Факторы формирования личности

Личность человека формируется на протяжении всей его жизни под воздействием целого ряда факторов, это достаточно динамичный и не прерывный процесс. Формирование личности конкретного человека процесс достаточно индивидуальный и ситуативный, но в тоже время можно назвать некоторые факторы, которые в большей или меньшей степени влияют на всех нас.

1. Историческая эпоха в которую живет человек. Каждая эпоха определяет необходимость некоторого набора личностных качеств, необходимых для осуществления нормального взаимодействия между обществом и его членами. У каждой исторической эпохи свои законы права и морали, представления о добре, зле и добродетели, различные религиозные верования, которые оставляют соответствующий отпечаток на мировоззрение человека формируют его личностные качества.

2. Культура. Обладает определенным набором социальных норм, общепринятых ценностей и стереотипов поведения. Подобный набор является общим для членов данного общества или социальной группы. В связи с этим, возникает понятие модальной личности, воплощающей в себе те общекультурные ценности, которые общество прививает своим членам в ходе культурного опыта.

3. Социальное окружение. Этот фактор является одним из основополагающих в процессе формирования личностных качеств индивида. Влияние социального окружения осуществляется в первую очередь через процесс социализации. Формирование личности начинается в семье, так как родители первыми начинают передавать свой опыт и знания путем обучения, приобщать к традициям и социальным нормам и правилам поведения, прививать культурные ценности. Далее человек проходит социализацию в учебных и образовательных учреждениях. На его социализацию влияет его окружение (друзья, трудовой коллектив, средства массовой информации). Таким образом, человек в процессе взросления получает свой жизненный опыт, который формирует его мировоззрение, культуру, ценности и принципы, а как результат созидает личность.

4. Отдельные личности. Ими могут быть как современники, так и люди, живущие в прошедшие эпохи. Зачастую это люди, обладающие сильными харизматичными чертами, оказавшие значительное влияние на общество. Достаточно часто подобными «знаковыми» для личности человека людьми становятся родители, учителя, популярные личности, общественные деятели и даже литературные герои. Часто такие люди являются для других кумирами, им начинаю подражать, ученики уважающие своих учителей или тренеров, хотят продолжить их профессию. 

5. Специфические условия, в которых происходит формирование личности. Так, например, в одном обществе различные его члены могут жить в совершенно разных условиях. Такими условиями являются:

Ø Жизнь в городе и деревне.

Ø Различное финансовое благосостояние семьи.

Ø Численный состав и полнота семьи.

Ø Условия обучения в учебном заведении.

Ø Благополучность и криминальность региона проживания.

К специфическим условиям можно отнести и среду обитания, которая постоянно воздействует на наше поведение. Так, например, историки связывают влияние природно-климатических условий с возникновением цивилизаций. Люди выросшие в различном климате могут значительно отличаться друг от друга. Наиболее ярким примером тому является сравнение горных жителей, жителей степей и людей, населяющих джунгли. Их менталитет и реакция на одни и те же события и явления в общественной жизни может быть совершенно различной.

6. Генетические особенности индивида, полученные им при рождении. Наследственные черты являются базой для формирования личности. Такие наследственные качества индивида как способности или физические качества, накладывают отпечаток на его характер, способ восприятия окружающего мира и оценки других людей. Биологическая наследственность в первую очередь влияет на индивидуальность человека.

7. Индивидуальный опыт человека. Каждый человек на протяжении своей жизни попадает в различные ситуации, в ходе которых он испытывает влияние других людей и физического окружения. Последовательность таких ситуаций является уникальной и неповторимой для каждого конкретного человека и он ориентируется на будущие события, исходя из положительного или отрицательного восприятия прошлых ситуаций.

Говоря о формировании личности, важным моментом является процесс её социализации. Вопросы, связанные с этим процессом подробно раскрыты в главе 3 «Социальная сфера».

Потребности человека

В целях своего развития (как биологического, так и социального) человек вынужден удовлетворять различные нужды, которые называются потребностями.

В психологии принято выделять несколько видов потребностей человека.

1. Биологические (физиологические, материальные) – потребности в пище, одежде, жилище, безопасности, тепле, движении.

2. Социальные – потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, в общественном признании, любви, уважении и др.

3. Духовные (идеальные, познавательные) – потребности в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного, науке, образовании, искусстве, религии, морали законах и др.[4]

Идеальные (или духовные, культурные) потребности человека – это внутренние побуждения человека к реализации своего творческого потенциала, к созданию и освоению культурных ценностей, этических и эстетических представлений и идеалов, к обретению разноплановых знаний о мире.  Основа идеальных потребностей человека – стремление к познанию окружающего мира и смысла своего существования. Эта категория потребностей стимулирует развитие науки, искусства, философии, религиозных учений. Важно понимать, что биологические, социальные и духовные потребности человека тесно взаимосвязаны. У большинства людей социальные потребности господствуют над идеальными: потребность в знаниях выступает нередко как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе. В наши дни существуют и другие классификации потребностей. Так, одной из наиболее распространенных и популярных, является классификация потребностей человека, разработанная американским психологом А. Маслоу. В соответствии с этой классификацией, все потребности принято делить на две группы:

1. Первичные (врожденные) – физиологические. Потребности в  пище, воспроизводстве рода, дыхании, безопасности. Их еще называют экзистенциальные. Эти потребности, которые появляются у человека сразу с момента рождения и присущи всем живым существам.

2. Вторичные (приобретенные) (в общении, привязанности, признании, любви, самоуважении и самоактуализации и самореализации). Эти потребности появляются у человека позже, по мере его личностного становления и включения в систему социальных отношений.

Причем на первый план А. Маслоу ставит естественные физиологические потребности, удовлетворив которые, человек начинает испытывать потребности более высокого порядка. Так, например, люди, испытывающие острый недостаток в пище и безопасности, не станут стремиться реализовать свои творческие порывы и свою индивидуальность. Хотя, в истории человечества подобные примеры имеются, но, все они порождены особенными неповторимыми качествами людей, а, порой, гением конкретного человека и могут быть отнесены в разряд исключения из правил. Набор потребностей человека можно рассмотреть на следующем рисунке, который получил название «Пирамиды потребностей Маслоу»:

Соотношение первичных и вторичных потребностей человека в пирамиде, предложенной А. Маслоу, можно рассмотреть на примере следующей схемы:

 

 

В иерархии потребностей, составленной А. Маслоу, высшую ступень занимает самоактуализация человека (самовыражение) – осуществление его творческих способностей, реализация талантов через созидательную духовную деятельность. Результаты самореализации нужны не только самому индивиду, который ее осуществляет, но и обществу. Так, например, профессиональное становление является одним из результатов самореализации.

Говоря о потребностях человека, следует не забывать о этических моментах. Необходимо помнить о разумном ограничении потребностей, поскольку, во-первых, не все потребности человека могут быть удовлетворены в полной мере, во-вторых, потребности не должны противоречить нравственным нормам общества. Говоря о потребностях человека, русский писатель Л.Н. Толстой совершенно справедливо отмечал: «Хочешь быть свободным – умей ограничивать себя в своих желаниях».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: