Прочтите текст и выполните задания 6–9

Вариант 1

2. Синтаксический анализ предложений.

Прочитайте текст.

(1)В течение миллиардов лет существования нашей планеты с ней происходили большие изменения. (2)Она подвергалась бомбардировке метеоритами и астероидами, заливалась раскалённой магмой и покрывалась вулканическим пеплом. (3)Материки и океаны многократно меняли своё положение, климат становился то теплее, то холоднее. (4)Жизнь, зародившаяся в воде, вышла на сушу и освоила нижние слои атмосферы. (5)Газовая оболочка насытилась живительным кислородом и приобрела состав, позволяющий называть эту смесь воздухом. (6) Все эти изменения нашли отражение в земной коре, которая и поведала об истории нашей планеты.

 

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) происходили изменения (предложение 1)                           4) оболочка насытилась (предложение 5)

2) она покрывалась (предложение 2)                                      5) которая поведала (предложение 6)

3) меняли положение (предложение 3)   

Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Проводив(1) маму с отцом в очередную командировку(2) мы с бабушкой тут же (3) как заговорщики (4) собирались на экстренный совет. Невысокая (5) сухонькая (6) с коротко подстриженными(7) волосами (8) бабушка напоминала озорного мальчишку(9) а этот мальчишка (10) как говорили (11) сильно смахивал на меня.

4. Синтаксический анализ.

Замените словосочетание «утренняя пробежка», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

2. Орфографический анализ.

1) СТЕКЛЯННЫЙ (бокал) – в суффиксе полного страдательного причастия прошедшего времени пишется две буквы Н, т.к. слово образовано от глагола совершенного вида»

2) ДЕШЁВЫЙ - в прилагательном под ударением пишется суффикс –ЁВ-

3) КОСНУТЬСЯ - безударная гласная в корне проверяется ударением, поэтому в корне пишется буква О

4) ЗАКОННО - в наречии, образованном от прилагательного с –НН-, пишется две Н

5) МЕЖИНСТИТУТСКИЙ – после приставки МЕЖ- начальная гласная корня И всегда сохраняется

Прочтите текст и выполните задания 6–9.

 (1)Однажды крокодил Буая захотел переменить место жительства. (2)Он покинул реку и пополз прямиком без дороги. (3) А так как он не обдумал, куда пойти, то попал в безводную местность, где не росло ни дерева, ни кустика. (4)Крокодил изнемогал от жары, он лежал без движения и горевал, что пришли его последние минуты. (5)Но тут он заметил, что по тропинке идёт подросток.

 (6)Обрадованный Буая позвал его: «Эй, дружок, пойди-ка ко мне!» (7)Юноша ничуть не испугался, он приблизился и спросил: «Чего тебе от меня надо?» (8)С притворной кротостью Буая сказал: (9)«Я вижу, что ты храбрец и герой! (10)Ноги твои стройны, как стволы пальмы, а мускулы на твоих руках крепки, как корабельные канаты, наверное, и сила в тебе большая, и ты не сочтёшь за труд мне помочь! (11)Я исходил много дорог, и так устал, что мне уже не добраться до воды! (12)Для тебя это сущий пустяк, отнеси меня к воде, сделай это, и я буду благодарен тебе и щедро тебя вознагражу!»

(13)Юноша был беден, он подумал: «Если я заработаю хоть немного денег, то кроме риса смогу купить ещё какой-нибудь приварок. (14)Почему бы мне не снести крокодила к реке?» (15)И он сказал: «Хорошо, дедушка Буая, я тебя отнесу!» (16)Он взвалил крокодила на спину и потащил его, напрягая все силы, к реке. (17)Но только он положил крокодила на берегу, как тот взмолился: «Разве ты не можешь сделать ещё два-три шага и внести меня в самую воду, ведь мне так трудно ползать по земле!» (18)Молодой человек пронёс крокодила ещё немного и опустил прямо в воду. (19)Теперь он спросил: «Ну а как с обещанной платой, Буая?»

(20) Крокодил пролил слезу и сказал: «Ты видишь, как я растроган! (21)Ты не можешь не признать, что я воздаю тебе добром за добро! (22)Мне ничего не стоило, схватить тебя и съесть, но я этого не сделаю и ограничусь всего лишь тем, что откушу одну твою ногу».

(23)Мальчик возмутился и воскликнул: «Как? Я спас тебя от смерти и с трудом дотащил сюда, а вместо обещанной награды ты ещё собираешься…»

(24) «О-О-О! – перебил его крокодил, и из его глаза выкатилась ещё одна слеза! (25) – Ты не ценишь благородства души моей! (26)Я мог проглотить тебя целиком, с кожей и волосами, но не сделал этого. (27)И если я довольствуюсь всего лишь одной ногой, разве это не великое благодеяние?»

(28)Только теперь бедный юноша понял, в какую он попался ловушку! (29)Он стал ругать крокодила за коварство, крокодил ревел, кричал на юношу. (30)Поднялся такой шум, что проснулась цапля Бонгау. (31)Цапля как раз перед тем съела жирную рыбу, и, стоя на одной ноге, сладко дремала после обеда. (32)Цапля поскорее опустила вторую ногу и воскликнула: «Эй, вы, что вам там надо? Что за крик?»

(33)Юноша рассказал цапле всё, что с ним случилось, и попросил рассудить их с крокодилом. (34)Бонгау задумалась, потом сказала: «Откровенно говоря, я не уверена, вправду ли всё это было? (35)Неужели ты смог нести на себе такого тяжёлого крокодила? (36)Докажи мне сначала, что ты на самом деле можешь это совершить и отнеси крокодила туда, откуда ты его принёс!»

(37)Буая смекнул: «Ну, у мальчишки, пожалуй, не хватит сил, цапля его посчитает лгуном, а меня оправдает». (38)И он сказал: «Я покоряюсь твоему мудрому решению! О, Бонгау».

(39)Юноше пришлось снова взвалить крокодила на спину и тащить его, а Бонгау, полная достоинства, важно шагала позади. (40)Наконец, добрались они до места, и юноша сбросил крокодила на песок.

(41) «Это ли самое место, Буая?» – спрашивает цапля. (42)Крокодил подтвердил. (43)Цапля продолжает задавать вопросы: «А смог ли бы ты спастись сам, без его помощи? Скажи правду, Буая». (44)«Нет, госпожа цапля, один я бы пропал здесь!»

(45)Цапля, подумав, решила: «Тогда пусть юноша скажет, хочет ли он тебя теперь выручать?»

(46)Но юноша только засмеялся в ответ: «Лицемера, обманщика, который не только не держит своё слово, но и хотел меня сделать безногим калекой! (47)Нет! (48)Такому я во второй раз помогать не стану!»

(49)И юноша с цаплей удалились, оставив крокодила лежать на горячем песке.

(50)Вот с тех самых пор, стали называть слёзы притворщика «крокодиловыми слезами», а малайцы просто кличут лицемеров и негодяев именем Буая.               (малайская сказка)

 

6. Анализ содержания текста.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: