1. Развивающая цель урока предусматривает:
· Задачи развития интеллекта, воли, эмоций, познавательных интересов;
· Задачи развития умения выделить в ходе урока главное, существенное (составление планов изученного, контрольных вопросов по теме, формирование умения сравнивать, обобщать);
· Обеспечение в ходе урока развития у школьников самостоятельности;
· Развитие речи учащихся, умения преодолевать трудности в учении, закалять волю, создание эмоциональных переживаний;
· Развитие мышления, памяти, эмоций, интересов и способностей;
2. Воспитательная:
Их определение возможно только по отношению к процессу и должно выражаться в деятельной форме.
А) Целесообразно начинать формулировку со слов:
· содействовать,
· способствовать,
· создать условия для …
Б) Далее в соответствующем падеже: развитию, формированию, воспитанию, привитию…
В) Затем называется конкретное умение или качество личности, для формирования которого учитель создает условия.
Г) Потом определяются средства для развития, воспитания данных умений, качеств: через (посредством, с помощью и т.п.) организацию ситуации… (игры, диалога, деятельности и т.п.), использование приемов, форм организации урока.
|
|
· Содействие в ходе урока формированию мировоззренческих идей (материальность мира, причинно-следственные связи), познавательность мира, разоблачению ложных юношеских взглядов на различные явления;
· Ознакомление с общественно-политическими событиями, содействие формированию здорового образа жизни;
· Трудовое, эстетическое, духовно-нравственное, экологическое воспитание, профориентация, формирование патриотизма, коллективизма, навыков межличностного общения, культуры умственного труда
Примерный перечень встречающихся ошибок целеполагания, достаточно убедительно показывает, что есть реальные сложности в понимании целей и их грамотной постановке.
· Отображение учителем своей деятельности или содержания урока, например: познакомить учащихся…, показать…, рассказать учащимся… и т. п.
· Определение учителем порядка деятельности учащихся, например: учащиеся выполняют…, решают, знакомятся.. и т. п.
· Определение учителем цели урока для себя, а е для учащихся.
· Постановка развивающей цели конкретного урока, а не ряда уроков, связанных одной темой.
В своей деятельности мы должны помнить, что четко определенная цель как бы структурирует, «цементирует» весь урок. Нечеткая же, «размытая» цель делает его «размазанным», что фактически приводит к разрушению всей деятельности. «Никакое дело нельзя хорошо сделать, если неизвестно, чего хотят достигнуть» (А. Макаренко).
|
|
Показателями успешного осуществления учителем целеполагающей деятельности являются:
1. Готовность учащихся к активной учебной деятельности.
2. Формулирование целей учебного занятия совместно с учащимися.
3. Вариативность приёмов сообщения темы и целей учебного занятия.
4. Преемственность и перспективность в постановке целей учебного занятия.
5. Формулирование целей в действиях учащихся.
6. Понимание учащимися социальной, практической и личностной значимости изучаемого материала.
7. Совместное с учащимися планирование работы на учебном занятии.
Рефлексия в конце учебного занятия:
Возвращаемся к заполнению таблицы.
Что я узнал о цели?
Как вы думаете, достигли ли мы поставленных целей? Подумайте в группах, обсудите и выскажите свои мнения.
Что нового узнали на уроке?
Что научились делать?
Какие полезные способы деятельности вы приобрели?
Что пригодится вам в жизни?
О чем хотели бы узнать дополнительно по этой теме?
Что вызвало затруднения при изучении темы?
Что усвоено плохо и требует дальнейших пояснений и закрепления? и т.п.);