Происхождение человека. Антропогенез

Одним из основополагающих вопросов в философии является проблема происхождения человека, его антропогенез, что имеет важное значение для понимания его сущности и путей развития. Ученые подчеркивают, что возникновение человека, его выделение из животного мира. Это такой же грандиозный скачок в эволюции, как и возникновение живого из неживого. Предыстория человечества по сей день остается во многом загадкой. Но очевидно, что антропогенез представляет собой длительный этап, в котором можно выделить несколько стадий.

Понятие антропогенеза означает исторический процесс эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности и речевого аппарата. Иногда в рамках антропогенеза рассматривают и процесс зарождения общества, так как именно в обществе человек может эволюционизировать. На данный момент в обществознаии существует несколько подходов к решению проблемы происхождения человека

1. Религиозная теория. В рамках этой теории человек рассматривается, как божественное творение, его высший промысел. Например, Библия указывает, что «на шестой день Бог создал человека, мужчину и женщину по образу своему и подобию и сказал, плодитесь и наполняйте Землю». Главным источником человеческого в человеке считается душа (дух), а тело человека является исключительно временной оболочкой. Во всех развитых религиях мира главная задача отводится именно духовному самосовершенствованию и правильной жизни на этой планете. Материальная (физиологическая) жизнь человека в религиозных учениях является второстепенной, ей отводится внимания ровно столько, сколько необходимо человеку для поддержания его биологического существования.

2. Теория палеовизита. С точки зрения этой теории, человек имеет внеземное происхождение. Жизнь на планету Земля была занесена с другой планеты более развитой разумной цивилизацией, а все попытки человека постигнуть тайны мироздания и исследовать космическое пространство, являются результатом подсознательного желания установить контакты со своими предками из других космических миров.

3. Естественнонаучная (материалистическая) теория. Основа этой теории была заложена работами Ч. Дарвина, который в XIX веке предположил, что человек, как биологический вид имеет естественное природное происхождение и генетически связан с высшими млекопитающими, живущими на планете. В течении длительного времени, под воздействием эволюции человек приобрел все современные физиологические особенности (прямохождение, большой объем мозга). Затем эту точку зрения дополнил Ф. Энгельс, который предположил, что главной причиной происхождения человека, как разумного деятельного существа является труд. Под влиянием труда и мелкой матрики сформировались специфические качества человека: сознание, язык, различные творческие способности. Основным фактором прогрессивного эволюционного и исторического развития человека была трудовая деятельность, осуществлявшаяся коллективно на различных уровнях становления общества. Так, изготовление и применение орудий труда, осознание этой деятельности давали человеку всё возраставшие возможности активного воздействия на природу, постепенно устраняли действие биологических факторов эволюции. В этом заключается качественное отличие антропогенеза от эволюции органического мира, регулируемой исключительно природными закономерностями. Труд и производственная деятельность лежат у истоков истории человека и социального объединения человеческих индивидов. По мнению Ф. Энгельса «Первый исторический акт этих индивидов, благодаря которому они отличаются от животных, состоит не в том, что они мыслят, а в том, что они начинают производить необходимые им средства к жизни».

Теорию Дарвина часто называли симиидной (от лат. simia – обезьяна), то есть обосновывающей происхождение человека от человекообразных обезьян. Однако в антропологии проблема прародины человека ещё не получила окончательного решения. Одни исследователи считают, что человек возник в Африке, другие – в южных районах Евразии. Другая группа ученых сходится во мнении, что местом происхождения человека является область Средиземноморья, охватывающего Северо-Восточную Африку и Юг Европы и Азии. Из возможных областей прародины исключаются Австралия, где эволюционное развитие млекопитающих не пошло выше сумчатых животных, и Северной Евразии и Америки, поскольку здесь не обитали высшие обезьяны.

Антропогенез как единый процесс эволюционного становления человека и исторического формирования общества может быть разделён на стадии, смена которых была связана с наиболее значительными качественными преобразованиями в трудовой деятельности человека, в его сознании и структуре социальной организации.

 

Этапы антропогенеза

1. 6,5 – 1 млн. лет до н.э. – Австралопитеки: прямохождение, природные предметы в качестве орудий труда.

2. 2,5 – 1,6 млн. лет до н.э. – Homo habilis (человек умелый): изготовление первых орудий труда.

3. 1,8 млн. – 300 тыс. лет до н.э. – Homo erectus (человек прямоходящий: итекантроп, синантроп и др. архантропы): использование огня.

4. 300 тыс. – 40 тыс. лет до н.э. – Неадертальцы: по внешнему виду схож с современным человеком, использование оружий труда из пластин, основное занятие – охота, сооружение искусственных хранилищ.

5. 50 – 40 тыс. лет до н.э. – Homo sapiens (человек разумный). Появился в Африке. В Европе – около 40 тыс. лет назад. Именно этот вид и продолжает свое существование до наших дней.

Отдельные исследователи предлагают называть современного человека XXI века: Homo sapiens-sapiens, что, по их мнению, должно подчеркнуть высокий уровень его интеллектуального, культурного и нравственного развития, но данная градация применима исключительно к социальным процессам и не имеет никакого отношения к антропогенезу.

   Важнейшим фактором прогрессивного развития людей было совершенствование социальной организации и производственной деятельности. В лучшем положении оказывались коллективы, где накопление этих качеств и их реализация происходили быстрее, что способствовало более интенсивному росту численности этих групп и их более широкому расселению. Огромное значение при этом имело прогрессивное развитие способов общения людей, в первую очередь речи, посредством которой происходила передача поколениям накапливаемого производств, опыта и сведений из общественной жизни коллективов – основы сложения системы социальных институтов. Речь способствовала усвоению и сохранению человеческими коллективами конкретных знаний, навыков и наблюдений. Усиление независимости человека от окружающей природы, создание искусственной среды обитания, способствовали тому, что естественный отбор полностью утратил своё значение как фактор эволюционной трансформации человека, в связи с чем, биологическая, видовая эволюция его прекратилась.

 

Эволюция представлений о человеке

На протяжении длительного времени человек всегда стремился понять собственную сущность, место и роль в окружающем мире. В силу различного уровня развития научных и религиозных знаний, представления о человеке менялись. Говоря о эволюции этих представлений, можно выделить несколько наиболее крупных этапов, которые во многом будут совпадать с историческими эпохами.

1. Философия Востока (Древний мир). Человек воспринимается как органическая часть природы, без которой его существование немыслимо.

2. Античность. Человек, в представлении античных мыслителей является духовно-телесным существом, природа человека определяется его душой и телом. В то же время, «человек это мера всего существующего» – Протагор (ок. 490 до н.э. – ок. 420 до н.э.). Немного позже Демокрит (460 до н.э. – ок. 370 до н.э.) предложил считать человек частью Космоса, «единого порядка и стоя природы», что также, тесно связывало человека с природной сущностью бытия. Человек для античных философов являлся – микрокосмом, часть цельного и гармоничного мира. В дальнейшем, с развитием общества и институтов государственности, Аристотель (384–322 до н.э.) в своих размышлениях о человеке обращал внимание на то, что это живое существо, наделенное разумом и способностью к общественной жизни. Именно из-за способности к созидательной самоорганизации, Аристотель называл человека «политическим животным».

3. Средневековье. На представление о человеке большое значение оказало Христианство. В соответствии с представлениями эпохи, человек воспринимается исключительно, как образ и подобие Божие. Человек имеет божественное происхождение. Главным источником жизни признается душа человека, именно наличие бессмертной души, отличает человека от всего животного мира. Средневековый человек не отождествляется с природой, так как имеет божественное происхождение по образу и подобию Божьему, в отличие от всех остальных творений этого мира.

4. Эпоха Возрождения (Ренессанс). Человек признается творцом всего окружающего, в том числе и самого себя, красота человека сообразна красоте божественной. В результате распространения идей гуманизма, происходит обращение к человеку, его внутреннему миру, страстям и переживаниям. Хотя божественное происхождение человека не отрицается.

5. Эпоха Просвещения. Человек это существо разумное. В первую очередь превозносится культ разума и мышления, как основной фактор деятельностного созидания и самоорганизации людей. Рене Декарт (1596–1650 гг.): «Мыслю, значит существую». Провозглашается самоценность человека.

6. Новое время. Представлено целым рядом представлений о человеке, в первую очередь в рамках немецкой классической философии.

§ И. Кант (1724–1804 гг.): человек принадлежит двум мирам: природной необходимости и нравственной свободе.

§ Л. Фейербах (1804–1872 гг.): человек – венец природы, главное его творение.

§ Ф. Рабле (1495–1553 гг.): человек – животное, которое смеется. Обращение к чувственно-эмоциональной составляющей человека.

§ Ф. Ницше (1844–1900 гг.): главное в человеке не сознание и разум, а игра жизненных сил и влечений. Только выдающиеся люди оказывают влияние на исторический процесс.

7. Марксистская концепция: человек это продукт и субъект общественно-трудовой деятельности. Эволюционно-трудовая теория происхождения и эволюции человека (см. выше).

Бытие человека

 

Говоря о жизни и деятельности человека, нельзя оставить без внимание одну из самых сложных тем философского и обществоведческого знания – темы бытия. В самом широком смысле этого слова под бытием человека принято подразумевать само су­ществование человека, его реальный мир. Окружающий нас мир, созданный человеком, то что принято называть культурой, также может быть отнесен к понятию бытия. Бытие может быть представлено в различных формах и проявлениях:

Ø Бытие процессов природы, а также вещей, произве­денных человеком. То есть совместное и одновременное существование природного и культурного мира.

Ø Бытие человека. Как результат его преобразовательной деятельности. Тогда под словом бытие подразумевается только культура, которая противопоставляется живой природе.

Ø  Индивидуальный аспект бытия человека. Подразумевается сама жизнь человека от рожде­ния до смерти.

Ø Личностный аспект бы­тия человека. Включенность человека в культуру, его творческая деятельность, становление личности. В этом случае выделяют: бытие духов­ное –  внутрен­ний мир само­го человека, его сознание, плоды его ду­ховной де­ятельности и социаль­ное бы­тие – жизнь чело­века в обществе, влияние его на ход истории.

Различные подходы к пониманию этого понятия можно представить в следующей схеме.

   В качестве первичной предпосылки бытия человека выступает жизнь его тела. В природном мире человек, существуя как тело, находится в зависимости от законов развития и гибели биологических организмов и циклов природы. Существование человека как природного организма подчинено всем законам жизни и прежде всего, законам наследственности. Чтобы мыслить, надо обеспечивать жизнь человеческого тела, удовлетворять хотя бы самые необходимые, фундаментальные его потребности. Поэтому во всех цивилизованных странах фундаментальные права человека на удовлетворение его первичных потребностей, связанных именно с сохранением жизни, закреплены юридически. Бытие человека представляет собой единство тела и духа. Тело связано с работой мозга и нервной системы, а через них – с психикой, душевной и духовной жизнью индивида. Человек для самого себя является особой формой природы, поскольку мысли и эмоции, являясь важнейшей стороной его жизни, влияют на жизнь тела.

   Индивид становится личностью, только осваивая достижения человеческой культуры (личностный аспект человеческого бытия). Поэтому человек не слепо подчиняется требованиям телесных законов, а в состоянии контролировать и регулировать свои потребности, удовлетворяя их не просто в соответствии с естеством, но руководствуясь нормами и идеалами. Изначально человек не имел творческо-созидательных, духовных, а также социальных и культурных функций жизнедеятельности. Но в процессе развития общества четко сформулировал их и следил за соблюдением таковых в виде традиций, обычаев, табу и законов. Таким образом, многие биологические моменты бытия человека были «окультурены». Тем не менее, считается, что индивидуальное бытие – основание для бытия личности. Социальное бытие может быть выражено в более широком смысле как бытие общественное. Общественное бытие (отношения людей к природе и друг другу) возникает вместе со становлением человеческого общества и является первичным по отношению к сознанию отдельного индивида и поколения.

   Важно понимать, что индивидуальное бытие человека всегда противоречиво. Оно связано это с тем, что каждая личность по большей части смотрит на мир исключительно через призму опыта, который признает своим собственным. Индивидуальные взгляды на жизнь также зависят от личностных интересов. Общество дало определенные установки, но бытие у каждого человека все равно остается индивидуальным в любом случае[3].

   Эволюция представлений о бытие человека. На протяжении всей своей истории человечество пыталось осмыслить свое бытие – место, роль и предназначение себя в этом мире. На различных этапах истории система взглядов на этот вопрос существенно изменялась.

Бытие в античной философии. Как самостоятельное понятие бытие возникает в раннегреческой философии, в учении элеатов. Древнегреческий философ Парменид сформулировал тезисы, ставшие одной из постоянных парадигм западноевропейского мышления: бытие есть вечное и неизменное единство; противостоящее ему подвижное многообразие является небытием; бытие есть полнота всех качеств, сливающихся в высшей определенности и утрачивающих частную определимость; одно и то же – мышление и бытие. Уже в самом своем историческом начале категория бытия воспринимается как спорное и парадоксальное понятие. С одной стороны, оно явилось естественным результатом попыток первых греческих философов найти универсальный принцип организации эмпирических (опытных) явлений, который устанавливался бы мышлением, («логос» Гераклита, «число» пифагорейцев). Эта категория принимается всей последующей античной философией, дополняясь лишь тем, что предметом мысли становится не «чистое» бытие, а определенные начала бытия («корни» Эмпедокла, «семена» Анаксагора, «атомы» Демокрита); этот компромисс позволял объяснить связь бытия с конкретными предметами. С другой стороны, категория бытия критиковалась софистами (Горгий) как пустое понятие, отождествляемое с небытием, а также натурфилософами – как противоречащее обыденному и научному сознанию (апории Зенона).

Бытие в учении Платона представляет собой совокупность умопостигаемых форм или сущностей – «идей» – отражением которых, является многообразие вещественного мира. Платон проводит границу не только между бытием и становлением, но и между бытием и «безначальным началом» бытия, которое Платон называет также «благом».

В философии Аристотеля появляется ряд специфических сдвигов в понимании этой категории. Например, отрицание бытия как высшего родового понятия и отождествление его с сущностью единичной вещи.

Бытие в средневековой философии. Средневековая философия, опираясь на известное библейское самоопределение Бога: «Я есть сущий», часто сближает понятия бытия и Бога, считая бытие единственно возможным безусловным предикатом Бога. Связанная с этим теоретическая проблематика разрабатывалась в так называемом онтологическом аргументе. Авторитетный философ средневековья Фома Аквинский подчеркивал момент творческой действенности бытия, в самом Боге.  Смысл жизни человека сводилась к постижению Бога, его учения и соблюдению его заповедей. Сложившаяся еще в античной философии иерархия уровней бытия, нижней границей которой является абсолютное небытие, а верхней – бытие как таковое, в философии средневековья сливается с иерархией добра и красоты. Бытие, таким образом, понимается как полнота реализации всех стремящихся к совершенству качеств, а небытие отождествляется со злом как полной лишенностью присутствия Бога. Такая интерпретация являлась основой для христианской философии.

Бытие в философии Нового времени.  Философия Нового времени выдвинула проблему бытия в форме декартовского тезиса «мыслю, следовательно, существую» (cogito, ergo sum). От самоочевидности мыслящего «я» Р. Декарт переходит непосредственно к абсолютному бытию при помощи так называемого онтологического аргумента. Главным результатом бытия человека становится торжество человеческой мысли, рационального исследовательского начала и возможностей науки. Бытие для Декарта, как и для всей философии и Нового времени, представлено соединение двух понятий мысли и существования.  На этом принципе построены системы Мальбранша и Спинозы и Лейбница.

Бытие в немецкой классической философии. В немецком классическом идеализме XVIII–XIX вв. идет противоречивый процесс, начинающийся с критики категорий бытия И. Канта, который вывел понятие бытия за пределы привычного повседневного мира. Затем в ряде философских работ (И.Г. Фихте, Ф.В. Шеллинга и Г.В. Гегеля.) понятие бытие стало сопрягаться со свободной деятельностью творческого (мыслящего) человека и миром идей и открытий.

Бытие в философии XIX – ХХ вв. На протяжении XIX в. происходит окончательное отмирание взглядов средневековой схоластики. В это время идею бытия критиковали с различных точек зрения немецкие романтики, А. Шопенгауэр, Л. Фейербах, Ф. Ницше. С другой стороны, течения, близкие к неопозитивизму, особенно философия лингвистического и логического анализа, стремились снять саму проблематику бытия и заменить её иными вопросами науки. Таким образом тема бытия стала к ХХ веку менее актуальной в философии. Если мыслители и обращались к нет, то старались в очередной раз подчеркнуть удаленность этого понятия от повседневного мира вещей, вновь сводя категорию бытия только к духовной жизни и миру идей, мысли и научных открытий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: