Основные отличия человека от животных

Васильев М.В., Везовитов С.М. Обществознание. Учебное пособие для школьников старших классов и абитуриентов высших учебных заведений. Издание 5. Псков: ООО «Гименей», 2019. 440 с.

Глава 2

Человек

 

Понятие «человек» имеет сложную, многогранную структуру и огромный набор разнообразных определений, напрямую зависящих от исторической эпохи, религиозной, философской и идеологической базы с которой рассматривается данное понятие. В самом широком смысле под словом «человек» принято понимать высшую ступень развития живых организмов на земле. В обществоведческом знании человек понимается как субъект преобразующей общественно-исторической деятельности и культуры. Иногда под этим понятием подразумевается человечество в целом. Так иногда можно услышать фразу «мы можем с уверенностью сказать, что человек на данном этапе своего развития уже научился пользоваться орудиями труда». В более узком значении этого слова мы говорим о конкретном индивиде, включающем в себя биологическое и социальное направление.

С исторической точки зрения под понятием «человек» принято подразумевать родовое понятие, которое характеризует биологический вид Homo sapiens, и тот факт, что этот вид живых существ включает в себя одновременно черты природы и социальной сущности одновременно. Иными словами, это понятие включает в себя те характеристики, которые отличают представителя рода человеческого от других высокоорганизованных животных. С точки зрения антропологии человек это природное (биологическое) существо, что выражается в его физиологической организации, в морфологических, физиологических явлениях, в нервно-мозговых и некоторых других процессах человеческого организма.

 

Как природное существо человек наделен определенными природными силами, которые существуют в нем в виде задатков, способностей, влечений. Как и животным, человеку характерны врожденные инстинкты и биологические потребности. Однако в отличие от всех других природных существ он является деятельным природным существом, только человек изменяет мир вокруг себя, подстраивая его под свои цели и интересы. Животное лишь живет в этом мире и пользуется его благами. Именно в преобразовательном труде человек утверждает себя как родовое существо. Развитие трудовой активности изменило природную сущность человека. В социальном отношении труд повлек за собой формирование новых, социальных качеств человека, к коим относятся: мышление, речь, общение, убеждение, мировоззрение, ценностные ориентации и т.д. Человек обладает рядом социальных качеств, которые принципиально отличают его от животных и главным из них является развитая членораздельная и осмысленная речь. Этим свойством обладает только человек, именно с помощью речи (как устной, так и письменной), человек смог передавать накопленный опыт последующим поколениям. В животном мире, каждое новое поколение зверей каждый раз познает окружающий мир самостоятельно и не обладает родовым опытом. Человек в силу своего высокого интеллектуального развития, отличается от животных способностью к целеполаганию, прогнозированию будущего и ответственностью за собственные поступки. Человеку свойственны потребности высшего порядка (социальные и духовные). Далее эта тема будет разобрана подробнее. Все это подчеркивает социальную природу человека. Новый вид Homo sapiens с самого начала выступал в двух тесно взаимосвязанных ипостасях: как биологический вид и как существо социальное.

Даже на обыденно-житейском уровне можно прийти к выводу, что все, чем обладает человек, чем отличается от животных, является результатом его жизни в обществе. Ребенок появляется на свет уже со всеми физиологическим особенностями, накопленным человечеством за его предшествующую историю. Однако ребенок, не впитавший в себя культуру общества, а тем более лишенный контактов с людьми, оказывается самым неприспособленным к жизни из всех живых существ. Принципиально важно понимать, что вне общества ребенок никогда не сможет стать полноценным человеком. В современной науке известны случаи, когда маленькие дети были потеряны своими родителями и попадали в среду животных.  В современной науке таких детей принято называть «дети-маугли» [1]. Даже если им удавалось выжить в дикой природе, то после нескольких лет пребывания их в отрыве от общества эти дети впоследствии не смогли усвоить даже прямую походку. Они не овладели членораздельной речью, произносили звуки, подражая тем животным, среди которых жили. Мышление этих детей оказалось очень примитивным, и о нем можно говорить лишь с известной долей условности. Таких детей было бы справедливо назвать человекообразными существами, социальная составляющая их природы полностью отсутствовала, они на всю жизнь оставались интеллектуальными и психологическими инвалидами. Ребенок появляется на свет, как человеческое существо, однако в момент своего рождения он лишь кандидат на звание человека, и стать им самостоятельно в изоляции от других людей ребенок не может. В результате длительной и постепенной социализации ему еще предстоит научиться быть человеком. Общество вводит его мир людей, и именно оно, регулирует и наполняет его поведение социальным содержанием. Продолжая мысль о роли и значении общества, окружающего человека, важности общения в процессе становления человека можно вспомнить известную цитату писателя Антуана де Сент Экзюпери, который говорил, что «Самая большая роскошь на свете – это роскошь человеческого общения». Важно помнить, что развитая речь это не только приобретаемый навык, появляющийся у человека в процессе контактов в людьми. Маленький ребенок в не зависимости от своего этнического происхождения всегда заговорит на том языке, на котором говорят его родители или люди его окружающие. Однако речь даже у взрослого человека имеет и свойство утрачиваться, причем достаточно быстро, в том случае, если контакты с обществом прекращаются. Ученые утверждают, что если взрослого и образованного человека поместить на необитаемый остров и лишить его всяческих контактов с людьми на один год, то такой человек забудет около половины своего словарного запаса, а на следующий год еще половину слов от оставшегося багажа. С течением времени такой человек практически не сможет четко изъясняться с людьми. Качественная и полноценная речь напрямую влияет на интеллектуальное и психологическое развитие человека. Если человек не утруждает себя построением сложных фраз, не беседует на серьезные темы с другими людьми, а длительное время ограничивается короткими фразами и простыми предложениями (скажем СМС или заметки в Твиттере), такой человек имеет низкий интеллектуальный уровень и шанс появления у него психологических расстройств очень высок. Современная медицина знает тому множество примеров. Историческим примером может быть трагическая судьба русского императора Ивана VI Антоновича, который в младенчестве был смещен с престола и по мере взросления лишен полноценных контактов с обществом. Пребывая в юношеские годы в одиночной камере, не имея возможности общения даже со своими охранниками умеющий говорить и читать юноша к двадцати годам стал страдать острыми психологическими расстройствами и уже не мог четко изъяснять свои мысли. Зная свойства психологии и законы нейрофизиологии человека, императрица Елизавета Петровна таким образом устранила своего конкурента на престол. Сохранив ребенку жизнь, она постепенно сделала его умалишенным человеком, которого уже было бы нереально вновь провозгласить императором.

Продолжая мысль о роли общения в жизни человека необходимо сказать несколько слов и о качестве этого общения. Человек, а особенно маленький ребенок всегда склонен к подражательству и будет копировать образцы поведения своих родителей и людей его окружающих. Психологи уже давно обратили внимание на то, что «общение так же необходимо ребёнку, как и пища. Малыш, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишён постоянных контактов со взрослыми, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растёт, худеет, теряет интерес к жизни. Если продолжить сравнения с пищей, то можно сказать, что общение может быть не только здоровым, но и вредоносным. Плохая пища отравляет организм; неправильное общение отравляет психику ребёнка, ставит под удар его психологическое здоровье, эмоциональное благополучие, а впоследствии, конечно, и его судьбу. Проблемные, трудные, непослушные и невозможные дети, так же, как дети с комплексами, забитые или несчастные – всегда результат неправильно сложившихся отношений». Криминалисты и психологи единодушны во мнении, если мы посмотрим на историю жизни большинства маньяков и серийных убийц, то непременно найдем примеры нездорового общения в их детских годах. Именно поэтому перед обществом стоит первостепенная задача предоставить следующему поколению качественные и здоровые условия для общения и интеллектуального развития. Это залог стабильности и поступательного развития в будущем. Именно социум сегодня определяет каким будет будущее через несколько десятков лет.         

Человек представляет собой существо биосоциальное, выраженное в целостном единстве биологического и социального, наследственного и прижизненно приобретенного. При этом человек не просто арифметическая сумма биологического, психического и социального, а их сложно переплетенное единство, приводящее к возникновению человеческой личности. Абсолютизация одной из сторон человеческой сущности приводит либо к биологизаторству (акцентируется внимание исключительно на эволюционно-биологических предпосылках эволюции), либо к социологизаторству (природа человека определяется исключительно на основе социально значимых факторов). Наиболее объективная и взвешенная оценка в означенном вопросе учитывает оба подхода, и отмечает наиболее существенные отличия человека от остального животного мира[2].

 

Основные отличия человека от животных

1. Человек обладает членораздельной речью и сознательным мышлением. Только человек обладает способностью критически оценивать прошлое, строить свои планы на будущее исходя из настоящего положения дел. Только человек способен передавать другим людям объективную информацию об окружающем мире, более того, человек умеет отображать действительность не только с помощью речи, но и с помощью других форм общения: музыки, живописи и других образных форм.

2. Человек отличается от животных своей разумностью, способностью контролировать свои животные инстинкты и стремления. Благодаря разуму человек способен изучать окружающий его мир, постигая законы мироздания, накапливать и передавать дальнейшим поколениям научные знания. Разумный человек всегда готов нести ответственность перед обществом за свои решения и поступки.

3. Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности. Он способен смоделировать свое поведение и отдать предпочтение различным социальным ролям, выбрав одни и отказавшись от других. Человек имеет способности к предвидению отдаленных последствий своих действий и выбору нестандартных форм деятельности.

4. Человек может в различных формах высказать свое ценностное отношение к отдельным проявлениям окружающей нас действительности. Только у человека появляется представление о сверхъестественных силах, морали, добре и зле. Человек осознает свою конечность пребывания в этом мире, свою смертность, сохраняя память о прошлом, как о себе, так и о других людях.

5. Деятельность человека имеет преобразующий характер. В процессе своей деятельности, человек в отличие от всех других живых существ преобразует и изменяет окружающий его мир, создавая необходимые ему духовные и материальные блага. В рамках своей преобразовательной жизнедеятельности только человек создает «вторую природу» - культуру. Животные же способны только приспосабливаться к различного рода изменениям и вызовам внешнего мира, не имея возможности существенно изменить окружающий их мир. Некоторые высокоорганизованные животные, например шимпанзе, могут использовать предметы (камни, палки и т.п.) в качестве орудий труда, но ни одно животное не может производить орудия труда с помощью ранее сделанных предметов. Эта прерогатива остается исключительно за человеком.

6. Человек на протяжении своего жизненного пути стремиться к удовлетворению не только биологических потребностей, но и духовных, реализуя свою социальную сущность. Удовлетворение духовных потребностей человека не только способствует формированию культуры, но и духовного (внутреннего) мира человека, обогащая и развивая его.

В тоже время каждый человек имеет определенный набор индивидуальных черт и особенностей, характерных только ему. Русский философ Б.В. Марков отмечал, что природа человека не является чем-то заданным, а строится в каждой культуре по-своему. «Осознание действительности своей природы – фундаментальное свойство человека. С одной стороны, как и любое животное, он подчиняется физическим и биологическим условиям выживания, но с другой стороны, определяется социальными нормами, обладает сознанием свободы и стремиться к исполнению духовных идеалов добра, справедливости, красоты и истины… Человеком не рождаются, а становятся, но что такое человек и кем он должен стать – эту загадку каждая историческая эпоха решает по-своему. Поэтому нет оснований говорить о врожденной агрессивности или, наоборот, солидарности, так как природные задатки, которые есть у каждого человека, успешно подавляются или же интенсифицируются обществом. Люди буквально всему должны научиться сами, и все, что они умеют – это продукт культурного развития, воспитания и образования. Человеком не рождаются, а становятся». В этом же ключе мыслил французский экзистенционалист Ж.-П. Сартр, который писал о человеке: «Сущность человека не предшествует его существованию, он проектирует себя сам и обречен на свободу и ответственность, которую уже не может перекладывать на Бога».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: