Свое отношении к окружающему миру человек проявляет в результате непрерывной жизнедеятельности. Деятельность человека имеет определенное сходство с активностью животного, но отличается творческо-преобразующим отношением к окружающему миру. Соотношение деятельности человека и активности животных можно представит в сравнительной таблице.
Деятельность человека | Активность животного |
Приспособление к природной среде путем ее масштабного преобразования, ведущего к созданию искусственной среды существования человека. Человек сохраняет свою природную организацию неизменной, поменяв в то же время свой образ жизни. | Приспособление к условиям среды прежде всего путем перестройки собственного организма, механизмом которой являются мутационные изменения, закрепляемые средой |
Сознательная постановка целей, связанных со способностью анализировать ситуацию (раскрывать причинно-следственные зависимости, предвидеть результаты, продумывать наиболее целесообразные способы их достижения) | Подчинение инстинкту, действия изначально запрограммированы |
Воздействие на среду специально изготовленными средствами труда, создание искусственных объектов, которые усиливают физические возможности человека | Воздействие на среду осуществляется, как правило, органами тела, данными природой. Отсутствие способности изготавливать орудия труда с помощью раннее созданных средств |
Продуктивный, творческий, созидательный характер | Потребительский характер: не создает ничего нового по сравнению с тем, что дано природой |
|
|
Чем бы не занимался человек, в его активности можно выделить ряд компонентов, образующих структуру деятельности,которая может быть представлена в виде такой схемы.
Разберем подробнее эту схему. Любая деятельность человека начинается с целеполагания, которое обусловлено потребностями человека. Цель – это ожидаемый результат будущего, на достижение которого направлена деятельность. Сформулировав и четко осмыслив свою цель, человек выбирает наиболее приемлемые для конкретной ситуации средства деятельности – приемы и способы действий (они могут быть как материальными, так и духовными). Далее человек совершает конкретные шаги – действия и достигает результата. По завершению конкретного дела, человек склонен сравнивать достигнутые им результаты с теми целями, которые он ставил ранее. Иногда результат может и не соответствовать поставленным целям или быть выполненным частично. Также в структуре деятельности необходимо выделить два основных компонента деятельности: субъект деятельности – источник преобразующей активности, тот, кто совершает действие и о бъект – то, на что направлено действие субъекта. Так как деятельность человека носит преобразующий характер, то субъектом может быть только человек (коллектив, общество), а объектом все остальные материальные и нематериальные вещи. В том случае, когда человек занимается самоанализом, он является одновременно и субъектом и объектом[5].
|
|
В зависимости от поставленных задач и выбранных средств, деятельность человека может быть следующих видов: материальной или духовной. Деятельность людей реализуется в различных сферах жизни общества. В современной психологии и социологии принято выделять три основных вида деятельности: игру, учебу и труд.
Игра – это особый вид деятельности, целью которого является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс – развлечение и отдых. Игра характеризуется следующими признаками: происходит в условной ситуации, нацелена на удовлетворение интересов участников, часто используются замещающие предметы.
Учеба – это такой вид деятельности, цель которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным (осуществляться в образовательных учреждениях) или не организованным (приобретаться в результате различных видов деятельности). Также, учение может иметь характер самообразования. Говоря о природе труда, среди специалистов бытует несколько точек зрения.
Труд – это вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата. Там где есть к.л. взаимодействие человека с окружающим миром, можно говорить о труде.
Вне зависимости от того, какой точки зрения мы станем придерживаться, труду человека будут характерны следующие черты:
Ø Целесообразность.
Ø Стремление к достижению ожидаемых результатов.
Ø Практическая полезность.
Ø Достижение конкретного результата.
Ø Преобразование внешней среды обитания человека.
Иногда в социологии выделяют четвертый вид деятельности – общение, но это не совсем правильно, так как общение является неотъемлемой чертой всех других видов деятельности человека[6].
Общение играет большую роль в жизни и деятельности людей. В разных формах общения люди обмениваются результатами деятельности, накопленным опытом, осуществляется взаимный обмен знаниями, суждениями, идеями, представлениями, интересами, чувствами, согласовываются стремления, потребности и цели людей, складывается психологическая общность, достигается взаимопонимание. В процессе общения формируется общая программа и общая стратегия совместной деятельности. Благодаря общению расширяется кругозор человека, преодолевается ограниченность индивидуального опыта. Общению принадлежит важное место и в развитии человека. На протяжении своего исторического развития, человечество придумало различные виды общения, отличающиеся особыми формами воспроизведения и направленностью.