«Свобода есть осознанная необходимость» -Г. Гегель (1770—1831):
А)Необходимость -подчинение всего в мире силам, действующим непреложно, неотвратимо., подчиняют деятельности человека;
Б)н епознанная необходимость - рабство,
В) познанная необходимость -свобода воли: «способность принимать решение со знанием дела».
III.2.Учение о природе необходимости.
А) Религия:
сторонники абсолютного предопределения: отрицание свободы воли.
сторонники выбора между добром и злом на основе собственного решения.
Б) Философия:
объективные, т. е. независимые от сознания человека, законы;
необходимость есть выражение закономерного, объективно обусловленного хода развития событий.
В) Ф. Энгельс (1820—1895): «Не в воображаемой независимости от законов природы заключается свобода, а в познании этих законов и в основанной на этом знании возможности планомерно заставлять законы природы действовать для определённых целей».
IV.цель- Ф. Энгельс (1820—1895): «Не в воображаемой независимости от законов природы заключается свобода, а в познании этих законов и в основанной на этом знании возможности планомерно заставлять законы природы действовать для определённых целей».
|
|
V.средства- свобода и ответственность.
1) Поведение человека:
А) Должное поведение.
2) Отклоняющееся поведение.
2)Социальные санкции:
А)Позитивные санкции:
нормы морали и права, традиции и общественное мнение;
модель «должного поведения»,
поступки и действия, принятие решений.
Б)Негативные санкции:
наказание за неодобряемые действия;
ответственность человека за свою деятельность и её последствия: уголовная, административная и другие виды ответственности.
3) Ответственность:
А)внешние формы воздействия на человека,
Б)внутренний регулятор его деятельности: чувство ответственности, долга; сознательная готовность человека следовать установленным нормам, оценивать свои поступки с точки зрения их последствий для окружающих, принимать санкции в случае допущенных нарушений.
4)Исследования психологов:
А) Склонность большинства людей принимать на себя ответственность за свои действия.
Б) Ситуации, когда чувство ответственности притупляется: действия человека в толпе - оскорбительные выкрики, сопротивление представителям правопорядка, различные проявления жестокости и агрессии, которые он никогда бы не совершил в иной обстановке; массовость выступлений, анонимный характер деятельности людей; ослабление внутренних ограничителей, снижение беспокойства по поводу общественной оценки;
В) Формирование чувства ответственности- защита себя от деиндивидуализации, т. е. превращения в безликое существо с пониженным самосознанием.
|
|
VI.методы- свободное общество:
1) свобода -состояние человека, способного действовать во всех важных делах на основе выбора.
2) общество и свобода выбора:
А) тоталитарное обществ: произвол и тирания отдельных лиц или групп населения, попирание законности, полный (тотальный) контроль государства за жизнью своих сограждан.
Б) свободное общество:
экономическая сфера: свободное предпринимательство, основанное на началах конкуренции,
политическая сфера: разнообразие политических партий, политический плюрализм, демократические принципы государственного устройства;
духовная сфера: общество свободомыслия, демократические законы и общепризнанные нормы морали.
В)критика модели свободного общества:
неограниченный индивидуализм;
самореализация человека - индивидуальный и совместный опыт, поиск решений, создание общего блага;
дополнение свободы - кооперация, ответственность, справедливость, коллективная защита;
определённая регулирующая роль государства: блага всех граждан в социальной и экономической сферах; условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека, недопущение углубления пропасти между бедными и богатыми.
3) ситуация выбора:
А) «пространстве» личной жизни каждого человека.
Б) уровень общества в целом: переходные эпохи; спектр направлений (альтернатив) дальнейшего развития: влияние на жизнь всего населения данного государства; ответственность.
Тема 8. Мой конспект: Современное общество
I.социологический аспект- глобализация как явление современности:
1) Элементы и истоки глобализации как объединения человечества во всех сферах:
А) Римская империя,
Б)Великие географические открытия, развитие рыночных отношений в XVI—XVII вв.,
В)формирование индустриального общества,
Г)научно-техническая революция XX в.
2) Развитие постиндустриального (информационного) обществаво второй половине XX в.
А)сходство и различие между регионами планеты, отдельными государствами; целостность и мозаичность, фрагментарность мира; разная скорость, разная выраженность глобализационных процессов в различных регионах и социальных сферах.
Б) создание наднациональных регуляторов противоречий глобализации: координация действия по разрешению общих проблем и поиск выхода из кризисных ситуаций; опасность наднационального регулирования.
В)рост конфликтности в мире: международный терроризм, международная преступность, угроза катастрофического развития.
Г)глобализация как объединяющий, интеграционный процесс во всех сферах жизни современного общества; создание единого мирового информационного пространства, формирование глобальной информационной политики.
II.психологический аспект -информационная экономика, новые требования к работнику:
1) главная задача: производство информации и знаний в сфере информационных технологий; знания -решающий фактор прогрессивного развития и конкурентоспособности.
2) фактор интеллектуального капитала:
А)роль интеллектуальных ресурсов в развитии информационного общества;
Б)интеллектуальный капитал — это знания, которыми обладает рабочая сила и которые обеспечивают конкурентоспособность фирмы или международную конкурентоспособность страны.