Уровни научного познания

Вариант 1.

Часть 1.

1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Уровни научного познания

 

УРОВЕНЬ ХАРАКТЕРИСТИКА  
Теоретический Выявление фундаментальных закономерностей,  
  скрытых, внутренних связей и отношений  

………………………………

Выявление объективных фактов со стороны  
их очевидных связей  

 

2. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово или словосочетание.

Экономическая деятельность, производство, обмен, потребление, распределение.

3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют собой функции семьи.

 

1) экономическая; 2) эмоциональная; 3) репродуктивная; 4) активная;

5) досуговая; 6) правовая.

 

Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

4. Выберите в приведённом списке верные суждения о мировоззрении и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Обыденное мировоззрение является порождением повседневной жизни людей.

2) Мировоззрение определяет мотивы и цели человеческой деятельности.

3) Мировоззрение всегда связано с определённой стадией исторического развития общества.

4) Мировоззрение всегда связано с теоретическим осмыслением результатов человеческой деятельности.

5) Идеалы и убеждения не входят в структуру мировоззрения.

5. Установите соответствие между формами культуры и их проявлениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую

позицию из второго столбца. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ПРОЯВЛЕНИЕ                                                             

 

А) каргопольская глиняная игрушка              

Б) обрядовые песни                                                                                                                                 

 

В) Картина «Белое на белом» К. Малевича   

Г) песня Садко «Ой ты, тёмная дубравушка» из оперы Н.А. Римского – Корсакова «Садко»

Д) увертюра М. Глинки «Камаринская»

ФОРМА КУЛЬТУРЫ

1) элитарная 2) народная

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

А Б В Г Д
         

6. В стране Н. законодательно закреплена сословная структура общества. Какие факты свидетельствуют о том, что в стране Н сохраняется традиционное общество? Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Большинство населения страны занято в промышленном производстве.

 

2) Основным фактором производства является информация.

 

3) Во всех сферах производства в стране Н широко применяются механизмы.

 

4) В стране господствуют религиозные ценности.

 

5) В сельском хозяйстве и промышленности преобладает ручной труд.

 

6) В стране Н наблюдается низкий уровень социальной мобильности.

7. Выберите в приведённом списке верные суждения о мировой экономике и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В основе функционирования мировой экономики лежит международное разделение труда.

2) Сальдо торгового баланса – это разница между импортом и экспортом за определённый период.

3) Государственное регулирование внешней торговли осуществляется исключительно тарифными методами.

4) Международные экономические отношения осуществляются в форме валютно-кредитных отношений.

5) К предпосылкам международной специализации относятся природные условия.

8. Установите соответствие между проявлениями и путями экономического роста: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЯВЛЕНИЕ

А) повышение квалификации работников Б) внедрение научно-технических разработок

В) расширение посевных площадей увеличение Г) продолжительности рабочего дня

Д) разработка новых нефтяных месторождений

ПУТЬ

1) экстенсивный 2) интенсивный

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

А Б В Г Д
         

9. В стране Х – командный тип экономической системы. Какие факты из приведённого списка свидетельствуют об этом? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Предприятия руководствуются планом, который был разработан государственными органами и обязателен для выполнения.

2) Основные средства производства принадлежат государству.

3) В стране законодательно гарантируется многообразие форм собственности.

4) Производитель действует в условиях свободной конкуренции.

5) Ресурсы распределяются между производителями централизованно.

6) Цены на товары и услуги устанавливаются в результате взаимодействия спроса и предложения.

10. На графике изображено изменение ситуации на рынке садовой мебели: кривая предложения переместилась из положения S в положение S1 (на графике P – цена товара; Q – количество товара). Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

 

1) рост доходов населения

2) рост спроса на рынке загородной недвижимости

3) сокращение числа производителей садовой мебели

4) удорожание транспортных расходов

5) объявление налоговых каникул для малых и средних предприятий

11. Выберите верные суждения о социальном статусе и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Статусные символы определяют то, что носитель данного статуса может делать и что он должен делать.

2) Статусный набор – совокупность всех статусов, занимаемых индивидом.

3) Предписанный статус приобретается в результате свободного выбора индивида.

4) Статусный диапазон определяет рамки, в которых осуществляются статусные права и обязанности индивида.

5) Социальные статусы определяют содержание и характер социальных отношений.

12. В ходе социологического опроса граждан страны Z в возрасте от 18 до 35 лет был задан вопрос: «Ознакомлены ли Вы с предвыборной программой одного из кандидатов в президенты?» Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

 

1) Треть           опрошенных  показала         высокую         степень осведомленности

 

в предвыборных программах кандидатов.

2) Примерно десятая часть опрошенных не видит разницы между программами разных кандидатов.

3) Наибольшее число опрошенных не ознакомились с программами, так как не могут найти информацию.

4) Наименьшее число опрошенных заявили, что нет смысла изучать предвыборные программы кандидатов.

5) Среди          респондентов меньше тех,   кто    не      проявил           интереса к предвыборным программам кандидатов, чем тех, кто изучил программы, но не проявляет интереса к избирательной компании.

13. Выберите верные суждения о политической системе и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Институциональный компонент политической системы включает политические традиции и дипломатический этикет.

2) Политическая психология отражает состояние культурно-идеологической подсистемы.

3) Функциональный компонент политической системы охватывает формы и направления политической деятельности.

4) Коммуникативная подсистема определяет взаимодействие между политическими системами различных стран.

5) Политическая организация общества включает в себя политическую деятельность и совокупный политический опыт.

6) Нормативная подсистема определяет методы осуществления политической власти.

14. Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ФУНКЦИЯ

А) управление федеральной собственностью Б) осуществление мер по реализации внешней политики РФ

В) утверждение военной доктрины РФ Г) утверждение указа Президента РФ о введении военного положения

Д) разрешение дел о соответствии федеральных законов Конституции РФ

   СУБЪЕКТ

1) Президент РФ 2) Конституционный суд 3) Правительство РФ 4) Совет Федерации

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

А Б В Г Д
         

 

15. В соответствии с конституцией страна Х является демократическим унитарным государством. Какие из приведённых положений конституции характеризуют режим государства Х? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1)существование единой и единственной для всей страны системы высших представительных органов

2)регулярные выборы главы государства   и        депутатов       парламента на альтернативной основе

3) административно-территориальные образования страны Х не имеют политической самостоятельности, не вправе принимать свою конституцию

4) отсутствует разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти государства и органами власти территориальных частей

5) наличие реальных политических и социальных прав и свобод граждан

6) существование легальной оппозиции

16. Что из перечисленного ниже относится к конституционным правам гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми указаны соответствующие права.

1) защита Отечества 2) охрана природы и окружающей среды

3) пользование родным языком 4) равный доступ к государственной службе

5) уплата налогов и сборов

17. Выберите верные суждения о формах юридической ответственности. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Работодатель имеет право привлекать работников к дисциплинарной ответственности в предусмотренных законодательством случаях.

2) Субъектами административной ответственности являются как физические,

 

так и юридические лица.

3) Формой административной ответственности является полное возмещение вреда.

4) Уголовная ответственность наступает за совершение проступка.

5) Уголовное наказание влечёт присущее только уголовной ответственности правовое последствие – судимость.

18. Установите соответствие между отраслями и частями системы права:

 

к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОТРАСЛЬ

А) конституционное право Б) уголовное право В) гражданское право 

Г) финансовое право Д) семейное право

ЧАСТЬ СИСТЕМЫ ПРАВА

1) публичное право 2) частное право

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

А Б В Г Д
         

19. В соответствии с законом Константин работает лесорубом на государственном предприятии. Какая дополнительная информация свидетельствует о том, что его работа обусловлена прохождением альтернативной гражданской службы? Запишите цифры, под которыми указана соответствующая информация.

1) Константин не вправе по собственной инициативе расторгнуть трудовой договор.

2) Константин не может подрабатывать по совместительству в других организациях.

3) Константин не имеет права обратиться в суд с жалобой на неправомерные действия работодателя.

4) Константину не предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск.

5) Время прохождения Константином АГС не будет засчитано в общий и непрерывный трудовой стаж.

6) Константин может быть занят только на тех должностях и только в тех организациях, которые содержатся в официальном перечне, ежегодно утверждаемом Минздравсоцразвития.

20. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на места пропусков.

Под безработицей понимается несоответствие на рынке труда, когда предложение труда превышает ………(А), причём это несоответствие может быть как в количественном, так и в качественном отношении. Безработицу классифицируют по типам, выделяя фрикционную, ……….(Б), сезонную и циклическую. Фрикционная безработица связана с изменением в …………(В) труда, то есть с динамическим характером рынка труда, постоянным переходом работников из состояния занятости в категорию безработных и, наоборот,

 

с несовершенством информации. Она практически неустранима и действует в любой экономической …….(Г). Фрикционная безработица считается

 

неизбежной и желательной, поскольку инициатива …….(Д) исходит от самого человека. На рынке труда для регулирования безработицы могут использоваться активные и пассивные меры. Активные меры предполагают создание новых рабочих мест, открытие новых производств, что требует значительных объёмов инвестиций. Пассивные меры в основном сводятся к выплате ………(Е) по безработице.

Список терминов:

1) структурный 2) предложение 3) цена 4) спрос 5) фактор 6) доходный 7) увольнение 8) пособие 9) система

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

 

А Б В Г Д Е
           

 

Часть 2.

Есть немалые различия между борьбой за демократизацию общественно-государственных порядков в странах «реального социализма», в условиях военно-диктаторских режимов (Греция, Испания, Бразилия) или в такой стране «блокированной демократии», как Италия. Однако с более общей исторической точки зрения речь идёт как бы об одном потоке. Сливаясь и переплетаясь, две тенденции политической деятельности – которые условно можно обозначить как «правая» (неоконсервативная) и «левая» (радикал-демократическая) – дали жизнь беспримерно широкому социальному экспериментированию в «пространствах» гражданского общества. 70–80-е г. стали временем возникновения новых общественных движений, необычных форм общественно-политической мобилизации, развития так называемого третьего или альтернативного сектора экономики (предпринимательство без цели           получения наживы,    сети самопомощи

 

и многое другое), разработки – нередко с последующим законодательным оформлением – принципиально новых социально-этических норм и т. д.

 

Итог такого развития, предстающий взору в 90-е гг. после поражения Р. Рейгана и М. Тэтчер, после распада СССР и конца «биполярного мира», весьма специфичен и, похоже, пока не получил удовлетворительного концептуального оформления. С одной стороны, государство не только консолидировало, но и расширило свои «завоевания» на «территории» гражданского общества (фактически сохранив структуры «социального государства» и дополнив их нормами и механизмами контроля над гражданами, например, ради противостояния терроризму, проведя мероприятия по укреплению доверия между государством и гражданским обществом, направленных на налаживание цивилизованных, конструктивных отношений, ведение повседневной местной работы). С другой – гражданское общество энергично вторгается в пределы государства, навязывая ему институционализацию совершенно новых ценностей и норм.

 

Можно сказать, что гражданское общество тем самым лишь выполняет свои «естественные» функции: выявлять вызревающие в недрах общества запросы и транслировать их на уровень государственных институтов, обеспечивать первичную общественную мобилизацию в их поддержку. Демократия и гражданское общество между тем далеко не одно и то же.

Демократия с её стержневым принципом главенствования большинства представляет собой свод процедур, позволяющих устанавливать «правила игры», в которых этот принцип реализуется. В этом смысле демократия может быть установлена и там, где гражданского общества не существует (избитый пример – введение американцами демократического конституционного строя в Японии). Гражданское же общество нигде и никому не дано было «учредить». Оно вырастает – постепенно и спонтанно – из корней, которые лишь отчасти

 

можно описать в функционально-институциональных терминах. Один из важнейших критериев наличия – или отсутствия – в данном социуме условий для развития гражданского общества – это его способность к самоорганизации.

 

                                                                                                                                            (по И.Б. Левину)

 

21.Что автор текста называет главным принципом демократии? Назовите любые два проявления деятельности гражданского общества в Европе в 1970-80-е годы, которые приводит автор. Какое важнейшее условие формирования гражданского общества называет автор?

22. Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «демократический режим». Какие две главные тенденции политической деятельности в период формирования институтов гражданского общества называет автор? Какие примеры проявления консолидации государства и гражданского общества приводит автор? Назовите два любых проявления.

23. Какие естественные функции гражданского общества называет автор? Приведите по два примера, иллюстрирующих каждую из этих функций(сначала указывайте функцию, затем приводите примеры, которые её иллюстрируют).

24. Автор пишет о неправительственных организациях, которые косвенно принимают участие в регулировании международных экономических отношений. Опираясь на текст и обществоведческие знания, назовите любые три метода (способа влияния на власть), которые могут использовать неправительственные организации, и кратко поясните суть их воздействия.

25. Используя обществоведческие знания,

1)раскройте смысл понятия «наука»;

 

2) составьте два предложения:

-одно предложение, содержащее информацию о видах науки;

 

-одно предложение, раскрывающее сущность одной из моделей развития научного знания.

 

(Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.)

26. Назовите и проиллюстрируйте примерами три внутриполитические функции государства. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.

27. Руководство фирмы по выпуску подарочной упаковки решило расширить производство с приближением праздников. На ближайшие два месяца работы предприятия были рассчитаны издержки по затратам на электроэнергию и оплате транспортных услуг. Определите, о каком виде издержек в краткосрочном периоде идёт речь? Назовите два любых других примера издержек этого вида. Какие решения руководство предприятия может принять для интенсификации производства? Приведите два возможных решения.

28. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Парламент Российской Федерации». План должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему, из которых два или более детализированы в подпунктах.

29. Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение. Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания. Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения). Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников (общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), из различных учебных предметов).

Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/ быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).

29.1. Философия. «Наука должна быть весёлая, увлекательная и простая. Таковыми же должны быть и учёные». (П. Капица)

29.2. Экономика. «Экономические взгляды правительства крайне просты: «Всё, что движется, обложить налогами. Если оно и после этого движется – регламентировать. А если уже не движется – субсидировать». (Р. Рейган)

29.3. Социология, социальная психология. «Практическая нужда в морали возникает вследствие конфликта желаний различных людей или конфликта желаний в одном человеке» (Б. Рассел)

29.4. Политология. «Политики всегда порождают больше проблем, чем способны решить» (Б. Дилан).

29.5. Правоведение. «Знать законы- значит воспринимать не их слова, но их содержание и значение» (Юстиниан)

 

            



Вариант 2.

Часть 1.

1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

  Виды социальных норм
   
ВИД ХАРАКТЕРИСТИКА
Правовые нормы Формально определённые правила поведения, установленные
   либо санкционированные государством
Нормы Правила поведения, в которых выражаются представления
…………………  людей о добре и зле

 

2. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных

представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

Объект, субъект, субъективная сторона, состав преступления, объективная сторона.

3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют собой источники доходной

части государственного бюджета.

 

1) налоги; 2) государственные займы; 3) обслуживание государственного долга; 4) дотации предприятий;

5) государственные пошлины; 6) эмиссия.

 

Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми

они указаны.

4. Выберите верные суждения о религии и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Религиозная вера включает в себя нормы морали, нарушение которых считается грехом.

2) К мировым религиям относится иудаизм.

3) Одним из признаков мировой религии является эгалитарность.

4) Регулятивная функция религии обеспечивает сохранение и развитие ценностей религиозной культуры.

5) К ранним формам религии относятся тотемизм и анимизм.

5. Установите соответствие между методами и уровнями научного познания:

 

к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

МЕТОД

А) формализация Б) математизация В) классификация Г) описание Д) сравнение

УРОВЕНЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

1) эмпирический 2) теоретический

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

А Б В Г Д
         

6. Группа учёных-ихтиологов работает над проблемами экологии, исследуя динамику популяции рыб

Охотского моря. Какие факты свидетельствуют

о том, что их исследование имеет прикладное значение? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Учёные разработали новые методы полевых исследований.

2) Учёные дополнили информацию о систематических признаках в строении рыб.

3) Учёные изучают особенности опорно-двигательного аппарата глубоководных рыб.

4) Учёные разработали рекомендации рыболовецким судам по сохранению экологии Охотского моря.

5) Учёные направили правительству предложения по ужесточению контроля за рыбной ловлей в Охотском море.

6) Учёные отметили, что строительство нефтедобывающих платформ в районе острова Сахалин не оказало негативного эффекта на популяцию серых китов.

7. Выберите в приведённом списке верные суждения об инфляции и запишите цифры,под которыми они

указаны.

1) Позитивным последствием инфляции является рост занятости населения.

2) Инфляция предложения характеризуется увеличением издержек производства.

3) Скрытая инфляция возникает при неизменных розничных ценах на товары и услуги и одновременном

росте денежных доходов населения.

4) Повышение номинальной заработной платы может быть источником инфляции.

5) Одной из форм борьбы с инфляцией является дополнительная эмиссия.

8. Установите соответствие между задачами и видами бирж: к каждой позиции, данной в первом

столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ЗАДАЧА

А) организация торговли ценными бумагами Б) учёт свободных рабочих мест

В) информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда

Г) оценка стоимости и привлекательности ценных бумаг

Д) обеспечение достоверности котировки акций

ВИД

1) фондовая биржа 2) биржа труда

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

А Б В Г Д
         

 

9. Большинство производителей северных регионов страны М пользуется услугами одного из трёх

крупнейших грузоперевозчиков. Выберите из приведённого списка характеристики данного рынка.

Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) рынок услуг  2) олигополия                        3) фондовый рынок

4) местный рынок 5) рынок чистой конкуренции 6) товарно-сырьевой рынок

10. На графике изображено изменение ситуации на рынке домашних тренажеров: кривая спроса переместилась

из положения D в положение D1 (на графике P – цена товара; Q – количество товара). Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

 

1) рост числа дешёвых фитнес-центров 2) повышение цен на комплектующие

3) падение доходов потребителей 4) активная рекламная кампания одного из производителей тренажёров

5) пропаганда здорового образа жизни

11. Выберите верные суждения о видах социальных групп и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Взаимодействие членов первичной группы носит непосредственный,

межличностный характер.

2) Реальную социальную группу учёные выделяют для целей статистического

учёта населения и решения крупных социально-экономических проблем.

3) В формальной группе статус членов и цель деятельности не всегда чётко определены.

4) Члены реальной группы чётко идентифицируют себя с ней, ощущают свою принадлежность к группе и осознают отличие от других групп.

5) Малой группой называется немногочисленная общность людей,

объединённых совместной деятельностью и находящихся в непосредственном личном общении.

12. В ходе социологических опросов граждан страны Z, проводившихся в 2003 и 2013 гг., им задавали вопрос: «В чём, на ваш взгляд, должна заключаться поддержка семьи государством?» Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в таблице.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

 

Варианты ответа 2003 г. 2013 г.
Выплаты регулярных денежных пособий 40 25
на содержание детей    
Поддержка молодых семей 25 20
в приобретении жилья    
Развитие сети дошкольных учреждений 25 35
Создание рабочих мест в регионах 10 20

 

1) В 2003 г. большая часть опрошенных, чем в 2013-м, нуждалась в выплате регулярных денежных пособий.

2) Четверть опрошенных в 2003 г. считала, что государство должно помогать молодым семьям в приобретении

жилья.

3) Равные доли опрошенных в 2003 г. считали, что государство должно помогать в покупке жилья и развитии

сети дошкольных учреждений.

4) Примерно треть опрошенных в 2013 г. указывала на особую важность создания рабочих мест в регионах.

5) Более половины опрошенных в 2013 г. заявили о необходимости развития сети дошкольных учреждений.

13. Выберите верные суждения о политической культуре и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Интегративная функция политической культуры связана с формированием у граждан необходимых для

участия в политической жизни страны знаний, взглядов, убеждений.

2) Для подданнического типа политической культуры характерно пассивное отношение к политической

системе.

3) Носители гражданской политической культуры стремятся быть активными участниками политического

процесса.

4) Нормативная функция политической культуры связана с формированием политических качеств, политической социализацией личности.

5) Патриархальная политическая культура характеризуется полным отсутствием у членов сообщества интереса к политическим институтам, глобальным политическим процессам.

14. Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти Российской Федерации,

которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из

второго столбца.

ФУНКЦИЯ

А) решение вопроса о доверии Правительству РФ

Б) разрешение споров о компетенции между высшими государственными органами субъектов РФ

В) выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности

Г) утверждение изменения границ между субъектами РФ

Д) осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и

общественного порядка, борьбе с преступностью

СУБЪЕКТ

1) Конституционный суд 2) Государственная Дума 3) Правительство РФ 4) Совет Федерации

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

А Б В Г Д
         

 

15. В соответствии с конституцией страна Х является демократической федеративной республикой. Какие из приведённых положений Конституции характеризуют режим государства Х? Запишите цифры, под которыми

они указаны.

1) существование двухуровневой системы высших представительных органов

2) регулярные выборы главы государства и депутатов парламента на альтернативной основе

3) административно-территориальные образования страны Х вправе принимать свою конституцию

4) все органы управления в территориальных единицах обязаны применять нормативные акты центральных органов государственной власти

5) наличие реальных политических и социальных прав и свобод граждан

6) существование легальной оппозиции

16. Что из перечисленного ниже относится к конституционным обязанностям гражданина РФ? Запишите цифры,

под которыми указаны соответствующие обязанности.

1) пользование родным языком 2) равный доступ к государственной службе

3) участие в отправлении правосудия 4) уважение прав и законных интересов других лиц

5) охрана историко-культурного наследия

17. Выберите верные суждения о видах нормативных правовых актов. Запишите цифры,под которыми они указаны.

1) По юридической силе нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные акты.

2) Приказы и положения министерств требуют утверждения парламентом.

3) Акты временного действия прекращают своё действие по разрешении вопроса, в связи с которым они были

приняты.

4) Акты, принятые на референдуме, требуют утверждения органом законодательной власти.

5) Акты общего действия охватывают и разрешают наиболее схожий круг вопросов.

18. Установите соответствие между сведениями и условиями трудового договора: к каждой позиции, данной в

первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СВЕДЕНИЯ

А) характеристика условий труда Б) испытательный срок В) оплата проезда до места работы 

Г) дата начала работы Д) наименование работодателя

УСЛОВИЯ

1) необходимые условия 2) дополнительные условия

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

А Б В Г Д
         

19. Старшеклассник Николай решил после окончания вуза стать нотариусом. Найдите в приведённом ниже

списке функции, которые он должен будет осуществлять, получив высшее юридическое образование и

лицензию. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Николай должен будет представлять интересы доверителя в гражданском судопроизводстве.

2) Николай сможет удостоверять гражданско-правовые сделки.

3) Николай будет обязан консультировать граждан по правовым вопросам.

4) Николай сможет свидетельствовать верность копий документов.

5) Одной из обязанностей Николая будет брать на сохранение документы.

6) Николай будет выступать в качестве защитника в уголовном судопроизводстве.

20. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка

слова, которые необходимо вставить на места пропусков.

Актуальность исследования ………..(А) семьи и её социальных ролей обусловлена кардинальными изменениями

всего российского ……….(Б), которые самым непосредственным образом затронули его основы и традиционные

устои. Это усугубляет ……….(В) положение семьи, вызывая кризисные ситуации и падение значимости семьи в

целом. Однако излишняя драматизация ситуации не способствует объективному анализу изменений,

происходящих в современной семье. Следовательно, необходимо акцентировать особое внимание на выявлении и изучении потенциальных возможностей её ………..(Г) в условиях изменений и влияния внешней среды присохранении внутренней    устойчивости. Каждая семья строится на взаимных …………(Д), чувстве        долга, ответственности. Любой человек в течение своей жизни обучается исполнять самые разные роли: ребёнка,

ученика школы, студента, отца или матери, инженера, врача, члена определённого социального слоя и т. д. Социальные …………(Е) семьи имеют два основных источника их возникновения: потребности общества и потребности самой семейной организации.

Список терминов:

1) социальный 2) социализация 3) адаптация 4) экономический 5) функция 6) институт 7) общество 

8) обязанность 9) естественный

 

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой

буквой номер выбранного Вами слова.

 

А Б В Г Д Е
           

 

Часть 2.

Современная система регулирования мирохозяйственных связей состоит из различных элементов, имеет определённую структуру, цели и общие характеристики: динамичность, взаимодействие и координацию с субъектами других подсистем, коммуникативность и информационность.

 

В основе регулирования лежит система организационно-правовых форм и методов воздействия теми или иными международными субъектами инструментами на объекты международных экономических отношений. Суть такого глобального регулирования сводится к ликвидации диспропорций развития отдельных элементов системы, а эффективность, несомненно, зависит от согласованности действий всех субъектов мирового хозяйства.

 

Современный механизм регулирования имеет многоуровневый характер, т. е. осуществляется на национальном, региональном, транснациональном и глобальном уровнях, и используется различными типами субъектов: национальными государствами и их интеграционными объединениями, международными организациями, транснациональными           структурами и многочисленными субъектами гражданского общества. Государственные механизмы управления связаны с деятельностью национальных правительств, заключением международных соглашений и принятием решений на уровне международных организаций. Негосударственные механизмы регулирования представлены неправительственными организациями и транснациональными структурами, которые лишь косвенным образом могут участвовать в принятии решений, однако обладают тем не менее высоким потенциалом в области разработки предложений по целому ряду проблем.

 

Многообразие субъектов и наличие у них столь же многообразных экономических интересов и инструментов регулирования предполагают согласование их деятельности с другими участниками. Их партнёрство способно вывести глобальное управление на качественно новый уровень.

 

Вместе с тем существующая глобальная инфраструктура международного взаимодействия весьма подвижна и развивается достаточно асимметрично. По мере устранения диспропорций и неравномерностей экономического развития отдельных стран и регионов и мировой экономики в целом в рамках системы не только складывается новая расстановка сил, формируются новые центры принятия мирохозяйственных решений, но и усиливаются противоречия между ними. Таким образом, наблюдаются два встречных процесса: под воздействием внешних эффектов происходит изменение механизмов, которое, в свою очередь, трансформирует саму систему.

 

                                                                                                                                                       (по Е.К. Мазуровой)

21. Что, по мнению автора, лежит в основе регулирования мирохозяйственных связей? Назовите любые два уровня регулирования, которые приводит автор. Как автор объясняет суть глобального регулирования?

22. Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «мировое хозяйство». Какие два процесса в развитии мировых экономических отношений называет автор? Какие государственные механизмы регулирования международных экономических отношений указывает автор? Назовите два любых механизма.

23. Автор называет различные типы субъектов современного механизма регулирования мирового хозяйства. Назовите два любых типа субъектов из указанных автором. Приведите по два примера, иллюстрирующих деятельность каждого из этих субъектов (сначала указывайте тип субъекта, затем приводите примеры, которые его иллюстрируют). Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.

24. Автор пишет о необходимом условии формирования гражданского общества. Опираясь на текст и обществоведческие знания, назовите и кратко поясните любые три предпосылки формирования гражданского общества.

25. Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «знание»;

2) составьте два предложения:

- одно предложение, содержащее информацию о видах знания;

 

- одно предложение, раскрывающее сущность одного из видов знаний.

(Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.)

26. Назовите и проиллюстрируйте примерами три особенности регулирования труда несовершеннолетних работников. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.

27. 40-летний Пётр занимал пост менеджера в одном из банков. Однако, достигнув 40-летия, он решил поменять род занятий, переехал с семьёй в сельскую местность и занялся фермерством. Как называется социальное явление, описанное в этом примере? Какой вид этого явления нашёл отражение в описанном примере? Используя обществоведческие знания, назовите два любых других вида этого социального явления.

28. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Межнациональные конфликты и пути их разрешения». План должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему, из которых два или более детализированы в подпунктах.

29. Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение. Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания. Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения). Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников (общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), из различных учебных предметов).

Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/ быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).

29.1. Философия. «Не стыдись учиться в зрелом возрасте: лучше научиться поздно, чем

никогда». (Эзоп)

29.2. Экономика. «Мотивы экономического поведения в своей сущности определяются психологией толпы». (Б. Барух)

29.3. Социология, социальная психология. «Здоровая нация так же не замечает своей социальная национальности, как здоровый человек – психология позвоночника». (Б. Шоу)

29.4. Политология. «Каждый диктатор начинает с того, что упрощает». (Э.М. Ремарк)

29.5. Правоведение. «То, что связано с законом, даёт право. Но само по себе это право не является ни правом разума, ни правом справедливости; это право силы». (Ж. де Ааметри)

 

           


 


Вариант 3

Часть 1.

1. Запишите слово, пропущенное в таблице.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: