Виды человеческого общения

В жизни человека практически нет периода, когда он находится вне общения. Общение классифицируется по субъектам общения, целям, средствам и способам передачи информации, количеству участников и функциям. Специалисты выделяют следующие формы общения.

I. По используемым средствам:

Ø Непосредственное, с помощью речевого аппарата человека и применением соответствующей жестикуляции.

Ø Опосредованное, с помощью специальных средств передачи информации: газет, журналов, телевидения и тому подобное

Ø Прямое, путем личного контакта с собеседником.

Ø Косвенное, реализующееся при наличие посредников.

 

II. По субъектам общения:

Ø Между реальными субъектами.

Ø Между реальным субъектом и иллюзорным (осязаемым) партнером – животные, материальные вещи.

Ø Между субъектом и воображаемым партнером. Проявляется во внутреннем диалоге (внутренний голос) или диалоге с образом другого человека.

Ø Между воображаемыми партнерами – художественными образами произведений.

 

III. По количеству участников:

Ø Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах. Оно подразумевает знание индивидуальных особенностей партнера и наличие совместного опыта деятельности, сопереживания и понимания.

Ø Массовое общение – это множественные связи и контакты незнакомых людей в обществе, а также общение с помощью средств массовой информации (телевидение, радио, журналы, газеты и д.р.).

В психологии выделяют три основных типа межличностного общения: императивное, манипулятивное и диалогическое. Императивное общение – это авторитарная (директивная) форма воздействия на партнера по общению. Его основной целью является подчинение одним из партнеров себе другого, достижение контроля над его поведением, мыслями, а также принуждение к определенным действия и решениям. В данном случае партнер по общению рассматривается как бездушный объект воздействия, как механизм, которым надо управлять. В качестве средств влияния используются приказы, указания, требования, угрозы, предписания и т.п. Манипулятивное общение. Основной целью такого общения является оказание воздействия на партнера по общению, но при этом достижение своих намерений осуществляется скрытно. Манипуляцию и императив объединяет стремление добиться контроля в том, что при манипулятивном типе партнер по общению не информирует о своих истинных целях, цели скрываются или подменяются другими. Диалогическое общение является альтернативной императивному и манипулятивному типам межличностного общения. Оно основано на равноправии партнеров и позволяет перейти от фиксированной на себе установки к установке на собеседника, реального партнера по общению. Диалог возможет лишь в случае соблюдения ряда правил взаимоотношений:

Ø психологический настрой на эмоциональное состояние собеседника и собственное психологическое состояние;

Ø доверие к намерениям партнера без оценки его личности;

Ø восприятие партнера как равного, имеющего право на собственное мнение и собственное решение (принцип паритетности);

Ø общение должно быть направлено на общие проблемы и нерешенные вопросы (принцип проблематизации);

Ø диалогическое общение предполагает внимательное отношение к собеседнику, к его вопросам.

Общение людей друг с другом может иметь различные цели:

1. Усвоение новой информации.

2. Передача информации.

3. Обмен информацией.

4. Самовыражение.

5. Поиск человека, от которого можно получить понимание, сочувствие, эмоциональный отклик, похвалу.

6. Выработка новой информации.

7. Стимулирование деятельности.

8. Изменение мнения, намерения, поведения другого человека.

9. Постановка вопроса или проблемы.

10. Дезинформация.

       Говоря о коммуникации людей можно выделить основные способы общения и их особенности. Так, речевое общение происходит в двух формах – устной и письменной. Они находятся в сложном единстве и в речевой практике занимают важное и примерно одинаковое место по своей значимости. В условиях реальной коммуникации наблюдается их постоянное взаимодействие и взаимопроникновение. Любой письменный текст может быть озвучен, т.е. прочитан вслух, а устный – записан при помощи технических средств. Существуют такие жанры, например, драматургия, ораторские произведения, которые предназначены специально для последующего озвучивания. Характерные черты устной и письменной речи можно рассмотреть в сравнительной таблице:

 

Характеристики Устное общение Письменное общение
Протекание во времени Исполнение и восприятие одновременны Исполнение и восприятие разведены во времени
Направленность общения Может быть однонаправленным (монолог) или партнерским (диалог) Однонаправлено (чтение, письмо)
Использование невербальных форм общения (мимики и жестов) Присутствует Отсутствует

 

   Общение выполняет целый набор разнообразных функций:

1. Социализации. В результате общения формируются и развиваются межличностные отношения.

2. Социального контроля. Регламентирование поведения и деятельности с помощью групповых и социальных норм путем использования позитивных или негативных санкций.

3. Познавательная. Люди знакомятся и узнают друг друга, формируют в собственном сознании картину окружающего мира.

4. Экспрессивная. Понимание переживаний и эмоционального состояния друг друга, его изменение: ведь потребность человека в общении очень часто возникает в связи с необходимостью изменить свое эмоциональное состояние.

5. Психологическая. В ходе общения мы оказываем или сами испытываем определенное воздействие на психическое состояние.

6. Самоидентификационная. Выражение причастности человека к группе: «Я – свой» или «Я – чужой».

7. Организационная. Благодаря общению можно организовать совместную деятельность людей, сплотить его в коллектив.

8. Регулятивная. Обоюдное воздействие на партнера по общению с целью изменения или сохранения его поведения, активности, состояния, отношения друг к другу.

9. Информационная. Передача, прием информации, знаний и умений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: