Удобрения - вещества, применяемые для повышения урожайности растений (не путать с пестицидами!).
Если расход пестицидов - граммы, кг/га, то удобрений - десятки и сотни кг/га, иногда – тонны на 1 га. СССР занимал 1 место в мире по производству и применению удобрений, что представляет определенную опасность как для работающих, так и для населения при употреблении продуктов растительного происхождения.
Классификация удобрений:
- органические (торф, навоз);
- минеральные - макроудобрения (азот, фосфор, калий - простые и сложные - аммофос) и микроудобрения (микроэлементы для подкормки).
Среди всех удобрений по применению 90% составляют азотные - дают быстрый прирост массы растений, но при этом в почве и растениях накапливаются нитраты - нитриты - метгемоглобинэмия. Опасность нитрозосоединений. Необходим контроль (сертификация) продукции по содержанию нитратов, особенно из частных хозяйств.
Фосфорные удобрения в виде примеси часто содержат фтор - флюороз у рабочих по их производству и при применении, формирование антропогенных биогеохимических провинций по фтору.
|
|
Установлено, что избыточное использование удобрений стимулирует развитие вредителей - нужны большие дозы пестицидов.
Гигиена труда с удобрениями.
Так как удобрения относятся к малотоксичным веществам, при их использовании не нужны столь строгие меры, как при работе с пестицидами - здесь в основном все сводится к защите органов дыхания от пыли удобрений и защите кожных покровов (индивидуальные средства защиты). Опасность представляют работы с аммиаком и аммиачной водой - поражение органов дыхания, глаз, кожи.
РАЗДЕЛ «ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»
ТЕМА № 27. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ КАК КРИТЕРИЙ ЗДОРОВЬЯ
Предмет и задачи гигиены детей и подростков (ГДП).
ГДП - раздел гигиены, изучающий действие факторов окружающей среды на растущий организм и разрабатывающий комплекс профилактических мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков.
Основные задачи ГДП: изучение физического развития, разработка гигиенических требований к детским дошкольным и школьным учреждениям, к закаливанию, физическому воспитанию и обучению детей, к детским игрушкам, гигиена труда школьников и подростков, гигиена питания детей, проведение врачебно-профессиональных консультаций в школе.
Основные методы исследования в ГДП.
Те же, что и в целом в гигиене: эпидемиологический метод (изучение состояния здоровья детских контингентов в зависимости от факторов окружающей среды); метод санитарного описания (санитарное обследование детских дошкольных учреждений, школ и т.д.); метод санитарной экспертизы (экспертиза детских игрушек и др.); методы лабораторных экспериментов (например, изучение влияния вредных факторов на растущий организм).
|
|
Закономерности роста и развития детей
- неравномерность роста и развития в зависимости от возраста - чем
моложе организм, тем интенсивнее идут эти процессы;
- неравномерность роста и развития разных органов и систем в раз-
ном возрасте;
- связь роста и развития с полом - неодинаковые темпы роста и
развития, в том числе полового, у мальчиков и девочек;
- влияние на рост и развитие генетических факторов, факторов окружающей среды и социальных условий, заболеваемости;
- влияние акселерации.
Акселерация как актуальная проблема ГДП
Акселерация - ускорение физического развития детей и подрост-
ков. При сопоставлении антропометрических показателей детей 100-130 лет назад и сейчас в развитых странах отчетливо видна тенденция к ускорению физического развития, наиболее это характерно для городского населения. В последние 10-15 лет темпы акселерации заметно снизились и сейчас даже наблюдается деселерация – снижение физического развития детей и подростков по сравнению с 70-80-ми годами 20 века.
Теории (причины) акселерации.
До настоящего времени универсальная причина акселерации не установлена ввиду огромного количества факторов, влияющих на физическое развитие.
Основные теории акселерации:
1) улучшение качественных и количественных показателей питания населения – алиментарная теория;
2)снижение заболеваемости, акушерско-гинекологической патологии ввиду развития медицины;
3)гелиогенная - влияние циклических изменений солнечной активности и уровня УФО;
4)экологическая - рост содержания СО2 в атмосфере, увеличение интенсивности электромагнитных полей, повышение уровня естественного радиоактивного фона;
5)гетерезиса - увеличение количества смешанных браков разных рас и национальностей.
Медицинские и социальные последствия акселерации
Медицинские неблагоприятные последствия: омоложение многих заболеваний (онкологических, сердечно-сосудистых и др.); функциональные нарушения развития органов и систем; проблема крупного плода в акушерстве за счет внутриутробной акселерации; необходимость пересмотра гигиенических норм (питания, размеров школьной мебели, стандартов физического развития); гинекологическая патология из-за ранних беременностей и абортов.
Социальные, обусловленные отставанием психического развития от физического: рост подростковой преступности, рост числа разводов, детей без попечения родителей и др.