III.1.Учение о свободе воли

«Свобода есть осознанная необходимость» -Г. Гегель (1770—1831):

А)Необходимость -подчинение всего в мире силам, действующим непреложно, неотвратимо., подчиняют деятельности человека;

Б)н епознанная   необходимость - рабство,

В) познанная   необходимость -свобода воли: «способность принимать решение со знанием дела».

III.2.Учение о природе необходимо­сти.

А) Религия:

сторонники абсолютного предопреде­ления: отрицание свободы воли.

сторонники выбора между добром и злом на основе собственного решения.

Б)   Философия:

объективные, т. е. независимые от сознания человека, законы;

необходимость есть выражение закономерного, объективно обусловленного хода развития событий.

В) Ф. Эн­гельс (1820—1895): «Не в воображаемой независимости от законов природы заключается свобода, а в познании этих законов и в основанной на этом знании возможности пла­номерно заставлять законы природы действовать для опре­делённых целей».

IV.цель- Ф. Эн­гельс (1820—1895): «Не в воображаемой независимости от законов природы заключается свобода, а в познании этих законов и в основанной на этом знании возможности пла­номерно заставлять законы природы действовать для опре­делённых целей».

V.средства- свобода и ответственность.

1) Поведение человека:

А) Должное поведение.

2) Отклоняющееся поведение.

2)Социальные санкции:

А)Позитивные санкции:

нормы морали и права, традиции и обще­ственное мнение;

модель «должного поведения»,

по­ступки и действия, принятие решений.

Б)Негативные санкции:

наказание за неодобряемые действия;

ответ­ственность человека за свою деятельность и её послед­ствия: уголовная, административная и другие виды ответственности.

3) Ответственность:

А)внеш­ние формы воздействия на человека,

Б)внутренний регулятор его деятельности:  чувство ответственности, долга; сознательная го­товность человека следовать установленным нормам, оце­нивать свои поступки с точки зрения их последствий для окружающих, принимать санкции в случае допущенных нарушений.

4)Исследования психологов:

А) Склонность большин­ства людей принимать на себя ответственность за свои действия.

Б)  Ситуации, когда чув­ство ответственности притупляется: действия человека в толпе - оскорбительные выкрики, сопротивление представителям правопорядка, различные проявления жестокости и агрессии, которые он никогда бы не совершил в иной обстановке; массовость выступлений, анонимный характер деятельности людей; ослабление внутренних ограничителей, снижение беспокойства по поводу общественной оценки;

В) Формирование чувства ответственности- за­щита себя от деиндивидуализации, т. е. превращения в без­ликое существо с пониженным самосознанием.

VI.методы- свободное общество:

1) свобода -со­стояние человека, способного действовать во всех важных делах на основе выбора.

2) общество и свобода выбора:

А) тоталитарное обществ:   произвол и тирания отдельных лиц или групп населения, попирание законности, полный (тотальный) контроль государства за жизнью своих сограждан.

Б)   свободное общество:

экономическая сфера: свободное предпринимательство, основанное на началах конкурен­ции,

 политическая сфера: разнообразие поли­тических партий, политический плюрализм, демократиче­ские принципы государственного устройства;

духовная сфера: общество свободомыслия, демократические законы и общепризнанные нормы морали.

В)критика модели свободного общества:

неограниченный индивидуализм;

самореализация человека - ин­дивидуальный и совместный опыт, поиск решений, создание общего блага;

допол­нение свободы - кооперация, ответственность, справедливость, коллективная защита;

определённая регулирующая роль государства: блага всех граждан в социальной и экономической сферах; условия, обеспечивающие достойную жизнь и сво­бодное развитие человека, недопущение углубления пропа­сти между бедными и богатыми.

3) ситуация выбора:

А)  «про­странстве» личной жизни каждого человека.

Б)  уровень общества в целом: переходные эпохи; спектр направлений (альтернатив) дальнейшего развития: влияние на жизнь всего населения данного государства; ответственность.

Тема 8. Мой конспект: Современное общество

I.социологический аспект- глобализация как явление современности:

1) Элементы и истоки глоба­лизации как объединения человечества во всех сферах:

А) Римская империя,

Б)Великие географические открытия, раз­витие рыночных отношений в XVI—XVII вв.,

В)форми­рование индустриального общества,

Г)научно-техническая революция XX в.

2) Развитие постиндустриального (информационного) обществаво второй половине XX в.

А)сходство и различие между ре­гионами планеты, отдельными государствами; целостность и мозаичность, фрагментарность мира; разная скорость, разная выраженность глобализационных процессов в различных ре­гионах и социальных сферах.

Б) создание наднациональных регуляторов противоречий глобализации: координация действия по разрешению общих про­блем и поиск выхода из кризисных ситуаций; опасность наднационального регулирования.

В)рост конфликтности в мире: международный терроризм, международная преступность, угроза катастрофического развития.

Г)глобализация как объединяющий, интеграционный процесс во всех сферах жизни современного общества; создание единого мирового информационного пространства, формирование глобальной информационной политики.

II.психологический аспект -информационная экономика, новые тре­бования к работнику:

1) главная задача: произво­дство информации и знаний в сфере информационных тех­нологий; знания -решающий фактор прогрессивного развития и конкурентоспособности.

2) фактор интеллектуального капитала:

А)роль интеллектуальных ресурсов в развитии информационного общества;

Б)интеллектуальный капи­тал — это знания, которыми обладает рабочая сила и ко­торые обеспечивают конкурентоспособность фирмы или международную конкурентоспособность страны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: