A. Основные термины международной торговли — экспорт, импорт, сальдо торгового баланса.
B. Экспорт — это товары и услуги, которые вывозятся за границу с целью продажи на мировом рынке.
C. Импорт — это товары и услуги, которые ввозятся в страну с целью их продажи на внутреннем рынке.
D. Сальдо торгового баланса — разность между стоимостью экспорта и импорта за определённый период.
2)Государственная политика в области международной торговли.
А) Протекционизм (фр. Protectionnisme от лат. protectio— буквально
«прикрытие») — это политика государства, направленная на защиту интересов внутренних производителей от иностранных конкурентов; методы протекционистской политики- тарифные и нетарифные:
· тарифные методы регулирования: таможенные тарифы на импорт, экспортные тарифы, таможенные союзы.
· нетарифные методы регулирования: установление квот, экспортные стандарты, экономические санкции (эмбарго), демпинг и др.
Б) Свободная торговля(фритредерство) — это политика государства,
|
|
ориентированная на свободное развитие международной торговли.
3) международные организации для регулирования международной торговли:
А) 1948 г. - Генеральное соглашение по тарифам и торговле.
Б) 1995 г. - Всемирная торговая организация (ВТО):около 90% мировой торговли.
В) Членство России в ВТО: 1993 г.-декабрь 2011 г.: переговоры, приглашение в эту организацию.
V.Экономический аспект- противоречивость процесса глобализации экономики:
1)позитивные последствия:
А) взаимодействие между разными странами,
Б) ускорение экономического роста,
В) увеличение масштабов обмена передовыми достижениями человечества в экономической, научно-технической и интеллектуальной областях,
Г) прогресс всей мировой системы хозяйства.
2)негативные последствия, проблемы и риски:
А) распространение сбоев в какой-то системе по всему миру.
Б) международный масштаб организованной преступности, коррупции.
В) возрастающий разрыв между богатыми и бедными странами.
Г) глобальное перераспределение ресурсов и производимого богатства, резкое «обогащение богатых» даже в развитых странах.
VI.Аспект собственности:
1) основные тенденции общемирового цивилизационного развития:
А) ориентация экономики на социально-рыночную модель хозяйствования;
Б) формирование многоукладной экономики на базе многообразия форм собственности;
В) усиление интеграционных процессов;
Г) социализация и гуманизация экономики в целях роста уровня жизни людей, духовного прогресса, обеспечения устойчивого развития.
2) Россия:
А) отсутствие значительных материальных и интеллектуальных ресурсов,
|
|
Б) ориентация на общие тенденции,
В) учет особенностей своей модели экономического развития,
Г) сохранение потенциала и возможностей занять более достойное место в мировой экономике.
Тема 12. Мой конспект: Экономическая культура
I.социологический аспект – отношения:
1) экономические отношения - отношения собственности, обмена деятельностью и распределения товаров и услуг.
2) экономические интересы людей — это стремление человека получить блага, необходимые для обеспечения жизни.
3) два рычага воздействия на людей в целях достижения большей производительности труда -это насилие и экономический интерес.
4) механизм рыночной экономики - способ сотрудничества людей, главное средство борьбы против эгоизма стал.
5) деловая этика -нормы и правила поведения в хозяйственной деятельности.
II.психологический аспект:
1) экономические знания: совокупность представлений о производстве, обмене, распределении и потреблении материальных благ, влиянии экономической жизни на развитие общества, о путях и формах, методах, способствующих устойчивому развитию общества.
2) экономическое мышление: познание сущности экономических явлений и процессов, оперирование усвоенными экономическими понятиями, анализ конкретных экономических ситуаций.
3) экономическая направленность личности: потребности, интересы и мотивы деятельности человека в экономической сфере, социальная установка и социально значимые ценности.
4) личностные свойства и качества человека: трудолюбие, ответственность, расчётливость, умение рационально организовать свой труд, предприимчивость, новаторский подход к проблемам и др.
III. деятельностный аспект:
1)роль производителя: высокий уровень образовательной и профессиональной подготовки, высокая нравственность, высокий уровень общей культуры; обладание собственностью – положительное- и отрицательное воздействие на личность.
2)роль потребителя - либо здоровые потребности (спорт, туризм, культурный досуг), либо нездоровые (потребность в алкоголе, наркотиках).
IV.информационный аспект -экономическая культура общества как система:
1) ценности и мотивы хозяйственной деятельности,
2) уровень и качество экономических знаний, оценок и действий человека,
3) традиции и нормы, регулирующие экономические отношения и поведение.
V.ценностный аспект - экономическая свобода и социальная ответственность:
1)Экономическая свобода - свобода принятия решений и действий.
2) Свобода предпринимательства - определённая совокупность прав, гарантирующих автономию, самостоятельное принятие решений по поиску и выбору вида, формы и сферы хозяйственной активности, методов её осуществления, использования произведённого продукта и полученной прибыли.
3)Социальная ответственность -особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу в целом и к другим людям, которое характеризуется выполнением своего нравственного долга и правовых норм.
4)Устойчивое развитие — это такое развитие общества, которое позволяет удовлетворять потребности нынешнего поколения, не нанося при этом ущерба будущим поколениям для удовлетворения их потребностей.
VI.методологический аспект -рациональное поведение участников экономической деятельности:
1)рациональное поведение потребителей:
А) принцип рациональности - выбор решений, дающих наибольшие результаты при минимальных затратах ресурсов.
Б) Рациональное поведение - сопоставление результатов действий с затратами.
В) Суверенитет потребителя - право владельца любых видов ресурсов самостоятельно принимать решения, связанные с распоряжением этими ресурсами и их использованием:
· Разделение дохода в домашних хозяйствах на две части: одна - покупка товаров и оплата услуг, другая -сбережения.
|
|
· потребительские расходы: обязательные и произвольные(«закон Энгеля»).
· разнообразие форм сбережений:
ü сберегательный счёт в банке(доход по вкладу),
ü ценные бумаги -акции, облигации(дивиденды),
ü приобретение недвижимости (квартира, дом, дача),
ü страхование жизни, здоровья, имущества.
2)рациональное поведение потребителей:
А) производители — это люди, фирмы, предприятия, т. е. все те, кто изготавливает товары и предоставляет услуги.
Б) рациональная организация деятельности - решения производителем целого ряда проблем: как, имея ограниченные ресурсы, добиться целей производства? Как комбинировать производственные ресурсы, чтобы издержки были минимальными? Как увеличить объём выпускаемой продукции при имеющихся ресурсах?
В) два способа увеличения объёма выпускаемой продукции при имеющихся ресурсах:
· расширение объёма производства за счёт количественного изменения ресурсов (увеличение производственных мощностей, количества используемых природных ресурсов, числа занятых работников),
· расширение объёма производства за счёт улучшения качественных характеристик ресурсов, их продуктивности или производительности.
Г)Факторы роста производительности труда:
· разделение труда, или специализация производителей на каком-либо виде деятельности,
· использование в производстве новой, более производительной техники или технологии,
· уровень образования и профессиональной подготовки работников: квалифицированный труд - результативность, больший объём продукции, уровень профессионального мастерства работников- высокое качество изготавливаемой продукции.
Д) мошенничество- э то злонамеренное присвоение чужой собственности независимо от того, в какой форме она выступает (денег или иных материальных ценностей, интеллектуальных разработок и др.).
Глава 2 Социальная сфера общества
Тема 13. Мой конспект: Социальная структура общества
|
|
1 вариант:
I.социологический аспект-многообразие социальных групп:
1) человеческое общество - множество различных социальных групп.
А) группы: народность, нация, общественный класс, сельская община, трудовой коллектив, семья.
Б) социальные группы: различие по характеру, масштабу, роли, которую они играют в обществе.
2)Причины возникновения и существования социальных групп:
А) общественное разделение труда и специализация деятельности людей;
· разнообразие и численность социальных групп, их положение в обществе;
· экономическая деятельность- существование слоёв населения, различающихся по уровню доходов,
· политическая деятельность -существование в обществе лидеров и масс, управляющих и управляемых.
Б)исторически сложившееся разнообразие условий быта, культуры, социальных норм и ценностей: наличие в современном обществе этнических и религиозных групп.
2) классификация социальных групп:
А) условное деление социальных групп по числу участников на большие и малые:
· малые группы: семейные, учебные, трудовые объединения, группы по интересам и т. п.;
· общая деятельность, непосредственное общение друг с другом.
Б) группы людей, объединённых природными признаками -расовой принадлежностью, полом, возрастом:
· биосоциальные группы,
· приобретение природными различиями людей социальных качеств: люди преклонных лет, -при определённом уровне общественного развития социальная группа пенсионеров.
3) маргинальные группы (от лат. marginalis — находящийся на краю):
ü люди, выпадающие из социальной структуры: лица без определённого места жительства, ведущие асоциальный образ жизни (бомжи;
ü группы, занимающие промежуточное, пограничное положение в сложившейся социальной структуре,
ü признак перехода в маргинальное состояние:
ü разрыв экономических, социальных и культурных связей с прежней социальной общностью и попытки установить их с новой: люди, переехавшие в поисках работы из сельской местности в город, оторвавшиеся от крестьянской среды, но пока не принявшие ценностей и образа жизни горожан; утрата корней (родственных, дружеских, культурных), выполнение простой, неквалифицированной, временной работы, угроза потери работы, превращения в бродяг и нищих;
ü отсутствие устойчивых связей и норм, проявление маргиналами социальной активности и инициативы в поисках нового места в жизни: состояние неопределённости, «промежуточности» время от времени,
ü напряжение, дискомфорт, беспокойство и даже агрессивность;
ü маргинальные личности - социальная опора как прогрессивных преобразований в обществе, так и носителями различных антидемократических тенденций.
II.психологический аспект- социальные интересы:
1) основа и нтересов людей – потребности
А)направленность интересов: предмет потребностей, общественные условия, доступности этого предмета;
Б)материальные и духовные блага, обеспечивающие удовлетворение потребностей.
2)социальные интересы:
А)интересы людей, связанные с положением социальной группы в обществе и человека в этой группе:
Б)сохранение или преобразование тех учреждений, порядков, норм взаимоотношений, от которых зависит распределение благ, необходимых данной социальной группе.
В)воплощение социальных интересов в деятельности: её направленности, характере, результатах.
Г) заинтересованность различных наций многонациональных государствах сохранении своего языка, своих традиций:
открытие национальных школ и классов,
выход в свет книг национальных авторов,
появление культурно-национальных обществ, организующих разнообразную деятельность детей и взрослых.
Д)Представители тех или иных профессий: профессиональные запросы.