Международная торговля

A. Основные термины международной торговли — экспорт, импорт, сальдо торгового баланса.

B. Экспорт — это товары и услуги, которые вывозятся за границу с целью продажи на мировом рынке.

C. Импорт — это товары и услуги, которые ввозятся в страну с целью их продажи на внутреннем рынке.

D. Сальдо торгового баланса — разность между стоимостью экспорта и импорта за определённый период.

2)Государственная политика в области меж­дународной торговли.

А) Протекционизм (фр. Protectionnisme от лат. protectio— буквально

«прикрытие») — это политика государства, на­правленная на защиту интересов внутренних производите­лей от иностранных конкурентов; методы протекционистской политики- тарифные и нетарифные:

· тарифные методы регулирования: тамо­женные тарифы на импорт, экспортные тарифы, таможенные союзы.

· нетарифные методы регулирования: установление квот, экспортные стандарты, экономические санкции (эмбарго), демпинг и др.

Б) Свободная торговля(фритредерство) — это политика государства,

ориен­тированная на свободное развитие международной торговли.

3) международные организа­ции для регулирования международной торговли:

А) 1948 г. - Генеральное соглашение по тарифам и торговле.

Б) 1995 г. - Всемир­ная торговая организация (ВТО):около 90% мировой торговли.

В) Членство России в ВТО: 1993 г.-декабрь 2011 г.: переговоры, приглашение в эту организацию.

V.Экономический аспект- противоречивость процесса глобализации экономики:

1)позитивные последствия:

А) взаимодействие между раз­ными странами,

Б) ускорение экономического роста,

В) увеличение масштабов обмена передовыми до­стижениями человечества в экономической, научно-техниче­ской и интеллектуальной областях,

Г) прогресс всей мировой системы хозяйства.

2)не­гативные последствия, проблемы и риски:

А) распространение сбоев в какой-то системе по всему миру.

Б) международный мас­штаб организованной преступности, коррупции.

В) возрастающий разрыв между богатыми и бед­ными странами.

Г) глобальное перераспределение ресурсов и производимого богатства, резкое «обогащение богатых» даже в развитых странах.

VI.Аспект собственности:

1) основные тенденции обще­мирового цивилизационного развития:

А) ориентация эконо­мики на социально-рыночную модель хозяйствования;

Б) фор­мирование многоукладной экономики на базе многообразия форм собственности;

В) усиление интеграционных процессов;

Г) социализация и гуманизация экономики в целях роста уровня жизни людей, духовного прогресса, обеспечения устойчивого развития.

2) Россия:

А) отсутствие значительных материальных и интел­лектуальных ресурсов,

Б) ориентация на общие тенденции,

В) учет особенностей своей модели экономического разви­тия,

Г) сохранение потенциала и возможностей занять более до­стойное место в мировой экономике.

Тема 12. Мой конспект: Экономическая культура

I.социологический аспект – отношения:

1) эко­номические отношения - отношения собственности, обмена деятельностью и распределения товаров и услуг.

2) экономические интересы людей — это стремление человека полу­чить блага, необходимые для обеспечения жизни.

3) два рычага воздействия на людей в целях достижения большей производительности труда -это насилие и экономи­ческий интерес.

4) механизм рыночной эко­номики - способ сотрудничества людей, главное сред­ство борьбы против эгоизма стал.

5) дело­вая этика -нормы и правила поведения в хозяйственной деятельности.

II.психологический аспект:

1) экономические знания: совокупность пред­ставлений о производстве, обмене, распределении и потреб­лении материальных благ, влиянии экономической жизни на развитие общества, о путях и формах, методах, способ­ствующих устойчивому развитию общества.

2) экономическое мыш­ление: познание сущности экономических явлений и процессов, оперирование усвоенными экономиче­скими понятиями, анализ конкретных экономиче­ских ситуаций.

3) экономическая направленность личности: потребности, интересы и мотивы дея­тельности человека в экономической сфере, социальная установка и социально зна­чимые ценности.

4) личностные свойства и качества человека: трудолюбие, ответственность, рас­чётливость, умение рационально организовать свой труд, предприимчивость, новаторский подход к проблемам и др.

III. деятельностный аспект:

1)роль производителя: высокий уровень обра­зовательной и профессиональной подготовки, высокая нравственность, высокий уровень общей культуры; обладание собственностью – положительное- и отрицательное воздей­ствие на личность.

2)роль потребите­ля - либо здоровые потребности (спорт, туризм, культурный досуг), либо нездоровые (потребность в алкоголе, наркотиках).

IV.информационный аспект -экономическая культура общества как  система:

1) ценности и мотивы хозяйственной деятельности,

2) уровень и качество экономических знаний, оценок и действий че­ловека,

3) традиции и нормы, регулиру­ющие экономические отношения и поведение.

V.ценностный аспект - экономическая свобода и социальная ответственность:

1)Экономическая свобода - сво­бода принятия решений и действий.

2) Свобода предпринимательства - опре­делённая совокупность прав, гарантирующих автономию, самостоятельное принятие решений по поиску и выбору вида, формы и сферы хозяйственной активности, методов её осуществления, использования произведённого продукта и полученной прибыли.

3)Соци­альная ответственность -особое социальное и морально-право­вое отношение личности к обществу в целом и к другим людям, которое характеризуется выполнением своего нрав­ственного долга и правовых норм.

4)Устойчивое развитие — это такое развитие общества, которое позволяет удовлетворять потребности нынешнего поколения, не нанося при этом ущерба будущим поколениям для удовлетворения их потребностей.

VI.методологический аспект -рациональное поведение участников эконо­мической деятельности:

1)рациональное поведение потребителей:

А) принцип рациональности - выбор решений, дающих наибольшие результаты при минимальных затратах ресурсов.

Б) Рациональное поведение - сопоставление ре­зультатов действий с затратами.

В) Сувере­нитет потребителя - право владельца любых видов ресурсов самостоятельно принимать решения, связанные с распоряжением этими ресурсами и их использованием:

·  Разделение дохода в домашних хозяйствах на две час­ти: одна - покупка товаров и оплата услуг, другая -сбережения.

· потребительские расходы: обязательные и произвольные(«закон Энгеля»).

· разнообразие форм сбережений:

ü сберегательный счёт в банке(доход по вкладу),

ü ценные бумаги -акции, облигации(дивиденды),

ü приобретение не­движимости (квартира, дом, дача),

ü страхо­вание жизни, здоровья, имущества.

2)рациональное поведение потребителей:

А) производители — это люди, фирмы, предприятия, т. е. все те, кто изготавливает товары и предоставляет услуги.

Б) рациональная организация деятельности - решения про­изводителем целого ряда проблем: как, имея огра­ниченные ресурсы, добиться целей производства? Как комбинировать производственные ресурсы, чтобы издержки были минимальными? Как увеличить объём выпускаемой продукции при имеющихся ресурсах?

В) два способа увеличения объёма выпускаемой продукции при имеющихся ресурсах:

· рас­ширение объёма производства за счёт количественного изме­нения ресурсов (увеличение производственных мощностей, количества используемых природных ресурсов, числа заня­тых работников),

· расширение объёма производства за счёт улучшения качественных характеристик ресурсов, их про­дуктивности или производительности.

Г)Факторы роста производительности труда:

· разделение труда, или специали­зация производителей на каком-либо виде деятельности,

· исполь­зование в производстве новой, более производительной тех­ники или технологии,

· уровень образования и профессиональной подготовки работников: квалифицированный труд - ре­зультативность, больший объём продукции, уровень про­фессионального мастерства работников- высокое качество изготавливаемой продукции.

Д) мошенничество- э то злона­меренное присвоение чужой собственности независимо от того, в какой форме она выступает (денег или иных мате­риальных ценностей, интеллектуальных разработок и др.).

 

Глава 2 Социальная сфера общества

Тема 13. Мой конспект: Социальная структура общества

1 вариант:

I.социологический аспект-многообразие социальных групп:

1) человеческое общество - множество различных социальных групп.

А) группы: народность, нация, общественный класс, сельская община, трудовой коллектив, семья.

Б) социальные группы: различие по характеру, масштабу, роли, которую они играют в обществе.

2)Причины  возникновения и существования социальных групп:

А) общественное разделение труда и специализация деятельности людей;

· разнообразие и численность социальных групп, их положение в обществе;

· экономическая деятельность- существо­вание слоёв населения, различающихся по уровню дохо­дов,

· политическая деятельность -существование в обществе лидеров и масс, управляющих и управляемых.

Б)исторически сложившееся разнообразие усло­вий быта, культуры, социальных норм и ценностей: наличие в современном обществе этнических и религиозных групп.

2) классификация со­циальных групп:

А) условное деление социальных групп по числу участников на большие и малые:

· малые группы: семей­ные, учебные, трудовые объединения, группы по интересам и т. п.;

· общая деятельность, непосредственное общение друг с другом.

Б) груп­пы людей, объединённых природными признаками -расовой принадлежностью, полом, возрастом:

· биосоциальные группы,

· приобретение природными различиями людей социальных качеств: люди преклонных лет, -при определённом уровне обществен­ного развития социальная группа пенсионеров.

3) маргинальные группы (от лат. marginalis — находящийся на краю):

ü люди, выпадающие из социальной струк­туры: лица без определённого места жительства, ведущие асоциальный образ жизни (бомжи;

ü группы, за­нимающие промежуточное, пограничное положение в сложившейся социальной структуре,

ü признак перехода в маргиналь­ное состояние:

ü разрыв экономических, социаль­ных и культурных связей с прежней социальной общностью и попытки установить их с новой: люди, переехавшие в поисках работы из сельской местности в город, оторвавшиеся от крестьянской среды, но пока не принявшие ценностей и образа жизни горожан; утрата корней (родственных, дружеских, культурных), выполнение простой, неквалифицированной, временной работы, угроза потери работы, превраще­ния в бродяг и нищих;

ü отсутствие устойчивых связей и норм, про­явление маргиналами социальной активности и инициа­тивы в поисках нового места в жизни: состояние неопределённости, «промежуточности» время от времени,

ü напряжение, дискомфорт, беспокойство и даже агрессивность;

ü маргинальные личности - социальная опора как прогрессивных преобразова­ний в обществе, так и носителями различных антидемокра­тических тенденций.

II.психологический аспект- социальные интересы:

1) основа и нтере­сов людей – потребности

А)направленность интересов: предмет потребностей, общественные условия, доступности этого предмета;

Б)материальные и ду­ховные блага, обеспечивающие удовлетворение потребностей.

2)социальные интересы:

 А)интересы людей, связанные с положением социальной группы в обществе и человека в этой группе:

Б)сохранение или преобразование тех учреждений, порядков, норм взаимоот­ношений, от которых зависит распределение благ, необхо­димых данной социальной группе.

В)воплощение социальных интересов в деятельности: её направленности, характере, результатах.

Г) заинтересованность различных наций многонациональных государствах сохранении своего языка, своих традиций:

открытие нацио­нальных школ и классов,

выход в свет книг националь­ных авторов,

появление культурно-национальных обществ, организующих разнообразную деятельность детей и взрос­лых.

Д)Пред­ставители тех или иных профессий: профессиональные запросы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: