А) Осуществление социальных интересов группы – необходимость воздействия на политику:
влияние на принятие властными структурами угодных решений;
средства влияния:
письма и личные обращения представителей группы в органы власти,
выступления в средствах массовой информации,
проведение демонстраций, маршей, митингов, пикетирования и других акций социального протеста;
законы, разрешающие определённые целенаправленные действия социальных групп в защиту своих интересов.
Б) стремление завоевать власть или получить возможность участвовать в её осуществлении: деятельность парламентских групп при принятии законов страны и других решений.
В) Активность социальных групп в межгосударственных отношениях:
защита крупнейшими нефтепроизводителями разных стран своих экономических интересов: совместные решения об увеличении или сокращении добычи нефти в связи с изменением цен на нефть.
3) Учёт многих признаков при выделении социальных групп и выявлении их социальных интересов - многомерная картина социальной жизни общества и выявить тенденции её изменений.
|
|
II.технологический аспект- социальная мобильность:
1)социальная структура общества - отражение положения человека, социальный статус.
2)возможность человека изменить своё социальное положение, переместиться из одной социальной группы в другую:
А) патриархальное общество: ограниченность переходов из одной социальной группы:
наследование принадлежности к тому или иному социальному слою (сословию), соответствующих прав и привилегий, занятий своих родителей;
женитьба и замужество по договорам родственников, независимо от личных симпатий молодых;
прямые запреты на переход из одной социальной группы в другую: кастовый строй в Индии, ряде стран Африки.
А) открытое современное общество:
отсутствие запретов на занятия той или иной профессией, на заключение браков между представителями различных социальных, этнических или религиозных групп;
активизация социальных перемещений людей (между городом и деревней, между различными отраслями хозяйства, между профессиями, между различными районами страны),
расширение возможностей индивидуального выбора профессии, места жительства, образа жизни, супруга или супруги.
2) социальная мобильность -переход людей из одних социальных групп в другие:
А) горизонтальная мобильность: процессы перехода из группы в группу без изменения социального положения; переход с одного государственного предприятия на другое, из одной семьи в другую, из одного гражданства в другое.
Б) вертикальная мобильность: процессы перехода вверх или вниз по ступеням социальной лестницы; восходящая (направленная вверх) и нисходящая (направленная вниз) социальная мобильность; восходящая вертикальная мобильность: повышение человека в должности, переход на руководящую работу, овладение более престижной профессией и т. п.; нисходящая вертикальная мобильность: процесс разорения среднего предпринимателя и превращение его в наёмного рабочего.
|
|
В) каналы социальной мобильностиилисоциальные лифты- пути перемещения людей из одних социальных групп в другие:армейская служба, получение образования, овладение профессией, вступление в брак, приобретение собственности и др.
Г) Социальная мобильность в переломные периоды в развитии общества: революции, войны, политические перевороты, структурные сдвиги в экономике.
IV.информационный аспект- социальная стратификация:
1) социальная структура общества- взаимосвязанные социальные группы.
2) основной элемент этой структуры:
А) деление общества на классы:
· Марксистская теория: деление общества на классы для обозначения больших групп людей, отличающихся своим отношением к собственности;
· Многие современные теории:понятие «класс» для фиксации различий в доходах.
· Одна из классификаций общества: высший класс (он включает богатых людей), средний класс (к нему относят зажиточных людей, а также людей, имеющих средние доходы: мелких предпринимателей, хорошо оплачиваемых служащих, квалифицированных рабочих), низший класс (бедных людей — низкооплачиваемых рабочих, безработных, нищих).
Б) деление общества на страты (стратификация):
слово «страта» происходит от латинского слова stratum— слой;
выделение страт (слоёв) – детальное представление социальной структуры общества.
3) социальная стратификация:
во-первых, можно увидеть слои внутри одного и того же класса:
одна из американских теорий стратификации: выделение внутри высшего класса
верхнего и нижнего слоев — очень богатых и просто богатых людей; разбивка
среднего класса на «высший средний класс», «средний средний класс» и «низший
средний класс»; два слоя низшего класса; критерии стратификации: доход, объём
власти, престиж профессии и уровень образования.
Во-вторых, стратификация: возможность представить деление общества на
социальные слои по одному или нескольким произвольно выбранным
признакам: этнические, демографические, профессиональные, территориальные,
возрастные характеристики, отношение к власти, размер дохода, уровень
образования, религиозная принадлежность, образ и стиль жизни, стандарты поведения, любительские интересы и пр.
V.организационный аспект- социальное неравенство:
1) Различные социальные группы занимают разное положение в обществе. Это положение, по мнению социологов, определяется неодинаковыми правами и привилегиями, ответственностью и обязанностями, собственностью и доходами, отношением к власти и влиянием среди членов своего сообщества. Например, из курса истории России XIX в. вы знаете, какое положение в обществе занимали дворяне, помещики, буржуазия, священники, купцы, мещане, казаки, крестьяне. При этом положение государственных, помещичьих, удельных крестьян также было неодинаковым.
2) Образно можно представить каждую социальную группу на определённой ступени социальной лестницы: одни группы находятся выше, другие — ниже.
3) Социальная дифференциация, как утверждают социологи, свойственна любому обществу, так как в любом обществе существуют различные по своему положению социальные группы.
А) Иными словами, существует неравенство — неравный доступ представителей различных социальных групп к собственности, деньгам, власти. Даже в первобытном сообществе были старейшины и вожди, отличавшиеся своими правами и обязанностями и занимавшие более высокое положение по сравнению с остальными соплеменниками.
|
|
Б) В то же время нельзя отрицать и тот факт, что человечество уже давно стремится к социальному равенству. Но осуществимо ли оно?
VI.методологический аспект- возможность достижения равенства в обществе, где существует социальная дифференциация или это лишь мечта, миф, утопия:
1) различное понимание слов «равенство» и «неравенство»:
2) марксистская теория: связь неравенства с отношениями собственности -уничтожение частной собственности на средства производства.
3) другие теории:
А)социальное неравенство - все существенные различия между людьми, возникающие в процессе их жизнедеятельности;
Б)неустранимость различий, социальное неравенство - неизбежное социальное явление;
В)идеи построения общества полного социального равенства - несбыточные, утопичные.
4) современное общество:
А)социальное равенство - равенство перед законом, равенство прав и возможностей;
Б)путь к достижению равенства — соблюдение прав и уважение человеческого достоинства представителей всех социальных групп; создание равных возможностей для всех людей независимо от пола, расы, национальности, классовой принадлежности, происхождения, места проживания в получении образования, медицинских услуг, в занятиях экономической и политической деятельностью и др.
5) современные документы ООН:
А)обеспечение равных возможностей для благосостояния людям, принадлежащим как к нынешним, так и к будущим поколениям;
Б)удовлетворение потребностей нынешних поколений не должно наносить ущерб возможностям, оставляемым в наследство будущим поколениям для удовлетворения их потребностей.
Тема 14. Мой конспект: Социальные нормы и отклоняющееся поведение