Токсикология и гигиена труда при применении удобрений

Удобрения - вещества, применяемые для повышения урожайности растений (не путать с пестицидами!).

Если расход пестицидов - граммы, кг/га, то удобрений - десятки и сотни кг/га, иногда – тонны на 1 га. СССР занимал 1 место в мире по производству и применению удобрений, что представляет определенную опасность как для работающих, так и для населения при употреблении продуктов растительного происхождения.

Классификация удобрений:

- органические (торф, навоз);

- минеральные - макроудобрения (азот, фосфор, калий - простые и сложные - аммофос) и микроудобрения (микроэлементы для подкормки).

Среди всех удобрений по применению 90% составляют азотные - дают быстрый прирост массы растений, но при этом в почве и растениях накапливаются нитраты - нитриты - метгемоглобинэмия. Опасность нитрозосоединений. Необходим контроль (сертификация) продукции по содержанию нитратов, особенно из частных хозяйств.

Фосфорные удобрения в виде примеси часто содержат фтор - флюороз у рабочих по их производству и при применении, формирование антропогенных биогеохимических провинций по фтору.

Установлено, что избыточное использование удобрений стимулирует развитие вредителей - нужны большие дозы пестицидов.

Гигиена труда с удобрениями.

Так как удобрения относятся к малотоксичным веществам, при их использовании не нужны столь строгие меры, как при работе с пестицидами - здесь в основном все сводится к защите органов дыхания от пыли удобрений и защите кожных покровов (индивидуальные средства защиты). Опасность представляют работы с аммиаком и аммиачной водой - поражение органов дыхания, глаз, кожи.

РАЗДЕЛ «ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»

ТЕМА № 27. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ КАК КРИТЕРИЙ ЗДОРОВЬЯ

Предмет и задачи гигиены детей и подростков (ГДП).

ГДП - раздел гигиены, изучающий действие факторов окружающей среды на растущий организм и разрабатывающий комплекс профилактических мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков.

 Основные задачи ГДП: изучение физического развития, разработка гигиенических требований к детским дошкольным и школьным учреждениям, к закаливанию, физическому воспитанию и обучению детей, к детским игрушкам, гигиена труда школьников и подростков, гигиена питания детей, проведение врачебно-профессиональных консультаций в школе.

  Основные методы исследования в ГДП.  

Те же, что и в целом в гигиене: эпидемиологический метод (изучение состояния здоровья детских контингентов в зависимости от факторов окружающей среды); метод санитарного описания (санитарное обследование детских дошкольных учреждений, школ и т.д.); метод санитарной экспертизы (экспертиза детских игрушек и др.); методы лабораторных экспериментов (например, изучение влияния вредных факторов на растущий организм).

Закономерности роста и развития детей

- неравномерность роста и развития в зависимости от возраста - чем

моложе организм, тем интенсивнее идут эти процессы;

- неравномерность роста и развития разных органов и систем в раз-

ном возрасте;

- связь роста и развития с полом - неодинаковые темпы роста и

развития, в том числе полового, у мальчиков и девочек;

- влияние на рост и развитие генетических факторов, факторов окружающей среды и социальных условий, заболеваемости;

- влияние акселерации.

Акселерация как актуальная проблема ГДП

Акселерация - ускорение физического развития детей и подрост-

ков. При сопоставлении антропометрических показателей детей 100-130 лет назад и сейчас в развитых странах отчетливо видна тенденция к ускорению физического развития, наиболее это характерно для городского населения. В последние 10-15 лет темпы акселерации заметно снизились и сейчас даже наблюдается деселерация – снижение физического развития детей и подростков по сравнению с 70-80-ми годами 20 века.

Теории (причины) акселерации.

До настоящего времени универсальная причина акселерации не установлена ввиду огромного количества факторов, влияющих на физическое развитие.

Основные теории акселерации: 

1) улучшение качественных и количественных показателей питания населения – алиментарная теория; 

2)снижение заболеваемости, акушерско-гинекологической патологии ввиду развития медицины;

3)гелиогенная - влияние циклических изменений солнечной активности и уровня УФО;

4)экологическая - рост содержания СО2 в атмосфере, увеличение интенсивности электромагнитных полей, повышение уровня естественного радиоактивного фона; 

5)гетерезиса - увеличение количества смешанных браков разных рас и национальностей.

Медицинские и социальные последствия акселерации

Медицинские неблагоприятные последствия: омоложение многих заболеваний (онкологических, сердечно-сосудистых и др.); функциональные нарушения развития органов и систем; проблема крупного плода в акушерстве за счет внутриутробной акселерации; необходимость пересмотра гигиенических норм (питания, размеров школьной мебели, стандартов физического развития); гинекологическая патология из-за ранних беременностей и абортов.

Социальные, обусловленные отставанием психического развития от физического: рост подростковой преступности, рост числа разводов, детей без попечения родителей и др.

    


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: