II.технологический аспект: Как создавалась Всемирная паутина. По материалам А. Семёнова «Бернерс-Ли — отец WWW»

World Wide Web в переводе с английского — «Все­мирная паутина», метод организации информации, кото­рый преобразил способы её получения, общения участ­ников друг с другом, проведения научных исследований и покупок в магазинах.

1980-е гг. - проблема коммуникаций, новые методы обмена научной информацией.

1989 г. - проект Т. Бернерса-Ли: браузер и сервер для WWW, выпустил началь­ный протокол передачи гипертекстов, универ­сальный указатель ресурсов как единая система адреса­ции, язык разметки гипертекстов.

6 августа 1991 г. -первый в мире web-сайт Бернерса-Ли: Всемирная паути­на, web-сервер, интернет-каталог.

1991-1992 гг.-основа web: гипер­текстовый протокол передачи данных (HTTP) для свя­зи между документами, гипертекстовый язык разметки (HTML) для форматирования web-документов, универ­сальная система поиска адресов (URL) для переадреса­ции документов, первые специальные программы: web-сервер и web-брау­зер (программа для путешествий по Сети).

1992 г. - доступ к браузеру для широкой публики.

IV.информационный аспект -глобальная информационная экономика:

1) Глобализация и информатизация в экономи­ческой сфере: глобализация — это создание в конце XX в. мирового рынка товаров и услуг, рабочей силы, капиталов и информации.

2) Субъекты глобальной экономики и лидеры мирового рынка - транснациональ­ные корпорации (ТНК) — фирмы, которые имеют дочерние предприятия или филиалы во многих странах и реализу­ют на международном рынке свою продукцию, оказывая влияние на мировую экономику или её отдельный сег­мент; около 25% мирового ВВП, примерно 80% всех существующих в мире патентов, лицензий и секретов производства (ноу-хау); свы­ше 80 тыс. подобных фирм (и свыше 800 тыс. их филиа­лов и дочерних компаний), реальное влияние - примерно 500 ТНК: ведущие позиции в электронной, авиакосмической промышленности, в про­изводстве новых материалов; среди них 133 американские компании, 67 японских, 61 китайская, 35 французских, 34 немецких, 30 британских; рос­сийские (7) и индийские (8) компании.

3) Характер взаимодействия мировой и национальных экономик: А)мировое экономиче­ское сообщество - целостная экономическая система, которая всё больше определяет функционирование экономики отдельных государств;

Б)регионали­зация — процесс углубления взаимодействия экономик отдельных регионов (Европейский союз, Евразийское эконо­мическое сообщество и др.); регионализация - один из уровней единой мировой экономики.

4) Инновационная экономическая политика государства: важная роль в экономике (от финансирования исследова­тельских программ и обучения специалистов до защиты конкурентной среды)  

5) Три моде­ли взаимодействия государства и различных социальных институтов: американская (на приме­ре США), азиатская (на примере Сингапура) и европейская (на примере Финляндии).

Первая модель: развитие при наименьшем вмешательстве государства в экономические и социальные процессы; высокий уро­вень конкурентоспособности национальной экономики, достаточно высокий уровень социального не­равенства.

Вторая модель: приоритеты государства, развитие в рамках авторитаризма; высокие показатели экономического развития, определённые проблемы в сферах образования и здравоохранения.

Третья модель; активность государства как в финансировании исследовательских про­грамм и информационных технологий, так и в стремлении максимально повысить качество жизни граждан.

6) Информатизация глобальной экономики:

А)р азвитие  информа­ционных технологий,

Б)рост затрат на науч­ные исследования в области информационных технологий и инвестиций в эти области;

В)внедрение информационных технологий в повседневность и производственный процесс;

Г)рост доли инфор­мационных отраслей в ВВП,

Д)рост численности работников, связанных с обработкой информации,.

7) Изменение организационных форм экономиче­ской деятельности:

А)сетевая структу­ра,

Б)участие фирм или работников из «узлов» сети в совместной деятельности с минимальными затратами на коммуникацию.

8) Субъекты сетевой экономики:

А)центры зна­ний и инноваций (Силиконовая долина в США или Сколково в РФ;

Б)эффективность  инновационной политики государства -количество научных работни­ков, занятых в сфере НИОКР (научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, направленных на получе­ние новых знаний и создание новых технологий), число опубликованных научных статей, полученных патентов и т. д.

9) Регуляторы глобальной информационной эко­номики -международные экономические и фи­нансовые организации, такие, как МВФ (Международный валютный фонд), ВТО (Всемирная торговая организация), Всемирный банк.

10) Критерии развития информацион­ной экономики как сферы информационного общества:

А)с оздание сетевой экономики и её роль в глобальном экономическом пространстве, конкурентоспособность стра­ны, развитие инновационной системы, технологическое развитие;

Б)информационного общества - не матери­альное производство, а производство информации и знаний с помощью информационных технологий.

V.организационный аспект -современное информационное пространство:

1) Коммуникация — обмен информацией как системообразующий фактор в жизни современного общества.

2) Единое  информационное простран­ство.

3) Компоненты информационной сферы общества:

Первый компонент информационной сферы: информация-информационный ресурс и фактор производства в современной экономике: снятие неопределённости и разработка наиболее эффективных стратегий достиже­ния поставленной цели; его оперативность и новизна. Второй компонент информационной сферы-инфраструктура: путь от источника информации к её потребителю; совокупность различных ка­налов связи, средства информационного взаимодействия.

Третий компонент информационной сферы-субъекты сбора, формирования, распространения и использования инфор­мации.

Четвертый компонент информационной сферы: система регулирования взаимодействия между собой социальных институтов, субъектов, социальных групп в процессе создания и распространения информа­ции.

4)Интернет, или Всемирная паутина, — это глобальная система, благодаря которой сложилось, расширяется и функционирует информационное пространство. В 1990 г. в мире насчитывалось примерно 300 тыс. пользователей Интернета, в 2008 г. — 1,5 млрд, а количество зарегистри­рованных сайтов достигло 186 млн.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: