Вокальное творчество Шуберта

    Наследие Шуберта включает около 1500 произведений. Начав свой путь с продолжения традиций венских классиков, он уже в ранние годы создаёт свой новый романтический стиль сначала в вокальной, затем в инструментальной музыке. Это связано, прежде всего, с отражением внутреннего мира человека. «Редкая способность быть лириком» позволили ему передать радости и скорби, мировоззрение своего поколения.

    В лирике Шуберта нет изысканности, душевного надлома, нервозности. Драматизм, взволнованность, эмоциональная глубина сочетаются с душевным равновесием, простотой и доступностью.

    Важнейшей и любимой областью творчества была песня – жанр, связанный с жизнью «маленького человека» (600 вокальных миниатюр). «То, что совершил Бетховен в области симфонии, объединив в своей девятке идеи-чувствования людских «вершин» и героическое современной ему эстетики, то Шуберт совершил в области песни-романса, как лирики простых естественных помыслов и глубокой человечности» (Асафьев).

    Шуберт поднял австро-немецкую песню на уровень большого искусства. Если Бетховен мыслил «сонатно», то Шуберт – «песенно». Почти во всех жанрах опирался на совокупность образов и средств песенного жанра (использовал в качестве тем инструментальных произведений).

    Вокальное творчество связано с австрийской и немецкой песней, бытовавшей в демократической среде с XVII века. Среди его предшественников И. Райнхард, К. Цельтер, И. Цумштел. Их наследие было отправной точкой для Шуберта (у них сложился тип сольной песни с фортепианным сопровождением). Усвоил, развил и поднял на новую ступень развития многие темы и выразительные средства. Стиль Шуберта формировался под влиянием достижений немецкой поэзии конца XVIII начала XIX вв.

     В годы юности увлекался поэзией Клопштока, но особенно Шиллера и Гёте. 70 песен на стихи Гёте и 50 – Шиллера. Но формировалась романтическая поэзия и заканчивает путь сочинениями на стихи Шлегеля, Рельштаба, Гейне. Также привлекали переводы Петрарки, Шекспира, В. Скотта.

     Содержание привлекавших Шуберта текстов – мир интимной лирики, образы природы и быта, народные предания и легенды. Чаще всего это «лирическая исповедь» с множеством оттенков. Особое место принадлежит любовной лирике. Первое любовное томление в «Маргарите за прялкой» (Гёте), мечты влюблённого в серенаде (Рельштаб), драматизм на стихи Гейне, Мотив трагического одиночества в «Зимнем пути» (Мюллер).

     Народно-жанровые образы, сцены, картины: «Розочка» (Гёте), «Жалоба девушки» (Шиллер), воспевание искусства «К музыке» (Шобер). Философские темы «Граница человечества». Однако все темы решены в лирическом преломлении.

    Восприятие объективного мира неотделимо от сознания и настроения поэтов-романтиков. Ручеёк становится послом любви, роса на цветах – любовные слёзы, сверкающая на солнце форель на удочке рыбака – символ непрочности счастья.

    Песни Шуберта всегда оставались самостоятельными произведениями, где индивидуальность композитора подчиняла себе индивидуальность поэта. Акцентировал в тексте то, что было созвучно его настроению, отсюда обращение к малоизвестным поэтам и создание шедевров на их стихи. «К музыке» Шобера, «Шарманщик» Мюллера не уступают «Лесному царю» Гёте или «Серенаде» Шекспира.

    Достиг удивительного слияния литературы и музыкального образа. Одно из главных средств выразительности – мелодия. По красоте и вдохновенности занимают ведущее место в мировой музыкальной литературе. Нет штампов. Для каждого образа находит сво. Индивидуальную характеристику. «Что за неисчерпаемое богатство мелодического изобретения было в этом безвременно окончившем свою карьеру композиторе! Какая роскошь фантазии и резко очерченная самобытность!» (Чайковский). Композитор обновил интонационный строй, очистив его от «оперных наслоений», обогатив фольклорными элементами. Приблизил мелодическую выразительность к поэтической речи. В стремлении усилить некоторые детали текста обостряет отдельные обороты, Расширяет декламационные элементы. Часто совпадают поэтические и музыкальные кульминации, фразировка. Стремление подчеркнуть детали текста никогда не нарушало цельности мелодического рисунка. Иногда нарушал строфическую структуру стиха, допускал вольные повторения слов, однако равнозначности музыки и стиха не достиг (Шуман, Вольф). Песенность господствовала над текстом. Многие мелодии использовались в качестве темы вариаций в инструментальной музыке, фортепианный квинтет IV часть «Форель», квартет d moll II часть «Девушка и смерть», в инструментовке «Неоконченной симфонии» слышится звучание голоса.

    Огромную роль играет фортепианное сопровождение. Особенности фортепианного сопровождения песен Шуберта были подготовлены высоким уровнем пианизма того времени. Партия рояля получила значение эмоционально-психологического фона к мелодии, Песня стала жанром песенно-инструментальным. Приравнивает аккомпанемент к значению оркестра в вокально-драматической музыке Глюка, Моцарта, Гайдна, Бетховена. Песни – психологические и драматические картины. Шуберт осуществляет слияние лирического начала и внешних образов, заключение вносит последние штрихи. Исчезает ритурнельность (отыгрыш). Вступление вводит в атмосферу образного содержания, заключение вносит последние штрихи. Обычно фортепианная партия строится на повторении какого-либо мотива, который подчёркивает поэтическое настроение или играет изобразительную роль. «Маргарита за прялкой» - настроение грусти, жужжание прялки, в «Серенаде» - подражание лютне, гитаре, в «Шарманщике» подчёркивает трагическую обречённость.

    Шуберт трактует фортепиано как инструмент с богатейшими красочно-выразительными возможностями. Колебания между мажором и минором – душевные колебания между надеждой и мраком. «Скиталец» начинается не в основной тональности (блуждания). Широко использует фактурные и регистровые возможности.

     Особенности формы. Начав с куплетной формы, песен кантатного типа, с простых баллад, приходит к новой форме сквозной свободной миниатюры. Но в большинстве песен придерживается куплетности, характерной для австрийской и немецкой песни. Однако избегает буквальной повторности. Только в случаях, когда нужно сохранить одно настроение – «Розочка», «В путь», «Баркарола». Применял мелодическое, гармоническое, фактурное варьирование куплетов. Балладной формой увлекался в ранний период. Утвердил 3-х частную форму с усилением драматизма, как воспоминание о былом. Перенёс 3-хчастную форму в инструментальную музыку.

 

 

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: