области оперной и инструментальной музыки.

Новаторство заключалось, прежде всего, в том, что он вводит в музыку невиданные ранее контрасты, по-шекспировски соединяя воедино серьёзное с комическим, народное с утончённо-индивидуальным, шутку с философской возвышенностью. Моцарт всеобъемлющ в охвате жизненных явлений.

Воплощает идеалы своего времени, связанные с эпохой Просвещения и движением «Бури и натиска» в немецкой художественной культуре.

Наследие включает: 41 симфоний, 31 пьесу дивертисментного характера, 45 инструментальных концертов, 20 опер, 26 струнных квартетов,          9 квинтетов, 40 арий, 42 скрипичные сонаты, 15 месс, 17 фортепианных сонат и 15 вариационных циклов и т. д.

Начав путь как Гайдн, с простейших развлекательных форм, он приходит к глубокомысленным симфониям, концертам, камерным ансамблям. Путь Моцарта короче и насыщеннее, чем у Гайдна. Это натура разнообразная и сложная. Наряду с блестящим мироощущением и полнотой жизнерадостности его творчество содержит элементы трагизма («Дон Жуан», Реквием). При этом всегда сохраняет присущую ему цельность и гармоничность («какая стройность!»).

Основа музыки Моцарта – мелодия, ясная, простая, выразительная, органически сочетающая в себе черты австрийской и немецкой песенности и танцевальности с певучестью итальянской кантилены. Но в простых мелодиях Моцарта отражено богатство внутренней жизни человека. При ясной мажорной или минорной ладовой основе в простых аккордах и мелодии много хроматизмов (П. П. из I части Симфонии № 40). Есть мелодии мужественного характера с наличием контрастных элементов (Соната № 14, I часть, Г. П. I части Симфонии «Юпитер»), есть типичные мелодические обороты с ходом от III ступени к I.

Гармонический язык связан с мелодикой, придаёт ей большую выразительность, оттеняя красоту мелодического образа. Использует главные трезвучия, побочные внутритональные отклонения. Среди новшеств – переченья, модуляции в далёкие тональности (Реквием, фантазия c moll), модулирующие секвенции. Привычные мелодии звучат свежо благодаря изяществу и красоте.

Величайший полифонист. В поздних сочинениях развивает баховскую полифонию на основе стилистических особенностей венского классицизма и опорой на гомофонно-гармоническую систему. Новое у Моцарта – темы гомофонно-гармонического склада подвержены полифоническому развитию (Г. П. финала Симфонии № 41, главные темы I части и финала Симфонии                     № 40). Мощное средство динамизации – насыщение фактуры мелодическими подголосками. Если произведение задумано как полифоническое (часть Kyrie из Реквиема), то темы содержат предпосылки для имитационной разработки как у Баха.

Фактура ясная, прозрачная. Безупречность голосоведения, формы. Каждая деталь глубоко содержательна, нет «пустот» для перехода к следующему разделу. Каждый голос буквально «просвечивает» будь то мелодия, контрапункт или гармоническая, мелодическая фигурация. Тонкое изящество, филигранная отточенность, поэтическая одухотворённость придают музыке Моцарта чарующую силу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: