ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ НА УРОКЕ.
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
К ЦЕЛЕПОЛАГАНИЮ
Плохой учитель преподносит истину,
хороший учит ее находить.
А. Дистерверг.
Цель: создание условий для формирования у студентов знаний о цели, целеполагании, видах целей, организация деятельности студентов по развитию умения ставить цели, определять характер поставленных целей, оценивать правильность формулировки цели и задач в своей педагогической деятельности.
Основные понятия и термины по теме: цель, целеполагание, задачи, требования предъявляемые к целеполаганию, подходы к формулированию целей урока и способы постановки цели.
План изучения темы:
1. Понятие «цель», «педагогическая цель», «целеполагание». Ориентиры для определения педагогических целей. Требования к педагогической цели. Подходы к целеполаганию в педагогике.
2. Способы постановки педагогических целей. Постановка целей обучения через описание образовательных результатов. Прием конкретизации целей обучения. Описание учебных результатов через характеристику уровней усвоения знаний.
|
|
3. Этапы целеполагания. Уровни целеполагания. Трудности педагогического целеполагания. Уровни развития педагогического целеполагания.
Методы и формы организации учебного процесса: лекция-визуализация с использованием проблемных вопросов, решением ситуаций, составлением схемы «Способы постановки цели урока», рефлексия: «Неоконченные предложения».
Оборудование: презентация по теме, статьи Егоровой Юлии Александровны, кандидат педагогических наук, доцента кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин филиала Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Чистополь. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ: СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, таблица - фиксация знаний «ЗХУ».
Современные исследования свидетельствуют о том, что в реальном педагогическом процессе цель является определяющим фактором, тем стержнем, вокруг которого педагог объединяет все педагогические средства в систему, определяя место каждого из них. Установлено, что целеполагание является необходимым условием продуктивной деятельности педагога; ведущим, системообразующим компонентом педагогической деятельности, позволяющим смоделировать субъекту деятельности траекторию собственного развития, осуществить самодвижение и коррекцию собственного саморазвития.
Целеполагание определяет структурную основу программ деятельности не только учащихся, но и педагогов, позволяя определять адекватную технологию обучения и систему критериев оценки получаемых результатов.
|
|
Педагогическое целеполагание выступает важнейшим компонентом профессиональной компетентности учителя в контексте современных подходов к образованию. Решить насущные проблемы современного образования способен педагог, умеющий выстраивать процесс целеполагания, а значит, обладающий творческим стилем мышления, умением анализировать педагогические явления, ставить педагогически обоснованные цели, отбирать и своевременно корректировать средства для их реализации, адекватно оценивать результативность собственной деятельности.
В современной школе набирает силу компетентностный подход. Определена целая система компетенций, представляющих собой ориентиры в работе учителя и учащихся. Одной из ключевых компетенций называется компетенция целеполагания. В данном случае новым образовательным продуктом для ученика выступают поставленные им цели, составленные планы и программы.
Компетентностно-ориентированный урок - это урок, на котором реализуется способность к практической деятельности, к решению жизненных проблем, основанная на приобретённом учебном и жизненном опыте, его ценностях и склонностях. Главной целью такого урока является формирование личности, раскрытие и развитие её задатков, способностей.
В настоящее время в отечественной педагогической психологии всё больше сторонников приобретает подход к обучению с позиции субъект-субъектных отношений, при которых не только педагог, но и ученик выступают полноправными субъектами учебной деятельности. Сама деятельность при этом становится совместной. Как любой другой вид деятельности, учебная деятельность представляет собой систему, в которой системообразующим фактором выступает цель (В.Д.Шадриков).
Перед вами лежит таблица - фиксация знаний, заполните, пожалуйста, вторую графу «Знаю» по данной теме …и отложите.
Понятие | Знаю | Хочу узнать | Узнала |
1. Цель 2. Задача 3. Целеполагание |
Что же такое цель в обучении?
Цель – предвосхищаемый результат – образовательный продукт, который должен быть создан за определённый промежуток времени и его можно продиагностировать, т.е. цель должна быть проверяема (А.В.Хуторской).
Под целью в образовании следует понимать предвосхищаемый результат – образовательный продукт, который должен быть реальным, конкретным.
Цели компетентностно-ориентированного урока должны быть диагностируемые, конкретные, понятные, осознанные, описывающие желаемый результат, реальные, побудительные действия.
Охарактеризовать цель значит ответить на вопросы: что именно должно быть достигнуто в результате, на что следует направить активность.
Осознание целей своего обучения, понимание значимости этих целей обеспечивает высокий уровень мотивации обучающихся, наполняет смыслом их учебную деятельность, вносит серьезный вклад в формирование индивидуальной траектории обучения.
Образовательные цели прописаны в государственных образовательных стандартах. Они определяют результаты обучения, воспитания, развития и социализации обучающихся на разных этапах образовательного процесса. Цели каждого конкретного образовательного мероприятия должен определять педагог, соотнося эти цели с целями стандартов.
Поставить педагогическую цель означает определить те изменения в личности обучающегося, которые хочет достичь педагог.
Значит, планируя образовательное мероприятие необходимо подходить к постановке целей с позиции всего комплекса задач современного образовательного процесса, не ограничиваясь только предметными целями. В этом случае каждое образовательное мероприятие будет содействовать продвижению обучающихся к качественной подготовке к современной жизни.