Период с 1964 г по 1917 г

Вопросы для самоконтроля на 26.03.                                   Зноев В.А. 4 БЮР ГП(з)

Какие исторические этапы развития прошла российская адвокатура?

Адвокатская деятельность по своей сути является одним из инструментов гражданского общества, предназначенным для защиты конституционных прав в отношении юридической помощи и защиты. Однако статус этой профессии неоднократно менялся на протяжении всей истории адвокатуры в России. Это прежде всего связано с особенностями политического и экономического строя в стране.

Российскую историю адвокатуры кратко можно описать следующим образом:

  1. Институт поверенных XV-XVI вв.
  2. Судебное представительство XVIII-XIX вв. (дореформенный период).
  3. Реформа 1864 г. Начало формирования адвокатуры «западного типа».
  4. 1864-1917 гг. Развитие присяжного адвокатского института.
  5. Период советской власти 1917-1991 гг. Принятие основополагающих Положений об адвокатской деятельности в 1962 и 1980 гг.
  6. Адвокатура РФ после 1991 г.

Суд в Древней Руси

В древности адвокатуры как таковой не существовало. В качестве судебных органов выступал удельный князь, члены его дружины и наместники. Согласно правовым нормам Киевской Руси, изложенным в первом сборнике Русская Правда 1016 г., судебный процесс носил обвинительно-состязательный характер. Перед князем представали обе стороны спора, часто приходили всей семьей или общиной и предъявляли аргументы в пользу своей правоты. Нередко дело доходило и до рукоприкладства.

Использовались также приемы «суда Божьего», когда обвиняемого подвергали различным испытаниям и по определенным признакам выносили приговор (поединок противников на одинаковых условиях, жребий, проверка огнем и водой и другие). Такой подход требовал только наличия истца и ответчика, а не защитника.

Поверенные в XIV-XVII века

Первым прообразом современной адвокатуры в истории России можно считать появление судебных поверенных в Средние века. Сообщения о них зафиксированы в законодательных документах XIV- XVI вв.:

· Псковская судная грамота (1397-1467 гг.) в составе Воронцовского сборника.

· Судебники 1497, 1550, 1589 гг.

· Новгородская судная грамота (1471 г.).

Во всех этих сборниках законов институт поверенных описывается как обычное явление, которое существует уже длительное время. Право пользования такими услугами варьировалось. Так в Новгородской судной грамоте это разрешалось любому, а в Псковской – только женщинам, старым и больным людям, монахам. Уже тогда было закреплено положение, согласно которому поверенный не должен был состоять на службе государя, чтобы решение суда не стало предвзятым.

История развития адвокатуры в России в этот период отличается низким уровнем судебной и государственной культуры по сравнению с другими государствами Европы. Так, в Испании адвокаты имели свою сословную организацию уже с начала XIV в.

В XVII веке права этих лиц продолжали развиваться, однако профессиональных организаций еще не существовало. Более того, в обществе того времени к поверенным сложилось очень негативное отношение. Они находились на самой низкой социальной ступени и порой не имели никакого образования, а их услуги заключались в написании жалоб, поэтому их называли ябедниками, «крапивным семенем».

Возникновение термина «адвокат»

Появление термина «адвокат» в истории российской адвокатуры связано с эпохой правления Петра I. Впервые он фигурирует в Воинских уставах, которые легли в основу реформирования юридической системы империи. Однако отношение к адвокатам оставалось таким же – сам государь приравнивал их к товарищам воров и душегубцев. Петр I считал их деятельность бесполезной и более того, мешающей работе судьи.

Его последовательница – императрица Елизавета Петровна в указе 1752 г. и вовсе поставила деятельность адвокатов вне закона. Такая традиция отношения к адвокатуре как к вредному и опасному явлению, подрывающему монархические устои, существовала в России длительное время.

Только 1832 г. был принят закон, в котором был регламентирован порядок отбора лиц для судебных представителей и их деятельность. В западных (литовских, украинских и белорусских) губерниях адвокат должен был иметь дворянское звание, поместье, а их подготовка проводилась под руководством меценатов – более опытных лиц в данном деле. Но эти новшества касались только коммерческих судов.

Реформа судоустройства в 1864 г.

Вместе с развитием буржуазного общества в XIX веке в органах высшей власти была наконец осознана необходимость профессиональной защиты в суде для представителей купеческого сословия и промышленников. В 1864 г. Государственный Совет принял решение о создании организованной адвокатской структуры.

Введение этого законодательного акта считают переломным моментом в истории возникновения адвокатуры. Разработкой проекта реформы занимались самые образованные юристы. Присяжная адвокатская деятельность теперь регламентировалась Судебными Уставами. В 1866 г. они были введены в действие.

Основными требованиями, предъявляемыми к присяжным поверенным, были следующие:

· высшее образование в области правоведения;

· возраст – старше 25 лет;

· практический опыт в судебном ведомстве от 5 лет и более (или в должности помощника присяжных поверенных);

· российское подданство;

· при наличии не юридического высшего образования – опыт работы в должности не ниже 7 класса в судебном ведомстве.

Претендент на должность присяжного поверенного также не должен быть на государственной службе, состоять под следствием, лишаться сословных или духовных прав по приговору суда. Его кандидатура окончательно утверждалась министром юстиции, а сам поверенный приносил присягу.

Период с 1964 г по 1917 г.

После того как были введены Судебные Уставы, состоялось первое собрание утвержденных присяжных поверенных. В Москве их было всего 21 человек. На собрании был избран Совет, состоящий из 5 членов.

Благодаря скрупулезно отобранному составу поверенных в российской адвокатуре сложилась система высокой культуры и профессиональной чести. Это способствовало изменению правосознания простых людей и их отношения к закону.

Со стороны императорской власти адвокатура не встречала никакой поддержки, а на самых принципиальных из них оказывалось давление. В публицистике деятельность присяжных поверенных продолжали показывать в деструктивном толке. Другим негативным явлением в истории возникновении института адвокатуры был тот факт, что в глубинке страны продолжали действовать архаические традиции в судопроизводстве.

К концу XIX века в России катастрофически не хватало адвокатов – на одного поверенного приходилось около 30 000 населения. К 1910 г. данное соотношение улучшилось почти в 2 раза, но этот показатель все равно был еще очень далек от европейских стран. В Великобритании он в то время составлял: 1 адвокат на 684 граждан.

В 1874 г. был принят закон, с помощью которого власть пыталась поставить под контроль деятельность «подпольных» адвокатов. Так как существовал довольно высокий ценз, то многие профессиональные ходатаи просто не могли стать членами адвокатуры. Однако этот законодательный акт не оказал существенного действия.

Революция 1917 года

В 1917 году, с приходом Советской власти, была упразднена и полностью разрушена вся судебная система, созданная в предшествующие годы. В истории развитии адвокатуры это был переходный период. В марте 1918 г. была предпринята попытка создания новой правозащитной структуры. Декретом предписывалось сформировать при местных Советах коллегии защитников, финансируемые государством.

В ноябре того же года ВЦИК выпустил Положение о народном суде, согласно которому адвокатская деятельность должна осуществляться коллегиями, состоящими из государственных служащих. Они выступали в роли обвинителей либо защитников в гражданском судопроизводстве. Оплата адвокатских услуг со стороны клиентов сохранялась, но средства поступали теперь на счет Комиссариата юстиции. Особенностью этой системы было то, что нельзя было обращаться непосредственно к адвокату. Он допускался к делу только в том случае, если коллегия считала это необходимым. Также был установлен предел численности адвокатов, что привело к ее резкому сокращению.

В 1920 г. была утверждена резолюция, согласно которой все граждане с юридическим образованием обязаны в течение 3-х суток зарегистрироваться в местных органах учета рабочей силы. Целью этого решения стало распределение юристов, которых не хватало в учреждениях. Тех, кто отказывался пройти регистрацию, обвиняли в дезертирстве и подлежали суду.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: