Методы научного познания

 

МЕТОД ХАРАКТЕРИСТИКА  
 Идеализация Мысленное конструирование объекта  
     

………………………………

Отображение содержательного знания в знаково-символическом виде  
   

 

3. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово или словосочетание.

Личное право, право на жизнь, свобода передвижения, тайна переписки, неприкосновенность личности.

4. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к факторным доходам.

1) процент; 2) рента; 3) акция; 4) прибыль; 5) заработная плата; 6) информация.

 

 

Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

4. Выберите верные суждения о потребностях человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) К экзистенциальным потребностям относятся потребности в престиже и карьере.

2) Потребности – это необходимые для существования человека условия, нужды, на удовлетворение которых направлена любая человеческая деятельность.

3) Биологические потребности относятся ко вторичным потребностям.

4) Потребности являются одним из мотивов деятельности.

5) Идеальные потребности выражаются в реализации потенциала и способностей личности.  

5. Установите соответствие между отличительными признаками и типами общества: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 ПРИЗНАК 

А) сословный тип стратификации Б) научно-техническая революция

В) стандартизация производства Г) преобладание ручного труда

Д) непрерывность образования

ТИП ОБЩЕСТВА

1) традиционное 2) индустриальное 3) информационное

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

А Б В Г Д
         

 

6. Премьер-министр страны Н. заявил о необходимости проведения реформ, способствующих информатизации образования. Какие из перечисленных мер способствуют решению данной задачи? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Оборудование учебных заведений пандусами для маломобильных групп населения.

2) Предоставление возможности учащимся старших классов выбора профиля обучения.

3) Оснащение учебных кабинетов компьютерным оборудованием.

4)  Финансирование программы по предоставлению удалённого доступа к учебным материалам.

5) Создание единой электронной базы учащихся.

6) Реализация технологии обучения учащихся средней школы.  

7. Выберите в приведённом списке верные суждения о безработице и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Безработица представляет собой макроэкономическую проблему.

2) К экономически активному населению относятся учащиеся дневных отделений ВУЗов.

3) Фрикционная безработица означает краткие периоды незанятости, необходимые для поиска места службы, соответствующего квалификации работника.

4) Уровень безработицы определяется как удельный вес численности безработных в численности экономически активного населения.

5) К экономически активному населению относятся пенсионеры.  

8. Установите соответствие между мерами государственного регулирования экономики и методами, к которым они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

МЕРЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ

А) таможенные пошлины

Б) законодательное закрепление форм предпринимательской деятельности

В) операции с государственными ценными бумагами

Г) лицензирование предприятий

Д) госзаказы определённым предприятиям  

МЕТОД

1) косвенный 2) прямой

 

А Б В Г Д
         

 

9.  Владельцы компании по производству компьютерного программного обеспечения планируют расширение своего предприятия. Выберите из приведённого ниже списка возможные источники финансирования, которые могут использовать владельцы компании. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) страховые взносы 2) выпуск и продажа акций 3) привлечение инвестиций

4) амортизационные отчисления 5) реструктуризация производства

6) привлечение специалистов высокой квалификации

10. На графике изображено изменение ситуации на рынке круп: кривая предложения переместилась из положения S в положение S1 (на графике P – цена товара; Q – количество товара). Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

 

 

Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) засуха в летний период  

2) рост доходов населения

3) сокращение программы льготного кредитования фермерских хозяйств

4) рост числа производителей круп

5) снижение таможенных тарифов

11. Выберите верные суждения о социальном контроле и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Для осуществления социального контроля применяются исключительно негативные санкции.

2) Применение социальных санкций всегда обеспечивается силой государственного принуждения.

3) Социальный контроль – это система социальной регуляции поведения людей и поддержания общественного порядка.

4) Внешний социальный контроль представляет собой совокупность форм, способов и действий, гарантирующих соблюдение социальных норм поведения. 

5) Среди функций социального контроля выделяют охранительную и стабилизирующую.  

12. В странах Z и Y в 2017 г. были проведены опросы общественного мнения, в ходе которых респондентам предлагалось ответить на вопрос: «Как Вы и Ваша семья участвуете в сохранении природной среды?» Результаты опросов (в % от числа отвечавших) представлены в таблице.

 

Ответы опрошенных Страна Z Страна Y
Используем экономичные бытовые электроприборы 15 5
Участвуем в экологических акциях 10 10
Участвуем в очистке парков и дворов от мусора 15 15
Участвуем в озеленении своего населённого пункта 25 30
Сортируем бытовой мусор/выбрасываем мусор в строго отведённых местах 10 10
Экономим воду, следим за исправностью водопроводных кранов 20 15
Не могу сказать, что моя семья участвует в сохранении природной среды 5 15

 

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Треть опрошенных страны Z участвует в озеленении своего района проживания.

2) Наименьшее число опрошенных страны Y использует экономичные бытовые электроприборы.

3) Равные доли опрошенных в обеих странах участвуют в очистке дворов и парков от мусора.

4) Четверть опрошенных страны Y экономит воду.

5) Десятая часть опрошенных в обеих странах обращает внимание на важность сортировки мусора.  

13. Выберите верные суждения о политической системе и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Коммуникативная подсистема политической системы включает методы политической деятельности, способы осуществления власти.

2) Одной из функций политической системы является выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений.

3) Интеграционная функция политической системы обеспечивает взаимосвязь и единство действий различных компонентов её структуры.

4) Политическая система – это совокупность государственных и негосударственных общественных институтов, правовых и политических норм, взаимоотношений политических субъектов, посредством которых осуществляется власть и управление в обществе.

5) Политические нормы и традиции относятся к институциональной подсистеме политической системы общества.  

14. Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ФУНКЦИЯ 

А) назначение выборов в Государственную Думу

Б) подписание ратификационных грамот

В) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации

Г) назначение выборов Президента Российской Федерации

Д) обеспечение выполнения федерального бюджета

СУБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ

1)Президент РФ 2) Правительство РФ 3) Государственная Дума 4) Совет Федерации

 

А Б В Г Д
         

15. В соответствии с Конституцией страна Z является демократическим федеративным государством. Какие из приведённых фактов свидетельствуют о государственном устройстве страны Z? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) существование двух уровней системы высших органов власти

2) выборы в органы представительной власти проводятся регулярно на альтернативной основе

3) за административно-территориальными образованиями государства Z закреплено право на принятие своих нормативных правовых актов учредительного характера

4) в Конституции закреплено разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти государства и органами власти территориальных частей

5) государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка

6) граждане вправе определять и указывать свою национальную принадлежность  

16. Что из перечисленного ниже относится к социальным правам гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми указаны данные права.

1) право на неприкосновенность личности 2) право на труд

3) право на жилище                                     4) право на судебную защиту

5) право на неприкосновенность жилища

17. Выберите верные суждения об отрасли гражданского права. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Гражданское право – отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе осуществления исполнительной власти органами государства.

2) Одной из функций гражданского права является правоисполнительная функция.

3) Объектами гражданского права являются имущество, работа и услуги, информация, результаты интеллектуальной деятельности, нематериальные блага.

4) К принципам гражданского права относится равенство правового режима субъектов.

5) К подотраслям гражданского права относятся вещное право, обязательственное право.  

18. Установите соответствие между отраслями и видами отраслей права: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОТРАСЛЬ

А) административное Б) уголовное В) конституционное

Г) гражданское       Д) семейное

ВИД

1) публичное 2) частное

 

А Б В Г Д
         

 

19. 16-летний Николай решил устроиться на работу. Найдите в приведённом ниже списке условия, которые позволят ему заключить трудовой договор. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) письменное согласие одного из родителей

2) установление сокращённого испытательного срока

3) установление продолжительности рабочей недели не более 35 часов

4) запрещение привлекать к работе в ночное время

5) предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска продолжительностью 31 календарный день в удобное для работника время 

6) заключение трудового договора исключительно с организациями кинематографии, театров, театральных и концертных организаций  

20. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на места пропусков.

«Глобализация – это необратимый процесс, новый этап в …….(А), который состоит в том, что человечество становится более сплочённым в процессе обмена информацией, товаров, знаний и культуры. Это очень непростой процесс, ускоряющий развитие людей, к нему необходимо приспособиться, ведь он может создавать много трудностей на пути к экономическому благосостоянию. Быстрые перемены в жизни общества могут привести к не очень приятным ……..(Б), поэтому государства всячески стремятся контролировать процесс глобализации. С усовершенствованием информационных технологий и средств _.......(В) и быстрым распространением их по всему земному шару возросло экономическое и социальное взаимодействие между людьми. Информационные технологии объединили большую часть планеты в единое сообщество с общим экономическим и информационным пространством, и, по мнению большинства учёных, это и является основным ……..(Г) глобализационного процесса. Глобализация затрагивает все сферы общественной жизни, она в равной степени влияет на ……..(Д), идеологию, культуру и социальную жизнь общества. Процесс глобализации заключается не только в увеличении взаимодействия между многочисленными странами мира, но и экономическом ………(Е) всего мира в целом».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) коммуникации    2) критерий    3) совершенствование     4) общество    5) последствие    6) политика

7) предпосылка       8) объект         9) развитие

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

 

А Б В Г Д Е
           

 

Часть 2.

Переходная экономика – переходное состояние от одной экономической системы к другой экономической системе. Суть этого состояния – в осуществлении принципиального преобразования основ данной системы, которые обусловливают генезис и развитие как новых черт переходной экономики, так и её особенности. Выделяют следующие уникальные черты переходной экономики: переходной экономике предстоит создать базис новой экономической системы, в то время как прошлая экономика воспроизводилась на своём базисе (типе собственности на средства и продукты производства; форме хозяйственных связей; типе координации деятельности между субъектами экономики). Важной чертой переходной экономики является её многоукладность. Третьей чертой переходной экономики является неустойчивое развитие, поскольку совершается постоянная трансформация старых отношений в условиях отсутствия новых институтов и правил, в результате чего происходит конфликт старых и новых экономических интересов. Переходной экономике и смешанной экономике свойственны общие черты: сочетание рынка и государственного регулирования; совмещение капиталистических форм и социальной ориентации развития экономики и т. д.        

Вместе с тем названным типам экономики присущи и качественные отличия. Отметим некоторые из них. Во-первых, смешанная экономика представляет собой современную экономическую систему, сочетающую рыночное и государственное регулирование. Во-вторых, смешанная экономика как современная экономическая система является доминирующей в большинстве развитых стран мира. Если для командной и рыночной экономики свойственна определённая целостность, устойчивость развития, то переходная экономика характеризуется неустойчивостью состояния, нарушением целостности. Такое положение, являющееся кризисным для сложившейся экономической системы, можно рассматривать как нормальное для трансформирующейся экономики. Переходная экономика характеризуется количественным и качественным изменением состава элементов. В ней «по наследству» остались структурные элементы предыдущей системы: государственные предприятия, колхозы, производственные кооперативы, домашние хозяйства и государство. Но эти элементы функционируют в качественно иной, преобразующейся экономической системе, и поэтому изменяют как своё содержание, так и свои «функции, связанные с зарождением рыночной экономики». Вместе с тем в переходной экономике появляются новые, не свойственные старой системе элементы: предпринимательские структуры различных форм собственности, негосударственные предприятия, биржи, коммерческие банки, негосударственные пенсионные, страховые и другие фонды, фермерские хозяйства. Основная трудность переходного периода – это создание, в том числе и государством, институтов рыночной экономики. Экономические институты в широком смысле представляют собой правила экономического поведения и механизмы, обеспечивающие их выполнение, а также экономические организации, субъекты хозяйствования. В переходный период формируются институты, без которых не может нормально функционировать рыночная экономика: частная собственность, экономическая свобода и ответственность хозяйствующих субъектов, конкуренция, рыночная инфраструктура и др. Характерный признак переходной экономики – институциональная неполнота, отсутствие или зачаточное состояние отдельных институтов рынка.  

                                                                                                                                      (по К.К. Мансуровой)

 

21. В чём, с точки зрения автора, заключается суть состояния переходной экономики? Назовите три уникальные черты переходной экономики, которые приводит автор. В чём он видит основную трудность переходного периода?

22. Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «экономическая система». Как автор определяет экономические институты? Укажите три любых института рыночной экономики, которые приводит автор.

23. Автор отмечает, что в переходной экономике появляются новые, не свойственные старой системе элементы. Назовите два любых из них, указанных автором. Приведите по два примера, иллюстрирующих деятельность каждого из них. (Сначала указывайте элемент, затем приводите примеры, которые его иллюстрируют. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

24. Автор пишет об особой роли государства при переходе от командной к рыночной экономической системе. Опираясь на текст и обществоведческие знания, назовите и кратко поясните любые три меры, которые государство может проводить в целях перехода к рыночной системе.

25. Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия  «политическая элита»;

 

2) составьте два предложения:

-одно предложение, содержащее информацию об одной из функций политической элиты;

 

-одно предложение, раскрывающее  характерные черты политической элиты.

 

(Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.)

26. Назовите и проиллюстрируйте примерами три типа (по длительности) социальных конфликтов. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

27. Известный режиссёр анонсировал активную рекламную кампанию своего нового фильма, который будет демонстрироваться по всем кинотеатрам страны и предназначен для широкого круга зрителей. К какому виду культуры относится данный фильм? Какие три признака данного вида культуры отражены в описанном примере? Используя обществоведческие знания, назовите любой другой вид культуры.

28. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Законодательный процесс в Российской Федерации». План должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему, из которых два или более детализированы в подпунктах.

29. Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение. Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания. Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения). Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников (общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), из различных учебных предметов).

Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/ быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).

29.1. Философия. «Там, где прежде были границы науки, теперь её центр». (Г.К. Лихтенберг).

29.2. Экономика. «Покупай только то, что ты будешь рад иметь, если рынок закроется на десять лет». (У. Баффетт).

29.3. Социология, социальная психология. «Обеспечить нормальное течение своих семейных дел часто не легче, чем управлять провинцией». (Тацит).

29.4. Политология. «Серьёзная политическая партия осуждает всякую подлость, если она не включена в программу партии». (В.О. Ключевский)

29.5. Правоведение. «Взаимное наблюдение граждан друг за другом делает преступление невозможным». (О. де Бальзак)

 

 

            



Вариант 4.

Часть 1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: