Параметры Познавательная деятельность Коммуникативная деятельность I.объект: Познавательная деятельность. 1)формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление, воображение (представления реальные и нереальные). 2)формы рациональногологического) познания: понятие, суждение, умозаключение. 3)философские позиции: сенсуализм и рационализм. Коммуникативная деятельность — это деятельность, предметом которой является другой человек — партнёр по общению. Коммуникативные формы познания: аргументация, обоснование, объяснение, опровержение. II.субъект: 1) Социальное знание: факты, законы, зависимости общественно-исторического процесса. Гуманитарное знание: цели, мотивы, ориентации человека. III.деятельность: Познавательная деятельность. 1) Наука. 2) Мифы. 3) Практическое знание, 4) здравый смысл. 5) Искусство. 6) Паранаука. Коммуникативная деятельность: коммуникация. общение. обмен информацией. знаки. IV.цель: Истина и её критерии. 1) Знания: истинные, ложные. Истина — это соответствие полученного знания действительности. Относительная истина — это ограниченное верное знание о чём-либо. Абсолютная истина — это полное, исчерпывающее знание о сложном объекте. Критерии истины: логическая непротиворечивость, полезность для человека, практика, идея взаимодополняемости. 1) Утверждения, не соответствующие действительности: заблуждение— это реальности, но ошибочно принимаемое за истинное, ложь — это искажение реальности, имеющее целью обман кого-либо. Специфика истины в каждой области знания: историческое исследование, математические науки, судебное расследование. Ценности и критерии. Общение — установление и развитие взаимных отношений, контактов между людьми. Общение включает в себя обмен информацией, оценками, чувствами и конкретными действиями: коммуникация, перцепция, интеракция. Оформление знания в видетекстов (формальная коммуникация). Применение унифицированного научного языка, стандартов и конвенций. Передача системы мировоззренческих, методологических и иныхнормативов, принципов, которые лежат в основе научных выводов. V.средства: Язык науки. Принцип объективности. Рационалистическая обоснованность. Системность знания. Проверяемость. 1) Язык коммуникации. 2) Языки (естественные и искусственные). 3) Знаковые системы — модели, схемы, таблицы. Логические правила. Эталоны, единицы Приёмы измерения, объяснения и доказательства. VI.методы: Эмпирическое знание: наблюдение изучаемого предмета непосредственно или с помощью приборов. научные факты. эмпирические методы:наблюдение, измерение, описание, сравнение, эксперимент. фрагментарность. Теоретическое познание: логическая модель изучаемого объекта, выраженная специальным научным языком. научные понятия, гипотезы, принципы и законы науки. теоретические методы: аналогия, моделирование, абстрагирование, идеализация. системность. 1) Ценностное знание- проблема познаваемости мира: Пессимизм:отрицание познаваемости мира. Оптимизм: признание познаваемости мира. Скептицизм: признание познаваемости мира сомнение в достоверности полученного знания. Агностицизм: отрицание познания мира. Конвенционализм: научные теории – соглашения между учёными. |
Тема 7. Мой конспект: Свобода и необходимость в деятельности человека
I.объект:
I.Понятие свобода:
1)Свобода личности - ценность цивилизованного человечества.
2)Осмысление значения свободы для самореализации человека:
А)древние времена: стремление к свободе, освобождению от пут деспотизма, произвола - вся история человечества.
Б)Новое и Новейшее время: все революции – слово «свобода» на своих знамёнах.
3)Категория свободы -одна из центральных в философских исканиях человечества:
А) политики: связь свободы с конкретными политическими целями,
Б)философы: осмысление свободы с разных позиций.
II.Свобода выбора.
1) Невозможность абсолютной, безграничной свободы:
А)осуществление прав и свобод,
Б) ограничениям: признание и уважение прав других.
2) Возможность абсолютной свободы:
А) ничем не ограниченный выбор,
Б)трудное положение при принятии решения.
3)Свобода выбора:
А) Нарицательное выражение «буриданов осёл»- Ж. Буридан (ок. 1300—1358), рассказ об осле, который был поставлен между двумя одинаковыми и равноудалёнными от него охапками сена; не решив, какую охапку предпочесть, осёл умер от голода.
Б)Аналогичная ситуация -Данте, рассказ о людях: «Поставленный между двумя блюдами, одинаково удалёнными и одинаково влекущими, человек скорее умрёт, чем, обладая абсолютной свободой, возьмёт в рот одно из них».
II.субъект-человек:
1) Ограничители свободы:
А) внешние ограничители(фатализм),
Б) внутренние запреты, которые человек устанавливает для себя(волюнтаризм).
2) Основы поведения:
А) внешние обстоятельства жизни человека определяют поведение человека(фатализм)
Б) Человек совершенно свободен в своей внутренней жизни(волюнтаризм).
III.деятельность: