Деятельность человека

Свое отношении к окружающему миру человек проявляет в результате непрерывной жизнедеятельности. Деятельность человека имеет определенное сходство с активностью животного, но отличается творческо-преобразующим отношением к окружающему миру. Соотношение деятельности человека и активности животных можно представит в сравнительной таблице.

 

Деятельность человека Активность животного
Приспособление к природной среде путем ее масштабного преобразования, ведущего к созданию искусственной среды существования человека. Че­ловек сохраняет свою природ­ную организацию неизменной, поменяв в то же время свой об­раз жизни. Приспособление к условиям среды прежде всего путем пере­стройки собственного организ­ма, механизмом которой явля­ются мутационные изменения, закрепляемые средой
Сознательная постановка це­лей, связанных со способно­стью анализировать ситуацию (раскрывать причинно-следственные зависимости, предви­деть результаты, продумывать наиболее целесообразные спо­собы их достижения) Подчинение инстинкту, дейст­вия изначально запрограмми­рованы
Воздействие на среду специ­ально изготовленными средст­вами труда, создание искусст­венных объектов, которые усиливают физические воз­можности человека Воздействие на среду осуществляется, как правило, органами тела, данными природой. Отсутствие способности изготав­ливать орудия труда с помо­щью раннее созданных средств
Продуктивный, творческий, созидательный характер Потребительский характер: не создает ничего нового по срав­нению с тем, что дано природой

 

 

Чем бы не занимался человек, в его активности можно выделить ряд компонентов, образующих структуру деятельности,которая может быть представлена в виде такой схемы.

 

 

Разберем подробнее эту схему. Любая деятельность человека начинается с целеполагания, которое обусловлено потребностями человека. Цель – это ожидаемый результат будущего, на достижение которого направлена деятельность. Сформулировав и четко осмыслив свою цель, человек выбирает наиболее приемлемые для конкретной ситуации средства деятельности – приемы и способы действий (они могут быть как материальными, так и духовными). Далее человек совершает конкретные шаги – действия и достигает результата. По завершению конкретного дела, человек склонен сравнивать достигнутые им результаты с теми целями, которые он ставил ранее. Иногда результат может и не соответствовать поставленным целям или быть выполненным частично. Также в структуре деятельности необходимо выделить два основных компонента деятельности: субъект деятельности – источник преобразующей активности, тот, кто совершает действие и о бъект – то, на что направлено действие субъекта. Так как деятельность человека носит преобразующий характер, то субъектом может быть только человек (коллектив, общество), а объектом все остальные материальные и нематериальные вещи. В том случае, когда человек занимается самоанализом, он является одновременно и субъектом и объектом[5].

В зависимости от поставленных задач и выбранных средств, деятельность человека может быть следующих видов: материальной или духовной. Деятельность людей реализуется в различных сферах жизни общества. В современной психологии и социологии принято выделять три основных вида деятельности: игру, учебу и труд.

Игра – это особый вид деятельности, целью которого является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс – развлечение и отдых. Игра характеризуется следующими признаками: происходит в условной ситуации, нацелена на удовлетворение интересов участников, часто используются замещающие предметы.

Учеба – это такой вид деятельности, цель которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным (осуществляться в образовательных учреждениях) или не организованным (приобретаться в результате различных видов деятельности). Также, учение может иметь характер самообразования. Говоря о природе труда, среди специалистов бытует несколько точек зрения.

Труд – это вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата. Там где есть к.л. взаимодействие человека с окружающим миром, можно говорить о труде.

Вне зависимости от того, какой точки зрения мы станем придерживаться, труду человека будут характерны следующие черты:

Ø Целесообразность.

Ø Стремление к достижению ожидаемых результатов.

Ø Практическая полезность.

Ø Достижение конкретного результата.

Ø Преобразование внешней среды обитания человека.

Иногда в социологии выделяют четвертый вид деятельности – общение, но это не совсем правильно, так как общение является неотъемлемой чертой всех других видов деятельности человека[6].

Общение играет большую роль в жизни и деятельности людей. В разных формах общения люди обмениваются результатами деятельности, накопленным опытом, осуществляется взаимный обмен знаниями, суждениями, идеями, представлениями, интересами, чувствами, согласовываются стремления, потребности и цели людей, складывается психологическая общность, достигается взаимопонимание. В процессе общения формируется общая программа и общая стратегия совместной деятельности. Благодаря общению расширяется кругозор человека, преодолевается ограниченность индивидуального опыта. Общению принадлежит важное место и в развитии человека. На протяжении своего исторического развития, человечество придумало различные виды общения, отличающиеся особыми формами воспроизведения и направленностью.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: