Что же такое цель в обучении?

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ НА УРОКЕ.

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

К ЦЕЛЕПОЛАГАНИЮ

Плохой учитель преподносит истину,

хороший учит ее находить.

А. Дистерверг.

Цель: создание условий для формирования у студентов знаний о цели, целеполагании, видах целей, организация деятельности студентов по развитию умения ставить цели, определять характер поставленных целей, оценивать правильность формулировки цели и задач в своей педагогической деятельности.

 

 

Основные понятия и термины по теме: цель, целеполагание, задачи, требования предъявляемые к целеполаганию, подходы к формулированию целей урока и способы постановки цели.

 

План изучения темы:

1. Понятие «цель», «педагогическая цель», «целеполагание». Ориентиры для определения педагогических целей. Требования к педагогической цели. Подходы к целеполаганию в педагогике.

2. Способы постановки педагогических целей. Постановка целей обучения через описание образовательных результатов. Прием конкретизации целей обучения. Описание учебных результатов через характеристику уровней усвоения знаний.

3. Этапы целеполагания. Уровни целеполагания. Трудности педагогического целеполагания. Уровни развития педагогического целеполагания.

Методы и формы организации учебного процесса: лекция-визуализация с использованием проблемных вопросов, решением ситуаций, составлением схемы «Способы постановки цели урока», рефлексия: «Неоконченные предложения».

Оборудование: презентация по теме, статьи Егоровой Юлии Александровны, кандидат педагогических наук, доцента кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин филиала Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Чистополь. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ: СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, таблица - фиксация знаний «ЗХУ».


Современные исследования свидетельствуют о том, что в реальном педагогическом процессе цель является определяющим фактором, тем стержнем, вокруг которого педагог объединяет все педагогические средства в систему, определяя место каждого из них. Установлено, что целеполагание является необходимым условием продуктивной деятельности педагога; ведущим, системообразующим компонентом педагогической деятельности, позволяющим смоделировать субъекту деятельности траекторию собственного развития, осуществить самодвижение и коррекцию собственного саморазвития.

Целеполагание определяет структурную основу программ деятельности не только учащихся, но и педагогов, позволяя определять адекватную технологию обучения и систему критериев оценки получаемых результатов.

Педагогическое целеполагание выступает важнейшим компонентом профессиональной компетентности учителя в контексте современных подходов к образованию. Решить насущные проблемы современного образования способен педагог, умеющий выстраивать процесс целеполагания, а значит, обладающий творческим стилем мышления, умением анализировать педагогические явления, ставить педагогически обоснованные цели, отбирать и своевременно корректировать средства для их реализации, адекватно оценивать результативность собственной деятельности.

В современной школе набирает силу компетентностный подход. Определена целая система компетенций, представляющих собой ориентиры в работе учителя и учащихся. Одной из ключевых компетенций называется компетенция целеполагания. В данном случае новым образовательным продуктом для ученика выступают поставленные им цели, составленные планы и программы. 

Компетентностно-ориентированный урок - это урок, на котором реализуется способность к практической деятельности, к решению жизненных проблем, основанная на приобретённом учебном и жизненном опыте, его ценностях и склонностях. Главной целью такого урока является формирование личности, раскрытие и развитие её задатков, способностей.

В настоящее время в отечественной педагогической психологии всё больше сторонников приобретает подход к обучению с позиции субъект-субъектных отношений, при которых не только педагог, но и ученик выступают полноправными субъектами учебной деятельности. Сама деятельность при этом становится совместной. Как любой другой вид деятельности, учебная деятельность представляет собой систему, в которой системообразующим фактором выступает цель (В.Д.Шадриков).

Перед вами лежит таблица - фиксация знаний, заполните, пожалуйста, вторую графу «Знаю» по данной теме …и отложите.

 

Понятие Знаю Хочу узнать Узнала
1. Цель 2. Задача 3. Целеполагание      

 


Что же такое цель в обучении?

Цель – предвосхищаемый результат – образовательный продукт, который должен быть создан за определённый промежуток времени и его можно продиагностировать, т.е. цель должна быть проверяема (А.В.Хуторской).

Под целью в образовании следует понимать предвосхищаемый результат – образовательный продукт, который должен быть реальным, конкретным.

Цели компетентностно-ориентированного урока должны быть диагностируемые, конкретные, понятные, осознанные, описывающие желаемый результат, реальные, побудительные действия.

Охарактеризовать цель значит ответить на вопросы: что именно должно быть достигнуто в результате, на что следует направить активность.

 


Осознание целей своего обучения, понимание значимости этих целей обеспечивает высокий уровень мотивации обучающихся, наполняет смыслом их учебную деятельность, вносит серьезный вклад в формирование индивидуальной траектории обучения.

Образовательные цели прописаны в государственных образовательных стандартах. Они определяют результаты обучения, воспитания, развития и социализации обучающихся на разных этапах образовательного процесса. Цели каждого конкретного образовательного мероприятия должен определять педагог, соотнося эти цели с целями стандартов.

Поставить педагогическую цель означает определить те изменения в личности обучающегося, которые хочет достичь педагог.

Значит, планируя образовательное мероприятие необходимо подходить к постановке целей с позиции всего комплекса задач современного образовательного процесса, не ограничиваясь только предметными целями. В этом случае каждое образовательное мероприятие будет содействовать продвижению обучающихся к качественной подготовке к современной жизни.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: