Тема 6. Мой конспект: Познавательная и коммуникативная деятельность

Параметры Познавательная деятельность Коммуникативная деятельность I.объект: Познавательная деятельность. 1)формы чув­ственного познания: ощущение, восприятие, представление, воображение       (представления реальные и нереальные). 2)формы рациональногологического) познания: понятие, суждение, умо­заключение. 3)философские позиции: сенсуализм и рационали­зм. Коммуникативная деятельность — это деятельность, пред­метом которой является другой человек — партнёр по об­щению. Коммуникативные формы познания: аргументация, обоснование, объясне­ние, опровержение. II.субъект: 1) Социальное знание: факты, законы, зави­симости общественно-исторического процесса. Гуманитарное знание: цели, мотивы, ориентации человека. III.деятельность: Познавательная деятельность. 1) Наука. 2) Мифы. 3) Практическое знание, 4) здравый смысл. 5) Искусство. 6) Паранаука. Коммуникативная деятельность: коммуникация. общение. обмен информацией. знаки. IV.цель: Истина и её критерии. 1) Знания: истинные, ложные. Истина — это соответствие полученного знания действи­тельности. Относительная истина — это ограниченное верное знание о чём-либо. Абсолютная истина — это полное, исчерпывающее знание о сложном объекте. Критерии истины: логическая непротиворечивость, полезность для человека, практи­ка, идея взаимодополняемости. 1) Утверждения, не соответствующие действительности: заблуж­дение— это реальности, но ошибочно принимаемое за истинное, ложь — это искажение реальности, имеющее целью обман кого-либо. Специфика истины в каждой обла­сти знания: историческое исследование, ма­тематические науки, судебное расследование. Ценности и критерии. Общение — установление и развитие взаимных отношений, контактов между людьми. Общение включает в себя обмен информа­цией, оценками, чувствами и конкретными действиями: коммуникация, перцепция, интеракция. Оформление  знания в видетекстов (формаль­ная коммуникация). Применение  унифицированного научного языка, стандартов и конвенций. Передача систе­мы мировоззренческих, методологических и иныхнормати­вов, принципов, которые лежат в основе научных выводов. V.средства: Язык науки. Принцип объективности. Рационалистиче­ская обоснованность. Системность знания. Проверяемость. 1) Язык коммуникации. 2) Языки (естественные и искусственные). 3) Знаковые системы — модели, схемы, таблицы. Ло­гические правила. Эталоны, единицы Приёмы измерения, объяснения и доказательства. VI.методы: Эмпирическое знание: наблюдение изучаемого предмета непосредствен­но или с помощью приборов. научные факты. эмпирические методы:наблюдение, измерение, описание, сравнение, эксперимент. фрагментар­ность. Теоретическое познание: логическая модель изучаемого объекта, вы­раженная специальным научным языком. науч­ные понятия, гипотезы, принципы и законы науки. теоретические методы: аналогия, моделиро­вание, абстрагирование, идеализация. системность. 1) Ценностное знание- проблема познаваемости мира: Пессимизм:отрицание познаваемости мира. Оптимизм: признание познаваемости мира. Скепти­цизм: признание познаваемости мира сомнение в достоверности полученного знания. Агностицизм: отрицание познания мира. Конвенционализм: научные теории – соглашения между учё­ными.

 

Тема 7. Мой конспект: Свобода и необходимость в деятельности человека

I.объект:

I.Понятие свобода:

1)Свобода личности - ценность цивилизованного че­ловечества.

2)Осмысление значения свободы для самореализации челове­ка:

А)древние времена: стремление к свободе, освобождению от пут деспотизма, произвола - вся история человечества.

Б)Новое и Новейшее время: все революции – слово «свобода» на своих знамёнах.

3)Категория свободы -одна из центральных в философских исканиях человечества:

А) политики: связь свободы с конкретными политическими целями,

Б)философы: осмысление свободы с разных позиций.

II.Свобода выбора.

1) Невозможность  абсолютной, безграничной свобо­ды:

А)осуществление прав и свобод,

Б) ограничениям: признание и уважение прав других.

2)   Возможность абсолютной свободы:

А) ничем не ограниченный выбор,

Б)трудное положение при принятии решения.

3)Свобода выбора:

А) Нарицательное выражение «буриданов осёл»- Ж. Буридан (ок. 1300—1358),  рассказ об осле, который был поставлен между двумя одинаковыми и равноудалёнными от него охапками сена; не решив, ка­кую охапку предпочесть, осёл умер от голода.

Б)Аналогичная  ситуация -Данте, рассказ о людях: «Поставленный между двумя блюдами, одинаково удалёнными и одинаково вле­кущими, человек скорее умрёт, чем, обладая абсолютной свободой, возьмёт в рот одно из них».

II.субъект-человек:

1) Ограничители свободы:

А) внешние ограничители(фатализм),

Б)  внутренние запреты, которые человек устанавливает для себя(волюнтаризм).

2) Основы поведения:

А) внешние обстоятельства жиз­ни человека определяют поведение человека(фатализм)

Б)  Человек совершенно свободен в своей внутренней жизни(волюнтаризм).

III.деятельность:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: